Административная реформа - разработки ученых Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
Ученые Института активно участвуют в подготовке аналитических материалов и нормативных документов в связи с проводимой административной реформой. Один из ее этапов - перестройка системы федерального управления. Указы Президента РФ от 9 марта 2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", 20 мая 2004 г. "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" создали основу для изменений на федеральном уровне. Это побудило ученых Института в инициативном порядке подготовить рекомендации к проектам правительственных актов. Речь идет о предложениях к типовым схемам положений о федеральном министерстве, о федеральном агентстве и федеральной службе.
Дело в том, что в настоящее время разрабатываются и утверждаются новые положения о федеральных органах исполнительной власти. Они должны отличаться новой структурой и полнотой регулирования их статуса и способствовать известной унификации. Типовые схемы могут рассматриваться как своего рода методические рекомендации при подготовке и обсуждении проектов положений. Сотрудники Института полагают, что их использование может быть полезным.
Ю.А. Тихомиров,
первый заместитель директора ИЗиСП,
доктор юридических наук,
профессор
Схема Типового положения о федеральном министерстве
I. Общие положения
1. Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в соответствующей отрасли (сфере).
Федеральное министерство осуществляет самостоятельное правовое регулирование в соответствующей отрасли (сфере) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации, осуществляет координацию и обеспечивает единство функционирования находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.
2. Федеральное министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", иными федеральными конституционными и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, настоящим Положением.
3. Федеральное министерство осуществляет свою деятельность, руководствуясь принципами функциональной специализации, самостоятельности, ответственности, а также законности, федерализма, гласности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
II. Основные цели федерального министерства
4. Основными целями деятельности федерального министерства являются:
1) участие в разработке и реализации государственной политики применительно к соответствующей отрасли (сфере);
2) анализ состояния и тенденций развития в соответствующей отрасли (сфере);
3) оценка и формирование правовых и экономических условий, способствующих повышению эффективности деятельности предприятий, учреждений, организаций по профилю отрасли (сферы), проведению структурных преобразований в отрасли (сфере) деятельности федерального министерства;
4) обеспечение реализации федеральных законов и контроль за их исполнением в отрасли (сфере).
III. Основные функции федерального министерства
5. В соответствии с возложенными на него целями федеральное министерство осуществляет следующие функции:
1) представляет интересы своей отрасли (сферы) в органах государственной власти Российской Федерации;
2) разрабатывает и принимает нормативные правовые акты в соответствующей отрасли (сфере);
3) принимает меры по совершенствованию системы государственного управления, регулирования, координации и взаимодействия в сфере своей деятельности, а также оптимизации структуры аппарата управления;
4) разрабатывает, утверждает и обеспечивает реализацию федеральных целевых и межгосударственных программ;
5) участвует в подготовке краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов социально-экономического развития отрасли (сферы);
6) организует информационно-правовое обеспечение в отрасли (сфере);
7) принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, осуществляет руководство деятельностью и контроль за деятельностью подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств;
8) реализует государственную политику в соответствующей отрасли (сфере), в том числе посредством формирования и размещения заказов для федеральных государственных нужд на предприятиях и в организациях негосударственных форм собственности;
9) осуществляет координацию и контроль за деятельностью государственных внебюджетных фондов.
6. Обеспечивает решение основных социальных вопросов в соответствующей отрасли (сфере).
7. Участвует в установленном порядке в законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, а также организует правотворческую деятельность в данной отрасли (сфере) в пределах средств, выделенных под государственные программы развития инвестиций.
8. Организует взаимодействие с кредитными организациями и коммерческими банками по осуществлению инвестиционной деятельности в порученной отрасли (сфере) в пределах средств, выделенных для государственных программ развития инвестиций.
9. Участвует в пределах своей компетенции в осуществлении (выполнении) международных договоров (документов), вступивших в силу для Российской Федерации.
10. Заключает межведомственные соглашения о сотрудничестве в соответствующей отрасли (сфере) с центральными исполнительными органами иностранных государств.
IV. Основные права и обязанности федерального министерства
11. Федеральное министерство для реализации своих функций имеет право:
1) издавать правовые акты (приказы, инструкции, указания), в том числе совместно с другими федеральными министерствами в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) разрабатывать проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, обеспечивать по поручению Правительства Российской Федерации необходимое сопровождение законопроектов, относящихся к соответствующей отрасли (сфере) в палатах Федерального Собрания Российской Федерации, предоставлять в этих целях необходимую информацию;
3) разрабатывать и утверждать нормативно-методические документы по вопросам, отнесенным к компетенции федерального министерства;
4) создавать научно-технические, научно-практические, экспертные, консультативные и информационно-аналитические органы, утверждать их состав и положения о них;
5) разрабатывать в установленном порядке положения о находящихся в его ведении федеральных службах и федеральных агентствах;
6) назначать и освобождать от должности руководителей находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств;
7) создавать и координировать в установленном порядке деятельность государственных внебюджетных фондов;
8) проводить ревизии и проверки находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, организовывать аудиторские проверки;
9) контролировать исполнение законодательства Российской Федерации, поручений, даваемых находящимся в его ведении федеральным службам и федеральным агентствам, органам, предприятиям, учреждениям, организациям, в пределах компетенции федерального министерства;
10) получать в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти, от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятий, учреждений, организаций статистические, бухгалтерские и иные данные, необходимые для выполнения возложенных на федеральное министерство целей.
12. Федеральное министерство обязано:
1) своевременно и качественно исполнять нормативные правовые акты и программные задания по обеспечению и удовлетворению общественных потребностей в продукции, товарах, услугах отрасли (сферы);
2) обеспечивать динамичное развитие соответствующей отрасли (сферы) управления;
3) обеспечивать слаженную и эффективную работу подразделений федерального министерства, находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, высокий уровень их государственной дисциплины.
V. Взаимодействие федерального министерства с органами государственной власти и местного самоуправления
13. Федеральное министерство:
выполняет поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
взаимодействует в установленном порядке с палатами Федерального Собрания Российской Федерации, а также иными органами государственной власти Российской Федерации и должностными лицами.
14. Руководство федеральным министерством осуществляет Правительство Российской Федерации, за исключением случаев обеспечения конституционных полномочий Президента Российской Федерации либо подведомственности Президенту Российской Федерации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
15. В пределах своих полномочий федеральное министерство взаимодействует с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральное министерство взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов Федерации в порученной отрасли (сфере), исходя из ч. 2 ст. 77 Конституции Российской Федерации о единстве системы исполнительной власти в Российской Федерации.
16. Федеральное министерство взаимодействует с исполнительными органами межгосударственных объединений, участником которых является Российская Федерация.
17. Федеральное министерство организует взаимодействие своих подразделений находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств с органами местного самоуправления, в том числе по выполнению последними делегированных государственных полномочий.
18. Заключает соглашения с иными органами исполнительной власти, с органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями.
19. Принимает меры по исполнению судебных решений.
VI. Территориальные органы, подведомственные учреждения и организации федеральных министерств
20. Федеральное министерство для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные и межтерриториальные органы по согласованию с Полномочным представителем Президента Российской Федерации в Федеральном округе.
21. Порядок создания территориальных органов федерального министерства устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
VII. Порядок разработки, принятия и реализации нормативных правовых актов федерального министерства
22. Для реализации целей и функций федеральное министерство издает правовые акты в соответствии с общим порядком.
23. В целях осуществления согласованной деятельности органов исполнительной власти федеральное министерство может принимать совместные решения.
24. Разработка проекта нормативного правового акта федерального министерства должна осуществляться с соблюдением правил юридической техники.
25. Федеральные министерства вправе объявлять конкурс на разработку проекта нормативного правового акта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
26. Для оценки качества проекта нормативного правового акта может проводиться его независимая экспертиза. Экспертное заключение прилагается к проекту нормативного правового акта при его внесении. Научная экспертиза проекта нормативного правового акта осуществляется научными учреждениями и высшими учебными заведениями соответствующего профиля, экспертами из числа ведущих ученых и специалистами.
27. Нормативные правовые акты, издаваемые федеральным министерством, должны иметь следующие реквизиты: указание на вид нормативного правового акта; наименование органа, принявшего (издавшего) нормативный правовой акт; наименование, обозначающее предмет регулирования нормативного правового акта; дату, место принятия (издания) нормативного правового акта и его регистрационный номер; подписи лиц, официально уполномоченных подписывать соответствующие нормативные правовые акты.
28. Федеральное министерство контролирует и обеспечивает выполнение принятых правовых актов.
VIII. Ответственность федерального министерства
29. Федеральное министерство несет установленную законодательством Российской Федерации юридическую ответственность:
за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него функций и обязанностей;
за несвоевременное и неправильное осуществление предоставленных прав;
за ошибки в принятых решениях и совершенных действиях;
за нарушение российского законодательства.
30. Федеральный министр, его заместители, руководители подразделений федерального министерства несут дисциплинарную ответственность, административную, уголовную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.
IX. Организация работы федерального министерства
31. Работа в федеральном министерстве организуется и направляется федеральным министром, действующим на основе принципа единоначалия.
32. Президент Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности федерального министра по представлению Председателя Правительства Российской Федерации в установленном порядке.
33. Федеральный министр имеет заместителей (не более:), которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.
34. Федеральный министр:
1) издает в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации правовые акты в соответствии с правилами подготовки и принятия ведомственных актов;
2) принимает меры по обеспечению неуклонного выполнения сотрудниками федерального министерства федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;
3) распределяет обязанности между своими заместителями;
4) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата федерального министерства в пределах фонда оплаты труда и численности работников;
5) утверждает положение о структурных подразделениях федерального министерства и смету расходов на его содержание в пределах средств федерального бюджета;
6) устанавливает процедуры и регламенты деятельности в федеральном министерстве;
7) вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников;
8) вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, если принятие таких актов относится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами к компетенции Правительства Российской Федерации;
9) вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;
10) во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;
11) утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;
12) имеет право отменять противоречащее федеральному законодательству решение федерального агентства, федеральной службы, если иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом;
13) назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;
14) назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства, руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;
15) вносит в Правительство Российской Федерации предложение о назначении на должность (освобождении от должности) руководителя государственного внебюджетного фонда;
16) вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность государственных внебюджетных фондов, принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов;
17) вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителя государственного внебюджетного фонда проекты федеральных законов о бюджете государственного внебюджетного фонда и об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда;
18) назначает проверки деятельности внебюджетных фондов в случаях, устанавливаемых федеральным законом;
19) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением государственной службы в министерстве;
20) осуществляет другие полномочия, установленные федеральными законами, иными правовыми актами.
35. В федеральном министерстве создается коллегия, в состав которой входят: федеральный министр, его заместители, руководители территориальных органов федерального министерства, должностные лица подразделений федерального министерства, специалисты, ученые.
1) Члены коллегии утверждаются Правительством Российской Федерации.
2) Решения коллегии оформляются протоколами и, в случае необходимости, приказами федерального министра.
36. В федеральном министерстве могут образовываться научные, научно-технические и другие советы, комиссии, временные научные (творческие) коллективы, экспертные и рабочие группы.
37. Государственные служащие в федеральном министерстве замещают должности, осуществляют права и обязанности в соответствии со штатным расписанием и регламентирующими документами.
X. Реорганизация и ликвидация федерального министерства
38. Федеральное министерство реорганизуется и ликвидируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
39. В случае реорганизации и ликвидации федерального министерства Правительство Российской Федерации определяет порядок передачи и выполнения ранее возложенных функций.
