город Калуга |
|
20 августа 2013 г. |
Дело N А09-5337/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.08.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.08.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Сладкопевцевой Н.Г. |
судей |
Егоровой С.Г. |
|
Козелкина И.И. |
при участии в заседании: |
|
от истца ООО "Брянсктеплоэнерго" |
не явился |
от ответчика ООО "ДУ Челюскинцев" |
не явился |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "ДУ Челюскинцев" на решение Арбитражного суда Брянской области от 10.12.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 по делу N А09-5337/2012,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Брянсктеплоэнерго" обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к ЖСК "Пионер" (далее - кооператив) о взыскании задолженности за отпущенную тепловую энергию на отопление лестничных клеток в жилом доме N 11 по ул. Челюскинцев в г. Брянске за период с декабря 2011 года по август 2012 года в сумме 677 581 рубль 47 копеек и процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.09.2012 года по 13.11.2012 года в сумме 9 627 рублей 30 копеек.
Определением от 26.09.2012 в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика ЖСК "Пионер" на ООО "Домоуправление "Челюскинцев" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 10.12.2012 исковые требования общества удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 решение Арбитражного суда Брянской области от 10.12.2012 изменено в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами.
С ООО "Домоуправление "Челюскинцев" в пользу ООО "Брянсктеплоэнерго" взыскано 677 581 рубль 47 копеек задолженности, 4 968 рублей 93 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ООО "Домоуправление "Челюскинцев" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушением норм материального и процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы утверждает, что истцом поставка в дом тепловой энергии для обогрева лестничных клеток в спорный период не осуществлялась.
По мнению заявителя жалобы, произведенный истцом расчет задолженности является неверным, поскольку в расчете неправомерно применен норматив отопления в жилых домах с централизованными системами теплоснабжения, утвержденный постановлением Брянской городской администрации от 22.12.2009 N 2581-п в редакции от 01.02.2010 N 129-п.
Ответчик считает, что при расчете потребленной тепловой энергии в спорном доме следует исходить из максимальной нагрузки теплового узла дома - 0,065 Гкал/ч, применив для определения объема потребленной тепловой энергии Методику определения количеств тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденную Приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 N 105.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, для участия в нем своих представителей не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Брянсктеплоэнерго" и ЖСК "Пионер" 29.11.2012 года был заключен договор теплоснабжения N 03033068 на поставку тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения.
Согласно приложению N 3 в доме установлены два тепловых пункта - N 1 - для нежилых помещений и N 2 - для лестничных клеток.
В спорный период ООО "Домоуправление Челюскинцев" на основании договора управления многоквартирным домом от 07.11.2011, заключенным с застройщиком дома - ЖСК "Пионер", являлось управляющей организацией жилого дома, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Челюскинцев, 11.
Главой Брянской городской администрации 03.11.2011 было утверждено разрешение на ввод вышеназванного объекта в эксплуатацию (т. 1 л.д. 87-92).
Жилые помещения указанного многоквартирного дома оборудованы индивидуальными приборами отопления (газовые коллы).
Разрешая спор, арбитражный суд исходил из того, что в материалах дела отсутствуют и заявителем жалобы в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены бесспорные доказательства, свидетельствующие о том, что истцом в спорный период фактически не осуществлялось отопление лестничных клеток в жилом доме N 11 по ул. Челюскинцев в г. Брянске.
Между тем, в данном случае судом неверно распределено бремя доказывания факта осуществления отопления мест общего пользования многоквартирного жилого дома, так как в силу названной статьи именно на истце лежит обязанность по представлению соответствующих доказательств, обосновывающих заявленные исковые требования.
Приокским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 16.11.2011 года ЖСК "Пионер" выдано временное разрешение на пусконаладочные работы тепловой энергоустановки (котельной) указанного дома.
