г.Калуга |
|
25 июля 2013 г. |
Дело N А09-9238/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.07.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.07.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шильненковой М.В. |
судей |
Козелкина И.И. Чистовой И.В. |
|
|
при участии в заседании: |
|
от истца |
не явились, извещены надлежаще, |
от ответчика
|
Стольниковой О.В. (дов. 32АБ0587187 от 31.05.2013), |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Брянскэнерго" на решение Арбитражного суда Брянской области от 11.02.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2013 по делу N А09-9238/2012,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Жилкомхоз", ОГРН 1123256005333, ИНН 3212004250, (далее - ОАО "Жилкомхоз") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к открытому акционерному обществу "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Брянскэнерго", ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107, (далее - ОАО "МРСК Центра") о взыскании 1 085 933 руб. 55 коп. задолженности за период с июля по сентябрь 2012 года и 97032 руб. 94 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21.08.2012 по 16.01.2013 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 11.02.2013 (судья Терешин А.В.) иск удовлетворен в полном объеме.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2013 (судьи Дайнеко М.М., Можеева Е.И., Токарева М.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ссылаясь на несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, нарушение норм материального и процессуального права, ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Брянскэнерго" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене указанных судебных актов, как незаконных.
В представленном отзыве на кассационную жалобу ОАО "Жилкомхоз" просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представители истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения соответствующих сведений на официальном сайте Федерального арбитражного суда Центрального округа, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в отсутствие представителей ОАО "Жилкомхоз" в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ОАО "МРСК Центра", обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, арбитражный кассационный суд считает необходимым решение суда первой инстанции и постановление арбитражного апелляционного суда отменить, в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, 01.07.2010 между ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Брянскэнерго" (заказчик) и Жуковское МУП "Жилкомхоз", правопредшественник истца, (исполнитель) заключен договор N 4632001412 оказания услуг по передаче электрической энергии с дополнительным соглашением к нему от 04.05.2012, согласно условиям которых, исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии потребителям путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю, а заказчик - оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленным настоящим договором.
Сроки и размеры платежей за оказанные услуги, а также порядок определения стоимости услуг по договору согласованы сторонами в Приложении N 1 к нему.
Согласно п. 6.1 договора расчеты за оказанные услуги производятся по тарифам, установленным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов Брянской области.
Ссылаясь на то, что оказанные истцом ответчику услуги по передаче электрической энергии в период с июля по сентябрь 2012 года оплачены ответчиком лишь частично, что привело к образованию задолженности в указанном размере, ОАО "Жилкомхоз" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор, арбитражный суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и наличии оснований для их удовлетворения в полном объеме, полагая правомерным применение истцом при расчете суммы задолженности двухставочного тарифа за услуги по передаче электрической энергии в спорный период.
Арбитражный кассационный суд считает, что данные выводы суда не соответствуют положениям действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу п.4 ст.23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.
Постановлением от 29.12.2011 N 1178 Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему положениями статьи 21 Федерального закона "Об электроэнергетике" полномочий, утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования N 1178). Указанное постановление официально опубликовано 23.01.2012 и считается вступившим в законную силу с 31.01.2012.
В соответствии с абзацем 1 пункта 81 Основ ценообразования N 1178 предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной службой по тарифам дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения на долгосрочный период или очередной год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают единые (котловые) тарифы, а также иные тарифы в соответствии с регламентом, утверждаемым Федеральной службой по тарифам.
Согласно абзацам 11-13 пункта 81 Основ ценообразования N 1178 цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в отношении иных категорий потребителей устанавливаются одновременно в 2 вариантах:
- двухставочная цена (тариф) в виде ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, и ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях;
- одноставочная цена (тариф) в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях.
Для расчетов за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, потребители (за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей, потребителей, энергопринимающие устройства которых непосредственно присоединены к переданным по согласованию в установленном порядке с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в аренду территориальным сетевым организациям объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, или гарантирующих поставщиков (энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций), действующих в интересах указанных потребителей), а также до 31 декабря 2012 года включительно гарантирующие поставщики (энергосбытовые организации, энергоснабжающие организациями), действующие в интересах указанных потребителей, самостоятельно выбирают вариант тарифа на период регулирования путем направления письменного уведомления в сетевую организацию (гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации, энергоснабжающей организации), действующему в интересах указанных потребителей) в течение 1 месяца со дня официального опубликования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении соответствующих цен (тарифов). Указанные лица вправе (в том числе в течение периода регулирования) выбрать двухставочную цену (тариф), если энергопринимающие устройства, в отношении которых оказываются услуги по передаче электрической энергии, оборудованы приборами учета, позволяющими получать данные о потреблении электрической энергии по часам суток со дня, указанного в уведомлении, но не ранее дня ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учета. Выбранный вариант тарифа применяется для расчетов за услуги по передаче электрической энергии со дня введения в действие указанных тарифов (абзац 15 пункт 81 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике").