А.Ф. Ноздрачев,
заведующий отделом административного законодательства ИЗиСП,
доктор юридических наук,
профессор,
Е.И. Спектор,
старший научный сотрудник отдела
административного законодательства ИЗиСП,
кандидат юридических наук,
А.В. Калмыкова,
научный сотрудник отдела
административного законодательства ИЗиСП
Предложения к типовой схеме положения о федеральном агентстве
Настоящие предложения разработаны применительно к положениям о федеральных агентствах, осуществляющих деятельность по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и выполняющих функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по надзору и контролю.
I. Общие положения
1. Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и реализации правоприменительных функций в установленной сфере деятельности и участвует в выполнении порученных заданий в соответствии со своим статусом.
2. Федеральное агентство входит в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
3. Федеральное агентство находится в ведении федерального министерства.
4. Федеральное агентство может иметь территориальные органы, подведомственные ему федеральные государственные учреждения, федеральные государственные унитарные предприятия, федеральные казенные предприятия.
5. Федеральное агентство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, федерального министерства, в ведении которого оно находится, Положением о федеральном агентстве.
6. Федеральное агентство в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства.
Федеральное агентство вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности в случаях, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
7. Федеральное агентство осуществляет свою деятельность, руководствуясь принципами гласности, соблюдения прав, свобод и интересов граждан и их объединений, партнерства, сотрудничества, законности.
8. Федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные ему федеральные государственные учреждения, а также во взаимодействии с представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, субъектами предпринимательской деятельности, некоммерческими организациями, общественными и иными объединениями.
9. Федеральное агентство является юридическим лицом, имеет полное и условное (сокращенное) наименование, эмблему, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие печати, штампы, счета в федеральном казначействе и/или кредитных организациях.
II. Основные цели федерального агентства
10. Основными целями федерального агентства в пределах его компетенции являются:
1) удовлетворение потребностей в государственных услугах;
2) управление и распоряжение в установленном порядке государственным имуществом на территории Российской Федерации и за рубежом;
3) обеспечение выполнения решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального министерства, в ведении которого оно находится, о реализации государственной политики в установленной федеральному агентству сфере деятельности;
4) обеспечение в установленном порядке федерального министерства, в ведении которого оно находится, и иных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления информацией по установленным ему предметам деятельности.
11. Иные цели федерального агентства могут быть установлены действующим законодательством Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального министерства, в ведении которого находится федеральное агентство.
III. Основные функции федерального агентства*(1)
12. В соответствии с возложенными целями федеральное агентство осуществляет следующие функции:
1) осуществляет в установленной сфере деятельности управление государственным имуществом;
2) организует работу по оказанию государственных услуг на условиях и в порядке, установленных федеральным законодательством;
3) осуществляет управление территориальными органами, подведомственными ему федеральными государственными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями в порядке, установленном федеральным министерством, в ведении которого находится федеральное агентство, и обеспечивает их надлежащее взаимодействие между собой;
4) представляет интересы подведомственных ему федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных казенных предприятий в органах, входящих в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации;
5) разрабатывает и вносит в федеральное министерство, в ведении которого находится федеральное агентство, предложения по повышению эффективности управления государственным имуществом и качества оказания государственных услуг;
6) участвует в выработке государственной политики и конкретных мероприятий в установленной ему сфере деятельности;
7) осуществляет сотрудничество с субъектами предпринимательской деятельности, некоммерческими организациями, общественными и иными объединениями граждан;
8) информирует об условиях и порядке оказания государственных услуг;
9) оказывает содействие в получении государственных услуг;
10) организует либо непосредственно осуществляет подготовку кадров для обеспечения достижения возложенных на него целей (задач);
11) организует и проводит научно-исследовательскую работу по предметам своего ведения;
12) участвует в организации технического, правового, научного, информационного и иного обеспечения в установленной ему сфере деятельности.
13. Федеральное агентство осуществляет иные функции, установленные действующим законодательством Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального министерства, в ведении которого оно находится.
