Системный подход
Появление нового раздела "Юрисконсульт" - это отклик на многочисленные пожелания читателей о публикации статей, в которых юристы рассказывали бы о "секретах мастерства" своей профессии, о том, как должна строиться работа юридической службы на предприятии, с тем, чтобы эта работа оказывалась максимально эффективна. Мы приглашаем всех наших читателей поделиться своим профессиональным опытом, предложить новые принципы деятельности юрисконсульта, руководствуясь которыми можно оптимизировать свою работу. Надеемся, что наш призыв не оставит вас равнодушными и нам удастся внести свой вклад в повышение правовой грамостности участников гражданского оборота и помочь в совершенствовании организации непростого труда юриста. Отдельные аспекты деятельности организации рассмотрены на примере конкретной организации - филиале "Амурэнергосбыт" ОАО "Амурэнерго".
Неотъемлемой частью организации юридической работы является организация в юридической службе делопроизводства и документооборота. Практика показывает, что это направление работы зачастую носит бессистемный, неорганизованный характер.
Поэтому на предприятии необходимо внедрение основ юридического делопроизводства, в первую очередь для обеспечения единообразия юридической работы.
Любое лицо, работающее с документацией (в т.ч. работники сторонних организаций), должно знать, кто подготовил тот или иной документ. Поэтому все исходящие документы (письма, докладные, служебные записки и т.п.) в левом нижнем углу последнего листа визируются тем работником юридической службы, который непосредственно подготовил данный документ или проверил его на соответствие действующему законодательству. Проекты договоров и документов за подписью руководителей предприятия, подготовленных в обособленных подразделениях, обязательно визируются также руководителем такого подразделения. Реквизит "виза" содержит подпись работника с расшифровкой (фамилия), его должность и дату подписания.
Представляется необходимым ведение юридическим отделом и юрисконсультами обособленных подразделений следующих обязательных форм (регистров) учета юридической документации:
1. Журнал учета претензий содержит следующую информацию:
N п/п |
Исх. N, дата отправления претензии |
N лиц. счета дол- жника |
Наименова- ние должни- ка |
Сумма предъявленных требований |
Результат |
В столбце "результат" производятся следующие записи:
получен ответ об удовлетворении претензии полностью (частично в сумме ____ руб.);
получен ответ об отказе в удовлетворении претензии;
оплачена добровольно "__"_______ 200_г. сумма ____ руб.;
подан иск в арбитр. суд. "__"_______ 200_г.
2. Журнал учета исходящих исков выглядит таким образом:
N п/п |
Исх. N, дата направления иска в суд |
N лиц. счета ответчика |
Ответчик | Исковые требова- ния |
Результат |
В столбце "исковые требования" указывается сумма заявленных требований в случае предъявления иска о взыскании задолженности либо краткое описание резолютивной части иска в случае подачи иска иного рода.
В столбце "результат" производятся записи о ходе дела (назначено на..., отложено до..., подан встречный иск о..., решение о взыскании... руб., апелляция на... и т.д.). Здесь же производится запись о получении исполнительного листа с указанием его номера и даты выдачи.
3. Журнал учета входящих исков включает следующую информацию:
N п/п |
Вход. N, дата получения иска |
Истец | Требования | Результат |
В столбце "результат" производятся записи о ходе дела (назначено на..., отложено до..., апелляция на..., утверждено мировое соглашение и т.д.). Здесь же производится запись о существе вынесенного по делу решения (решение от "__"________200_г. о.....). В случае получения исполнительного листа производится запись об этом с указанием номера и даты выдачи.
4. Журнал учета договоров (только для юридического отдела).
В журнале ведется учет всех хозяйственных договоров в соответствии с внутренними распорядительными актами.
5. Журнал учета исполнительных документов cодержит данную информацию:
N п/п |
Вход. N, дата получения исп. листа |
Ответчик | Содержа- ние |
Дата и N мсп. производ- ства либо дата предъяв. к р/сч ответчика |
Резуль- тат |
В столбце "содержание" кратко воспроизводится резолютивная часть судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
В столбце "результат" производятся следующие записи:
предъявлен для взыскания к р/с ответчика;
получен ответ из ПСП о возбуждении исполнительного пр-ва;
получено уведомление из ПСП о..........;
направлен запрос в ПСП о.........;
оплачена добровольно после получения исполнительного листа "__"_______ 200_г. сумма ____ руб.;
оплачена ПСП "__"_______ 200_г. сумма ____ руб.;
получено постановление ПСП о.........;
направлена жалоба старшему судебному приставу о......;
подан иск в арбитр. суд. "__"_______ 200_г. о признании неправомерным постановления ПСП о........; и прочие записи о ходе исполнительного производства и взыскании долга.