Данная редакция абзаца 15 пункта 81 введена в действие Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", которое вступило в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования (04.06.2012).
Согласно абзацу 19 пункта 81 Основ ценообразования N 1178 при отсутствии указанного уведомления расчеты за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон, производятся по варианту тарифа, применявшемуся в предшествующий расчетный период регулирования. В расчетном периоде регулирования не допускается изменение варианта тарифа, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон.
Таким образом, из смысла абзаца 15 пункта 81 Основ ценообразования в области регулирования цен (тарифов) N 1178 следует, что правом на изменение вида тарифа в период регулирования при условии письменного уведомления об этом сетевой организации был наделен именно ответчик - ОАО "МРСК Центра", как сетевая организация котлового типа, выступающий заказчиком по спорному договору от 01.07.2010 на оказание услуг по передаче электрической энергии и действующий в интересах конечных потребителей электроресурса.
Из материалов дела усматривается, что постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области от 28.12.2011 N 37/9-э установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Брянской области на 2012-2014 годы с календарной разбивкой.
Согласно Приложению N 2 к указанному Постановлению от 28.12.2011 с 1 июля 2012 года для взаиморасчетов между ОАО "МРСК Центра" - "Брянскэнерго" и Жуковское МУП "Жилкомхоз", правопредшественник ОАО "Жилкомхоз", введены тарифы на услуги по передаче электроэнергии в двух вариантах: двухставочный и одноставочный тарифы.
Реализуя свое право на выбор варианта тарифа, ОАО "МРСК Центра" уведомило истца, как исполнителя по договору от 01.07.2010, оказывающего посреднические услуги по передаче электроэнергии конечным потребителям, об изменении с 01.07.2012 условий договора сторон N 4632001412 о порядке определения стоимости услуг по передаче электроэнергии путем применения в расчетах с исполнителем одноставочного тарифа, направив в адрес ОАО "Жилкомхоз" письмом от 27.07.2012 для подписания дополнительное соглашение от 17.07.2012 к договору N 4632001412, подписанное ответчиком.
Указанное дополнительное соглашение направлено заявителем в пределах месячного срока, предусмотренного абзацем 15 пункта 81 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, со дня введения уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов соответствующих видов и ставок тарифов на спорный период регулирования, и получено истцом, что им не оспаривается. Однако от его подписания ОАО "Жилкомхоз" уклонилось.
Следует отметить, что утвержденные регулирующим органом на спорный период индивидуальные тарифы на оплату услуг по передаче электрической энергии для взаиморасчетов сторон, не были оспорены заинтересованными лицами, в том числе и истцом, или признаны недействующими в установленном законом порядке
При указанных обстоятельствах, учитывая, что возникновение спорной суммы задолженности ответчика связано с применением ОАО "МРСК Центра" в порядке реализации предоставленного ему действующим законодательством права выбора в спорный период регулирования в расчетах с исполнителем оказания услуг одноставочного варианта тарифа, принимая во внимание отсутствие самостоятельных договорных отношений истца с конечными потребителями, требования ОАО "Жилкомхоз" о взыскании с заказчика по договору оказания услуг по передаче электроэнергии стоимости электрической энергии, рассчитанной с применением двухставочного тарифа, является необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
В связи с изложенным, судебная коллегия считает необходимым обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной и кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 2, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 11.02.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2013 по делу N А09-9238/2012 отменить.
В удовлетворении иска ОАО "Жилкомхоз" о взыскании с ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Брянскэнерго" 1 085 933 руб. 55 коп. задолженности за июль-сентябрь 2012 года и 97 032 руб. 94 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21.08.2012 по 16.01.2013 отказать.
Взыскать с ОАО "Жилкомхоз" (ОГРН 112325600533, ИНН 3212004250) в пользу ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Брянскэнерго" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) 4000 рублей (четыре тысячи рублей) в возмещение расходов по уплате государственный пошлины за подачу апелляционной и кассационной жалоб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
М.В. Шильненкова |
Судьи |
И.И. Козелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.