г.Калуга |
|
24 июля 2013 г. |
Дело N А64-8413/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.07.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.07.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Степиной Л.В. |
|
Ивановой Н.Н. |
При участии в заседании: |
|
от открытого акционерного общества "Биохим" (ул. Аптекарская, д. 16, г. Рассказово, Тамбовская область, 393250, ИНН 6828000346, ОГРН 1026801115274) |
- Мишкиной О.В. - представителя по доверенности N 10 от 22.04.2013, сроком на один год; |
от общества с ограниченной ответственностью "Производственная фирма "Раском" (ул. Пролетарская, д. 437, г. Рассказово, Тамбовская область, 3932500, ИНН 68288003763, ОГРН 1026801117265)
от крестьянского фермерского хозяйства "Благие намерения" (ул. Автомобильная, д. 2, г. Рассказово, Тамбовская область, 393250, ИНН 6815001783, ОГРН 1026801120411)
от открытого акционерного общества "Рематтра" (ул. Индустриальная, д. 4, г. Рассказово, Тамбовская область, 393255, ИНН 6828001124, ОГРН 1026801114834)
от общества с ограниченной ответственностью "Промресурс" (ул. Воронежская, д. 1, г. Рассказово, Тамбовская область, 393250, ИНН 6828003940, ОГРН 1036876410780)
от общества с ограниченной ответственностью "Град Олегов Плюс" (ул. Пушкина, д. 64, г. Рассказово, Тамбовская область 393250, ИНН 6828004069, ОГРН 1036876411406)
от закрытого акционерного общества работников "Народное предприятие "Хлеб" (ул. Октябрьская, д. 28, г. Рассказово, Тамбовская область, 393255, ИНН 682800603, ОГРН 1026801117640)
от Управления по регулированию тарифов Тамбовской области (ул. К. Маркса, д. 57-а, г. Тамбов, 392002, ИНН 6829071170, ОГРН 1106829008274)
от Прокуратуры Тамбовской области (ул. Лермонтовская, д. 1, г. Тамбов, 392002, ИНН 6831010898, ОГРН 1026801159330)
от открытого акционерного общества "Тамбовская сетевая компания" (ул. Пирогова, д. 22-а, г. Тамбов, 392000, ИНН 6829012231, ОГРН 1056882300694) |
- Мишкиной О.В. - представителя по доверенности N 15 от 01.07.2013, сроком на один год;
- Мишкиной О.В. - представителя по доверенности б/н от 05.07.2013,сроком на три года;
- Мишкиной О.В. - представителя по доверенности N 19/13 от 15.07.2013, сроком на шесть месяцев;
- Мишкиной О.В. - представителя по доверенности N 3 от 18.12.2012, сроком на один год;
- Мишкиной О.В. - представителя по доверенности N 16 от 01.12.2012, сроком на один год;
- Мишкиной О.В. - представителя по доверенности N 48 от 17.07.2013, сроком до 31.12.2013;
- Трофимовой Е.В. - представителя по доверенности N 01-43/25 от 11.01.2013, сроком до 31.12.2013 и Киреевой М.А. - представителя по доверенности N 01-43/30 от 11.01.2013, сроком до 31.12.2013;
- Бисиркиной И.И. - представителя на основании поручения прокуратуры Тамбовской области от 07.06.2013 N 8-14-01-2012 (удост. ТО N 112501);
- Шамариной А.А. - представителя по доверенности N 006/025 от 12.01.2013, сроком до 12.01.2014 и Рудаковой В.А. - представителя по доверенности N 006/005 от 11.01.2013, сроком до 10.01.2014
|
рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Биохим", общества с ограниченной ответственностью "Производственная фирма "Раском", Главы крестьянского фермерского хозяйства "Благие намерения", открытого акционерного общества "Рематтра", общества с ограниченной ответственностью "Промресурс", общества с ограниченной ответственностью "Град Олегов Плюс", закрытого акционерного общества работников Народное предприятие "Хлеб" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.03.2013 (судьи Игнатенко В.А., Малина Е.В., Парфёнова Л.И.) по делу N А64-8413/2012,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Биохим", ООО "ПФ "Раском", КФХ "Благие намерения", ОАО "Рематтра", ООО "Промресурс", ООО "Град Олегов Плюс", ЗАО "НП "Хлеб" обратились в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании недействующим пункта 3 приказа Управления по регулированию тарифов Тамбовской области (далее - Управление) от 27.07.2012 N 62-ж "О досрочном пересмотре тарифов на водоотведение и очистку сточных вод ОАО "Тамбовская сетевая компания" в части, устанавливающей тариф для группы "прочие потребители", и не соответствующим статье 4 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и приказу ФСТ России от 18.10.2011 г. N 248-э/1 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год" (с учетом уточнения требований).
Решением арбитражного суда от 22.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявители обжаловали его в кассационном порядке.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, заявители просят отменить состоявшийся по делу судебный акт и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение арбитражного суда отмене или изменению не подлежит в связи со следующим.
Как установлено судом, ОАО "Тамбовская сетевая компания" на основании заключенных договоров оказывает услуги заявителям по водоотведению и очистке сточных вод.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 18.10.2011 N 248-э/1 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год" установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год. Для Тамбовской области максимальная величина роста тарифов с 01.01.2012 по 30.06.2012 установлена в размере 100%, с 01.07.2012 по 31.08.2012-106%, с 01.09.2012 по 31.12.2012-111,9%.
Приказом Управления от 27.10.2011 г. N 121-ж установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов по муниципальным образованиям Тамбовской области.
