О финансовом обеспечении мировых судей и аппарата
по обеспечению их деятельности
Конституцией Российской Федерации (ст. 124) установлено, что финансирование судов в целях обеспечения полного и независимого осуществления правосудия в Российской Федерации, производится только из федерального бюджета. При этом, как установлено ч. 3 ст. 118 Конституции Российской Федерации, судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным судом.
Судебная система Российской Федерации, в соответствии со статьями 4 и 28 Федерального конституционного закона от 03.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", состоит из федеральных судов (Конституционного Суда Российской Федерации, систем федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов) и судов субъектов Российской Федерации (конституционных (уставных) судов и мировых судей, являющихся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации по рассмотрению гражданских, административных и уголовных дел в качестве суда первой инстанции). При этом, ст. 3 данного Закона установлено, что единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается, в частности, путем финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Обращается внимание на то, что согласно вышеуказанному Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации", мировой судья - это судья общей юрисдикции по рассмотрению гражданских, административных и уголовных дел в качестве суда первой инстанции. Таким образом, реализована конституционная норма о финансировании всех судов исключительно из федерального бюджета.
Как мы видим, в данном случае мировой судья (суд первой инстанции) и аппарат по обеспечению его деятельности разделены, что отразилось на разных источниках их финансирования. Финансирование расходов на заработную плату и социальные выплаты мировых судей осуществляются из федерального бюджета, что и предусмотрено Конституцией Российской Федерацией, а материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей, в том числе финансовое обеспечение сотрудников их аппаратов, являющихся государственными служащими субъекта Российской Федерации, - из регионального бюджета.
Согласно п. 3 ст. 11 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", судьям предоставляется за счет государства соответствующее их статусу материальное и социально-бытовое обслуживание.
Обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, а также мировых судей, согласно пунктам 2 статей 30 и 33 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Согласно ст. 12 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральным законом, а в случаях им предусмотренных, также и законами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (статьи 9 и 10) установлено, что:
финансирование расходов на заработную плату и социальные выплаты мировых судей осуществляется за счет федерального бюджета через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;
материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей, в том числе финансовое обеспечение сотрудников их аппаратов, являющихся государственными служащими субъекта Российской Федерации, осуществляют органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Следует обратить внимание, что Федеральным законом от 19.06.2004 N 50-ФЗ из пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" исключены слова "органы юстиции", как одни из органов, осуществляющих, согласно прежней редакции Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации, материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей. В связи с этим, данным Федеральным законом внесена ясность по вопросу материально-технического обеспечения деятельности мировых судей, которое теперь должны будут осуществлять только органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Следует отметить, что ранее конституционность п. 2 ст. 9 и п. 3 ст. 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" о финансировании расходов, связанных с материально-техническим обеспечением деятельности мировых судей была подвергнута сомнению и оспаривалась Правительством Мурманской области и Законодательным собранием Челябинской области. По результатам предварительного изучения их запросов Конституционным Судом Российской Федерации вынесено Определение от 04.10.2001 N 182-О, в котором установлено отказать в принятии к рассмотрению этих запросов, поскольку они не отвечают требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми обращение в Конституционный Суд РФ признается допустимым, а также что, данное Определение по данным запросам окончательно и обжалованию не подлежит.
При этом в данном Определении также отмечено, что единство судебной системы, как закреплено Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", обеспечивается, в частности, финансированием федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета (ст. 3). Мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, относятся к судам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 4), их полномочия и порядок деятельности устанавливается федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 28), а финансирование осуществляется на основе утвержденных федеральным законом нормативов и указывается отдельными строками в федеральном бюджете (ч. 2 ст. 33).