Согласно акту осмотра тепловых установок N 2217/625-18-ТС-Б от 16.11.2011 проектная тепловая нагрузка на тепловую установку составляет по отоплению 0,19 Гкал/ч.
Как следует из технического паспорта индивидуального теплового пункта N 2 (т.1 л.д. 121-124), предназначенного для присоединения к тепловой сети системы отопления лестничных клеток жилого дома, его тепловая мощность составляет 0,065 Гкал/ч.
Согласно расчету истца, произведенному исходя из норматива - 0,0131 Гкал на 1 квадратный метр общей площади, установленного постановлением Брянской городской администрации от 22.12.2009 N 2581-п "О нормативах потребления коммунальных услуг по городу Брянску (отопление, горячее водоснабжение) для отопления жилых домов с централизованной системой отопления, задолженность ответчика за отпущенную тепловую энергию за период с декабря 2011 по август 2012 составляет 677581 руб. 47.
Как следует из материалов дела, отдельный норматив потребления тепловой энергии для мест общего пользования в г. Брянске в предусмотренном законодательством порядке на спорный период установлен не был.
Отказ ответчика от оплаты услуг по поставке тепловой энергии послужил основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяют правила, установленные статьями 539 - 547 Кодекса для договоров энергоснабжения.
В силу пункта 1 статьи 544 Кодекса оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Удовлетворяя заявленные исковые требования о взыскании задолженности за тепловую энергию, потребленную местами общего пользования, суд признал произведенный истцом расчет задолженности обоснованным.
Между тем, судом не дана надлежащая оценка доводам ответчика о том, что примененный истцом для расчета задолженности норматив потребления тепловой энергии, утвержденный для жилых помещений, не может быть использован в данном случае для определения стоимости тепловой энергии, потребленной местами общего пользования, поскольку в жилых помещениях многоквартирного дома установлено индивидуальное газовое отопление.
При этом методики расчета платы за отопление мест общего пользования при наличии в многоквартирном доме двух разных способов обогрева помещений Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, не предусмотрено. Указания на применение для такой ситуации предложенной истцом формулы в Правилах N 307 также нет.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 306 (ред. от 06.05.2011) "норматив потребления коммунальных услуг" - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета;
В силу пункта 29 названных Правил в норматив отопления включается расход тепловой энергии исходя из расчета расхода на 1 кв. метр площади жилых помещений для обеспечения температурного режима жилых помещений, содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги.
В силу пункта 7 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Правила N 306) (ред. от 06.05.2011) при выборе единицы измерения в отношении отопления используются - Гкал на 1 кв. метр общей площади жилых помещений.
Таким образом, из положений названных Правил следует, что норматив потребления коммунальной услуги при отсутствии приборов учета рассчитывается на 1 кв.м площади жилых помещений, исходя из объема тепловой энергии, необходимого для отопления как жилого помещения, так и мест общего пользования.
Как отмечено выше, норматив потребления тепловой энергии для мест общего пользования в г. Брянске для спорного периода установлен не был.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что судами первой и апелляционной инстанции не установлен соответствующий метод расчета стоимости потребленной тепловой энергии, использованной для отопления мест общего пользования, с учетом того обстоятельства, что жилые помещения данного многоквартирного дома имеют индивидуальное газовое отопление.
Принимая во внимание, что суды обеих инстанций при рассмотрении дела не учли и достоверно не установили ряд обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, неверно применили нормы материального права, арбитражный кассационный суд считает необходимым обжалуемые решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо для разрешения спора о методе расчета стоимости потребленной ответчиком тепловой энергии с учетом особенностей теплоснабжения многоквартирного дома по ул. Челюскинцев, обсудить вопрос о целесообразности привлечения к участию в деле специалиста, а также о возможности применения установленного нормативными актами метода определения объема тепловой энергии по аналогии.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.287, ч. 1-3 ст. 288, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 10.12.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 по делу N А09-5337/2012 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Сладкопевцева Н.Г. |
Судьи |
Егорова С.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.