Для муниципального образования - город Рассказово предельные индексы изменения тарифов установлены вышеназванным нормативным правовым актом в следующих показателях: с 01.01.2012 по 30.06.2012-100%; с 01.07 по 31.08.2012-106%; с 01.09.2012 по 31.12.2012-105,3%.
В соответствии с приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 26.12.2011 N 211-ж "Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов организациям коммунального комплекса Тамбовской области на 2012 год" ОАО "Тамбовская сетевая компания", оказывающему услуги по водоотведению и очистке сточных вод в г. Рассказово, установлены тарифы за водоотведение и очистку сточных вод с календарной разбивкой, которые соответственно составляли - 15,71 руб/м3, 16,15 руб/м3 и с 01.09.2012 - 16,15 руб/м3.
Не согласившись с расчетом указанных тарифов, ОАО "Тамбовская сетевая компания" обратилась с соответствующим заявлением в Федеральную службу по тарифам (далее - ФСТ России).
Приказом ФСТ России от 20.06.2012 N 410-д Управлению по регулированию тарифов Тамбовской области предложено досрочно пересмотреть тарифы на водоотведение и очистку сточных вод, установленные ОАО "Тамбовская сетевая компания" с 01 сентября по 31 декабря 2012 на основании приказа от 26.12.2011 N 211-ж.
Во исполнение указаний вышестоящего органа Управлением издан приказ от 27.07.2012 N 62-ж, которым на услуги по водоотведению и очистке сточных вод, оказываемые ОАО "Тамбовская сетевая компания", для группы "прочие потребители" установлены тарифы в размере 23,59 руб/м3, для группы "население" - 27,84 руб/м3.
Заявители, относясь к группе потребителей "прочие потребители", не согласившись с вышеназванным приказом Управления, обжаловали его в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются, в том числе, установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
В соответствии со статьей 4 Закона N 210-ФЗ федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок осуществляет следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок:
1) по решению Правительства Российской Федерации, а также в определяемые им сроки устанавливает предельные индексы в среднем по субъектам Российской Федерации. Указанные предельные индексы устанавливаются с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, тарифов на основе долгосрочных параметров и иных долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций, обязательств по концессионным соглашениям, объектом которых являются объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, а также с учетом региональных и иных особенностей. Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Указанные предельные индексы могут быть изменены федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок по решению Правительства Российской Федерации;
2) осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе;
3) рассматривает разногласия, возникающие между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса в отношении установленных тарифов и надбавок, принимает решения, обязательные для исполнения.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, устанавливают предельные индексы в среднем по муниципальным образованиям. Указанные предельные индексы и тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, должны соответствовать предельным индексам, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, в случае их установления. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса. Указанные предельные индексы устанавливаются исходя из объемов оказываемых услуг организаций коммунального комплекса с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, тарифов на основе долгосрочных параметров и иных долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций, обязательств по концессионным соглашениям, объектом которых являются объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, а также с учетом местных и иных особенностей. Указанные предельные индексы устанавливаются на срок не менее чем три года и не более чем пять лет. Досрочный пересмотр утвержденных предельных индексов допускается по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом (пункт 3 статьи 4 Закона N 210-ФЗ).
В соответствии со статьей 14 Закона N 210-ФЗ основаниями для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса являются, в том числе, предписание федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе, органу регулирования субъекта Российской Федерации.
Как установлено судом, оспариваемый приказ Управления по регулированию тарифов Тамбовской области издан по указанию ФСТ России.
Заявители, будучи несогласными с приказом Управления от 27.07.2012 N 62-ж, считают, что при расчете тарифов на водоотведение и очистку сточных вод, установленных для группы "прочие потребители" с 01.09.2012 по 25.01.2013, допущено превышение предельных индексов возможного изменения тарифов на услуги организаций коммунального комплекса.
Признавая указанные доводы потребителей услуг неправомерными, суд обоснованно учитывал следующее.
Как следует из материалов дела, в приказ Управления от 27.10.2011 N 121-ж, которым устанавливались предельные индексы максимального возможного изменения тарифов, внесены изменения приказом от 27.07.2012 N 61-ж.
В соответствии с указанными изменениями для муниципального образования - г. Рассказово Тамбовской области с 01.09.2012 по 31.12.2012 предельный индекс максимально возможного изменения тарифов был установлен в размере 141,7% по отношению к тарифам, действовавшим на конец предыдущего периода регулирования.
Приказ Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 27.07.2012 N 62-ж относится к нормативным правовым актам, в установленном законом порядке никем не оспорен и недействующим не признан.
Тариф, установленный оспариваемым приказом с 01.09.2012 на услуги, оказываемые ОАО "Тамбовская сетевая компания", не превышает установленный по муниципальному образованию - г. Рассказово предельный индекс возможного повышения цен (141,7%).
Таким образом, учитывая, что оспариваемый тариф устанавливался с учетом требований статьи 14 Закона N 210-ФЗ и при этом не допущено нарушения положений приказа от 27.07.2012 N 62-ж, определивших предельные индексы возможного изменения тарифов, суд обоснованно признал приказ Управления от 27.07.2012 N 62-ж в оспариваемой части соответствующим действующему законодательству.
Кроме того, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, арбитражным судом правомерно учитывался и тот факт, что заявителями не оспаривался приказ Управления от 27.07.2012 N 62-ж по мотивам установления экономически необоснованных тарифов.
Давая оценку доводам заявителей кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что они основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, а поэтому отклоняются как необоснованные.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.03.2013 по делу N А64-8413 /2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.