6. Претензии.
Дело содержит вторые экземпляры претензий, квитанции об отправке претензий заказными письмами, ответы на претензии.
7. Ответы на обращения граждан, организаций, выполнение указаний руководства предприятия.
Дело содержит документы, подготовленные юридическим отделом или юрисконсультом подразделения, вместе с первичными документами (письма, запросы, претензии, задания вышестоящих руководителей и проч.), относящимися к данному делу.
8. Руководящие документы вышестоящих организаций.
9. Доверенности.
Юридический отдел хранит в этом деле копии всех доверенностей, выданных работникам предприятия. Юрисконсульты обособленных подразделений хранят в этом деле копии всех доверенностей на работников этих подразделений.
10. Отчеты.
Дело содержит всю периодическую отчетность по правовой работе, установленную в соответствии с внутренними распорядительными актами предприятия.
11. Исполненные судебные (арбитражные) дела.
Каждое исполненное арбитражное дело хранится, как правило, в отдельной папке.
Указанные формы представляются обязательными для ведения юридическим отделом и юрисконсультами обособленных подразделений в электронном виде либо на бумажных носителях. При необходимости юридическим отделом и юрисконсультами подразделений заводятся и другие формы документации.
Каждый работник юридической службы обязан проводить работу по недопущению роста мертвой и мораторной дебиторской задолженности.
Основными мерами при этом являются:
Юридический мониторинг крупных организаций-должников:
- наблюдение за процессами реорганизации должников (выделение, разделение, присоединение, ликвидация);
- информирование регистрирующих органов и собственника дебитора о наличии задолженности и незаконности реорганизации данных юридических лиц без письменного уведомления предприятия как его кредитора;
- анализ законности регистрации реорганизации организаций-должников;
- оперативное реагирование на незаконную регистрацию реорганизации организаций-должников в порядке арбитражного судопроизводства.
Заключение договоров поручительства за крупных должников. Этот вид обеспечения обязательств позволяет перевести просроченную задолженность на платежеспособные предприятия.
В случае возможного введения процедуры банкротства, в целях уменьшения очередности при погашении долгов, важнейшей задачей работников юридической службы является прием ликвидного движимого имущества или векселей в залог исполнения обязательств. В этом случае обязательства перед предприятием, обеспеченные залогом, подлежат удовлетворению преимущественно перед другими кредиторами той же очереди.
Практика работы с такими дебиторами показывает целесообразность проведения работы по заключению договоров поручительства и залога, другой правовой работы только после введения в отношении неплательщика мер по ограничению или приостановлению поставок ему товаров или оказания услуг, при этом эти меры должны носить непрерывно длящийся характер и продолжаться до окончания переговоров с неплательщиком.
Для создания работоспособной юридической службы и ее продуктивной работы в дальнейшем требуется установление определенных единых базовых правил (регламента) ее деятельности. Представляется необходимым разработка и утверждение регламента, который должен содержать основные принципы и требования к проведению правовой работы, изложенные выше. Требования такого положения обязательны для исполнения юридическим отделом и юрисконсультами обособленных подразделений, т.е. всеми работниками юридической службы.
- На практике изложенная концепция организации юридической службы была реализована в филиале "Амурэнергосбыт" ОАО "Амурэнерго" (служба состоит из 7 работников юридического отдела и 13 юрисконсультов, работающих в 8 структурных подразделениях). В октябре 2001 г. было разработано и введено в действие соответствующее Положение об организации юридической работы, реализующее изложенные принципы и установившее порядок проведения основных юридических процедур, а также содержащее некоторые другие разделы, не освещенные в рамках настоящей статьи (основы организации договорной работы, претензионная работа, работа с исполнительными документами и проч.)
Три года работы юридической службы, прошедших после подчинения ее работы изложенным выше принципам, позволили:
обеспечить управляемость разрозненных частей юридической службы;
увеличить производительность работы службы - например, обеспечить резкий (в разы) рост количества исков в отношении дебиторов;
практически полностью охватить исполнительными документами просроченную дебиторскую задолженность потребителей;
унифицировать юридический документооборот и отчетность;
обеспечить единообразие применяемых методов правовой работы.
Эти результаты в совокупности направлены на достижение конечных целей, а именно на создание работоспособной юридической службы и обеспечение системы ее работы.
С. Чуясов,
начальник юридического отдела филиала "Амурэнергосбыт"
ОАО "Амурэнерго"
"эж-ЮРИСТ", N 39, октябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru