г.Брянск |
|
26 мая 2010 г. |
Дело N А14-2573-2009/67/26 |
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Ключниковой Н.В. |
|
Степиной Л.В |
при участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "РОССервис" |
Кандрашов С.Н. - представитель, доверенность от 23.04.2010 б/н, |
|
|
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области |
не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, |
|
|
от Администрации городского округа г.Воронеж |
не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, |
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.11.2009 (судья Федосеева И.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2010 (судьи: Протасов А.И., Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А.) по делу N А14-2573-2009/67/26
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РОССервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением (с учетом уточнений):
- о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент) от 16.02.2009 N 17-606з в предварительном согласовании ООО "РОССервис" места размещения производственной базы на земельных участках площадью 12 812 кв.м. и 25 482,5 кв.м., расположенных по адресу: г.Воронеж, ул.45 Стрелковой дивизии, 261-з, 261-и, для проектирования и строительства производственной базы;
- обязании Департамента в 14-дневный срок принять решение о предварительном согласовании ООО "РОССервис" места размещения производственной базы, утверждающее акт выбора земельных участков площадью 12 812 кв.м. и 25 482,5 кв.м., расположенных по адресу: г.Воронеж, ул.45 Стрелковой дивизии, 261-з, 261-и, для проектирования и строительства производственной базы.
Решением суда от 17.11.2009 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемые судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "РОССервис" 06.06.2007 обратилось в Администрацию с заявлением о выделении земельного участка для строительства промышленной базы по производству пенобетонных и газосиликатных блоков и размещения растворобетонного узла.
На основании данного заявления 20.08.2007 Комитетом главного архитектора Департамента градостроительства и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж подготовлен и согласован в установленном порядке акт выбора земельного участка для проектирования и строительства производственной базы по адресу: г.Воронеж, ул.45 Стрелковой Дивизии, 261-й, 261-з (р-н золоотвала ТЭЦ-2).
К акту выбора земельного участка 26.09.2007 подготовлено заключение Комитета главного архитектора о возможности предоставления указанных земельных участков для проектирования и строительства производственной базы при условии благоустройства прилегающей территории, соблюдения действующих норм и правил, согласования проектной документации с контролирующими органами.
Главой городского округа город Воронеж принято постановление от 26.11.2008 N 1704 "Об утверждении проектов границ земельных участков по ул.45 Стрелковой дивизии".
Департаментом градостроительства земельных отношений администрации городского округа город Воронеж в газете "Коммуна" 04.03.2008 было размещено информационное сообщение о предстоящем предоставлении земельных участков для проектирования и строительства производственной базы в городе Воронеже по указанному выше адресу.
ООО "РОССервис" 04.03.2008 обратилось в Главное управление государственного имущества Воронежской области (правопредшественник Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, далее - ГУГИ) с заявлением об утверждении акта выбора земельных участков площадью 12 812 кв.м. и 25 482,5 кв.м. в городском округе город Воронеж по ул. 45 Стрелковой дивизии, 261-з, 261-и и предварительном согласовании места размещения производственной базы.
Обществом по запросу ГУГИ 11.11.2008 были дополнительно представлены согласования собственников (балансодержателей) инженерных коммуникаций, расположенных на земельных участках по упомянутому выше адресу.
Письмом N 17-606з от 16.02.2009 Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области было отказано ООО "РоССервис" в принятии решения о предварительном согласовании места размещения производственной базы в связи с невозможностью использования соответствующих земельных участков в заявленных целях.
Не согласившись с отказом Департамента, Общество оспорило его в суде.
При рассмотрении настоящего дела судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием места размещения объекта либо без предварительного согласования места размещения объекта.
В силу части 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка; проведение работ по его формированию; постановка данного земельного участка на государственный кадастровый учет в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса; принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Таким образом, до принятия уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка для строительства должны быть соблюдены вышеприведенные нормы, устанавливающие порядок выбора, формирования, постановки на кадастровый учет выделяемого земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Основанием для принятия решения уполномоченного органа о предоставлении земельного участка для строительства является решение уполномоченного органа о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка (статья 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо обращению предусмотренного статьёй 29 настоящего Кодекса исполнительного органа власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (часть 6 статьи 31 ЗК РФ).
В силу ст.32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Как следует из материалов дела, отказывая ООО "РОССервис" в принятии решения о предварительном согласовании места размещения производственной базы, Департамент сослался на невозможность использования соответствующих земельных участков в заявленных целях. При этом последним не указано в чем конкретно выразилась невозможность использования земельных участков.
Между тем, как установлено судом и подтверждается материалами дела, Комитетом главного архитектора подготовлено заключение о возможности размещения на указанных участках производственной базы при условии благоустройства прилегающей территории, соблюдения действующих норм и правил, согласования проектной документации с контролирующими органами.
С учетом данного заключения Комитета главного архитектора межведомственная комиссия по размещению объектов на территории г.Воронежа согласовала, а руководитель Департамента градостроительства и земельных отношений Воронежской области утвердил 20.08.2007 акт выбора спорных земельных участков для проектирования и строительства производственной базы.
В заключении Комитета главного архитектора и в утвержденном акте выбора земельных участков, а также в постановлении об утверждении проектов границ земельных участков подробно перечисляются те площади из состава земельных участков, которые обременены правами третьих лиц (заняты инженерными сетями).
В соответствии со статьёй 31 ЗК РФ полномочия по выбору земельных участков для строительства предоставлены органам местного самоуправления.
Исполнительно-распорядительные функции по подготовке предпроектной документации по утверждению проектов границ земельных участков, предполагаемых к строительству, возложены на Департамент градостроительства и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж, в структуру которого входит и Комитет главного архитектора.
Таким образом, выбор земельных участков для строительства по заявлению ООО "РОССервис" осуществлен уполномоченным органом.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении норм действующего законодательства при осуществлении процедуры выбора спорных земельных участков, Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области суду не представлено.
Ненормативные правовые акты, принятые органом местного самоуправления по результатам выбора этих земельных участков, в установленном порядке не оспорены и на момент рассмотрения спора по настоящему делу являются действующими.
С учетом изложенного, градостроительное заключение от 16.01.2009 N 03-06 о невозможности использовать спорные земельные участки в заявленных ООО "РОССервис" целях, представленное Департаментом, судом обоснованно не принято в качестве доказательства правомерности обжалуемого отказа.
Выводы суда первой и апелляционной инстанций, основанные на имеющихся в деле доказательствах, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке в кассационной инстанции не подлежат.
Каких-либо иных оснований для отказа ООО "РОССервис" в предварительном согласовании места размещения производственной базы Департаментом градостроительства и земельных отношений Воронежской области не приведено.
При таких обстоятельствах спора, поскольку оспариваемый отказ Департамента имущественных и земельных отношений не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права ООО "РОССервис", заявленные последним требования удовлетворены обоснованно.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.11.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2010 по делу N А14-2573-2009/67/26 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.