г.Калуга |
|
22 августа 2013 г. |
Дело N А54-8084/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.08.2013.
В полном объеме постановление изготовлено 22.08.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи |
Степиной Л.В. |
Судей |
Ивановой Н.Н. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Шелудяева В.Н.
Полидановой Н.А. |
при участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" в лице Рязанского филиала (ОГРН 1041621008824, ИНН 1655063821, Республика Татарстан, г.Казань, ул. Университетская, д. 14, 420111; г. Рязань, Южный промузел, д. 23, 390011) |
- Румянцевой Л.В. - представителя по доверенности от 01.04.2013 N 23; |
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области (ОГРН 1096234009904, ИНН 6234074270, г.Рязань, ул.Дзержинского, д. 14Б, 390013) |
- Байляровой И.Н. - представителя по доверенности от 28.12.2013 N 5892/07-10; |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.12.2012 (судья Савина Н.Ф.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2013 (судьи Рыжова Е.В., Капустина Л.А., Каструба М.В.) по делу N А54-8084/2012,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" (далее также - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к ТУ Росимущества в Рязанской области (далее - Управление) о признании незаконным пункта 2 распоряжения Управления от 19.10.2012 N 333-р "О приватизации находящихся в собственности Российской Федерации земельных участков, расположенных по адресу: Рязанская область, город Рязань, район Южный промузел, 23 (Октябрьский район)", устанавливающего цену выкупа подлежащих приватизации земельных участков в размере 4571252,63 рублей и требованием устранить нарушение прав и законных интересов заявителя, путем подготовки и направления в месячный срок договора купли-продажи находящихся в федеральной собственности земельных участков с кадастровыми номерами 62:29:0130002:138 и 62:29:0130002:139, с установлением выкупной цены в размере одного процента кадастровой стоимости: соответственно 8828,6 и 36883, 93 рублей, всего 4571252, 63 руб.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 29.12.2012, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2013, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит отменить указанные решение и постановение, считая их незаконными и необоснованными, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, обсудив доводы, указанные в кассационной жалобе, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Как установлено судом, ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" 25.04.2012 обратилось в ТУ Росимущества в Рязанской области с заявкой о приватизации находящихся в федеральной собственности земельных участков с кадастровым номером 62:29:0130002:138, площадью 315 кв. м и кадастровым номером 62:29:0130002:139, площадью 1316 кв. м.
На указанных земельных участках расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности.
19.10.2012 ТУ Росимущества в Рязанской области приняло распоряжение N 333-р о предоставлении в собственность ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ находящихся в федеральной собственности земельных участков и заключении договора купли-продажи испрашиваемых земельных участков.
Согласно пункту 2 указанного распоряжения выкупная цена земельных участков составила 4 571 252,63 рубля.
Общество, ссылаясь на то, что цена земельного участка, указанная в распоряжении, определена с нарушением норм действующего законодательства, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего.
В силу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствии оспариваемого решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушении данным решением и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.
На основании пункта 1.1 статьи 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1.2 статьи 36 ЗК РФ цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Рязанской области от 26.10.2004 N 112-ОЗ "Об установлении цены земли при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на них зданий, строений и сооружений" до 1 января 2012 года цена выкупа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлена в размере одного процента кадастровой стоимости земельного участка.
Кроме того, в части 3 статьи 1 настоящего закона было закреплено установить с 1 января 2012 года цену выкупа земельных участков, находящихся в собственности Рязанской области или государственная собственность на которые не разграничена, при их приобретении лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, - в размере кадастровой стоимости земельного участка. Указанное положение нормативного акта утратило силу с принятием закона Рязанской области от 21.11.2012 N 89-ОЗ "О порядке определения цены и порядке оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Рязанской области или государственная собственность на которые не разграничена, при их продаже собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на этих земельных участках".
Вместе с тем согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012 лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:
свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти - до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех - до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Материалами дела подтверждается, что Общество обратилось с заявлением о приобретении в собственность занимаемого им спорного земельного участка 25.04.2012.
При обращении в уполномоченный орган заявитель представил полный комплект документов, необходимых для принятия решения о приватизации земельных участков.
Однако, заявка Общества о предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков, в установленный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации месячный срок не была рассмотрена и решение по ней не принято.
Ввиду изложенного суды указали, что ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" обратилось с заявкой о приватизации земельных участков до 01.07.2012; срок, установленный Земельным кодексом Российской Федерации, для принятия решения ТУ Росимущества в Рязанской области и направления договора истек также до 01.07.2012.
Следовательно, спорные по настоящему заявлению правоотношения, а также соответствующие права и обязанности сторон возникли до 01.07.2012.
Управление, как усматривается из оспариваемого пункта 2 распоряжения, определило выкупную стоимость земельного участка на основании пункта 1.2 статьи 36 ЗК РФ в размере его кадастровой стоимости.
Арбитражный суд Рязанской области признал цену выкупа испрашиваемых земельных участков завышенной, так как ее следовало определять в соответствии с пунктом 1 статьи 1 вышеуказанного Закона Рязанской области в размере одного процента кадастровой стоимости земельных участков, что составило 45712,53 рублей.
Между тем суд апелляционной инстанции поправил в указанной части суд области, обоснованно приняв по внимание, что названное положение Закона Рязанской области от 26.10.2004 N 112-ОЗ действовало до 01.01.2012 и на момент обращения истца с заявкой на приватизацию - 25.04.2012, не подлежало применению, как и положения части 3 статьи 1 настоящего закона, сократившего льготный период реализации права в порядке статьи 36 ЗК РФ до первого января 2012 года, в противоречие федеральному закону.
Суд учел толкование норм права, изложенное в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11, согласно которому, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Вводным законом, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Учитывая изложенное арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что на момент подачи ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" заявки на приватизацию выкупная цена земельных участков должна была определяться в соответствии с положениями Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", действовавшими до 01.07.2012.
Так, согласно пункту 2 статьи 2 упомянутого закона в данном случае цена выкупа спорных земельных участков должна была быть установлена исходя из минимального размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Апелляционный суд, рассчитав стоимость земельных участков в соответствии с действующим земельным законодательством, как и суд первой инстанции, также признал завышенной выкупную цену испрашиваемого Обществом земельного участка, хотя и по другим мотивам.
Таким образом, оценив, имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды пришли к правильному выводу о том, что в силу пункту 5 статьи 36 ЗК РФ право заявителя требовать заключения договора купли-продажи возникает именно с момента подачи заявки, а у уполномоченного государственного органа с этой же даты возникает обязанность совершить необходимые действия по оформлению земельного участка в собственность заявителя. При этом суды обеих инстанций указали, что расчет выкупной стоимости, произведенный Управлением исходя из кадастровой стоимости земельных участков, неправомерен, поскольку действующий в спорный период закон устанавливал иной порядок расчета выкупной стоимости данных земельных участков.
В связи с изложенным оспариваемое распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области от 19.10.2012 N 333-р в части определения цены выкупа подлежащих приватизации земельных участков в размере 4571252, 63 руб. суд правомерно признал незаконным и удовлетворил требования заявителя, обязав устранить нарушения его прав и законных интересов путем подготовки и направления в адрес ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" договора купли-продажи названных выше земельных участков с указанием выкупной цены в размере 45 712,53 руб.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.12.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2013 по делу N А54-8084/2012, оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.Н.Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.