Исходя из того, что из федерального бюджета осуществляется финансирование деятельности только самих мировых судей, и что мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, материально-техническое обеспечение их деятельности возложено Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации" на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 32 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда, а работники аппарата суда являются государственными служащими. Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" относит к государственной службе федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации, и государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении (ст. 3). Поскольку мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, то и государственная служба в аппаратах мировых судей находится в ведении субъектов Российской Федерации. В силу этого работники аппаратов мировых судей отнесены Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации" к государственным служащим субъектов Российской Федерации, что предполагает финансирование расходов на оплату их труда, иное материально-техническое и социально-бытовое обеспечение за счет региональных бюджетов.
Поскольку федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ), неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации оспариваемых положений Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" устраняется федеральным конституционным законом как актом, имеющим более высокую юридическую силу.
Система Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, согласно статьям 1, 2 и 5 Федерального закона от 08.01.1998 N 7-ФЗ, состоит из Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, являющегося федеральным органом власти, осуществляющим финансовое обеспечение деятельности системы федеральных судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества и мировых судей, а также из его управлений (отделов) по субъектам Российской Федерации и создаваемых им учреждений.
Операции со средствами федерального бюджета, согласно положениям статей 161, 243 и 254 БК РФ, подлежат осуществлению исключительно через соответствующие лицевые счета, открытые федеральным бюджетным учреждениям в органах Федерального казначейства.
Принимая во внимание вышеуказанные положения федерального законодательства, финансовое обеспечение мировых судей осуществляется через лицевые счета получателя средств федерального бюджета, открытые в органах Федерального казначейства управлениям (отделам) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, в пределах учтенных на этом лицевом счете лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с содержанием аппарата (в том числе сотрудников аппарата) мировых судей, осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации за счет средств регионального бюджета в рамках исполнения указанного бюджета.
В целях урегулирования вопроса о финансовом обеспечении мировых судей и их аппарата, а также своевременного обеспечения, в том числе финансового, деятельности мировых судей как судов первой инстанции Минфина России подготовлено разъясняющее письмо от 21.04.2004 N 03-01-01/12-140. Оно было одновременно направлено всем заинтересованным сторонам: Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, финансовым органам субъектов Российской Федерации и управлениям федерального казначейства Министерства финансов РФ по субъектам Российской Федерации.
Одновременно следует обратить внимание, что данное письмо Минфина России было подготовлено до выхода Федерального закона от 19.06.2004 N 50-ФЗ, вносящего изменения в Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации", и поэтому положения этого письма в настоящее время необходимо применять с учетом поправок, внесенных данным Федеральным законом.
В завершение этого материала дополнительно следует акцентировать внимание на том, что не допускается открытие управлениям (отделам) Судебного департамента при Верховном Суде РФ по субъектам Российской Федерации счетов в банках (лицевых счетов в региональных финорганах или казначействах) для зачисления (учета) средств из региональных бюджетов и осуществления за счет этих средств финансирования расходов, связанных с деятельность аппарата мировых судей. Для этих целей органы региональной исполнительной власти могут создать специально для этих целей региональное государственное учреждение "Аппарат мирового судьи:." либо осуществлять финансовое обеспечение деятельности аппарата через существующие органы региональной исполнительной власти, наделив их дополнительными функциями и соответственно обеспечив их бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств регионального бюджета на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей, в том числе на финансовое обеспечение работников аппарата мировых судей.
В ближайших выпусках рубрики "Силовые структуры", кроме ответов на поступившие в "Военную жилетку" вопросы, предусматривается публикация материала об учете средств, удерживаемых в установленном порядке из доходов осужденных к лишению свободы, в порядке возмещения расходов, связанных с их содержанием в федеральных учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Кроме того предусматривается материал о федеральных субсидиях, носящих для военных комиссариатов транзитный характер и получаемых ими исключительно для последующего возмещения несобственных расходов, связанных с исполнением гражданами Российской Федерации Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Р.В. Мадьяров,
заместитель начальника Отдела
методического обеспечения кассового исполнения
федерального бюджета по расходам
Министерства финансов Российской Федерации
"Советник бухгалтера социальной сферы", N 8, август 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).