14. Федеральное агентство не вправе передавать (делегировать) установленные ему государственные функции иным органам государственной власти, негосударственным учреждениям или иным лицам, если законодательством не установлено иное.
IV. Основные права федерального агентства
15. Федеральное агентство для реализации своих функций имеет право:
1) принимать участие в подготовке федеральных целевых и иных программ развития сферы (отрасли), в которой оно осуществляет свою деятельность, а также в рамках своей компетенции участвовать в разработке концепций, основных направлений или стратегий развития иных сфер деятельности исполнительной власти;
2) разрабатывать и вносить на рассмотрение федерального министерства, в ведении которого оно находится (варианты: Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации), предложения по вопросам своей деятельности;
3) участвовать в разработке проектов правовых нормативных актов и нормативно-технической документации;
4) осуществлять полномочия собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управлять находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ;
5) оказывать государственные услуги непосредственно или через подведомственные ему федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами;
6) получать в установленном порядке от своих территориальных органов, подведомственных ему федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных казенных предприятий бухгалтерские, технические и иные данные, необходимые для выполнения возложенных на федеральное агентство целей.
16. Для достижения поставленных целей и выполнения возложенных на федеральное агентство функций ему могут быть предоставлены иные права.
V. Основные обязанности федерального агентства
17. Федеральное агентство обязано:
1) соблюдать действующее законодательство, принимать меры по исполнению судебных решений, обращенных к нему;
2) исполнять поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального министерства, в ведении которого оно находится, иных федеральных органов исполнительной власти, изданных в рамках их компетенции;
3) исполнять ежегодные планы организационной работы и финансово-экономической деятельности, а также представлять отчеты об их исполнении;
4) обеспечивать слаженную и эффективную работу своих структурных подразделений и территориальных органов, подведомственных ему федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных казенных предприятий;
5) выявлять номенклатуру государственных услуг, на основе которой вести Реестр услуг федерального агентства;
6) предоставлять информацию и официальные документы по запросам органов государственной власти, местного самоуправления, граждан и юридических лиц в порядке, установленном законодательством;
7) информировать федеральное министерство, в ведении которого оно находится, о состоянии дел в установленной федеральному агентству сфере деятельности;
8) оказывать содействие в получении информации о порядке и условиях оказания государственных услуг;
9) обеспечивать сохранность федерального имущества;
10) организовывать взаимодействие с субъектами предпринимательской деятельности, некоммерческими организациями, общественными и иными объединениями.
18. Федеральное агентство может выполнять иные обязанности, установленные действующим законодательством, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральным министерством, в ведении которого оно находится.
VI. Взаимодействие федерального агентства с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
19. Федеральное агентство осуществляет взаимодействие с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные ему федеральные государственные учреждения.
Порядок взаимодействия федерального агентства с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяется федеральным министерством, в ведении которого оно находится, в виде административных регламентов.
Порядок взаимодействия территориальных органов федерального агентства и подведомственных ему федеральных государственных учреждений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральным агентством определяется самостоятельно.
20. Федеральное агентство, его территориальные органы и подведомственные ему федеральные государственные учреждения взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам реализации совместных предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
21. Федеральное агентство оказывает методическую помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при реализации ими исключительных полномочий субъектов Российской Федерации.
Формы методической помощи федеральным агентством органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются федеральным министерством, в ведении которого находится федеральное агентство.
VII. Взаимодействие федерального агентства с органами местного самоуправления
22. Федеральное агентство, его территориальные органы, подведомственные федеральному агентству федеральные государственные учреждения взаимодействуют с органами местного самоуправления по вопросам своего ведения и вопросам местного значения.
Порядок взаимодействия федерального агентства с органами местного самоуправления определяется федеральным министерством, в ведении которого находится федеральное агентство.
Порядок взаимодействия территориальных органов федерального агентства и подведомственных ему федеральных государственных учреждений с органами местного самоуправления определяется федеральным агентством.
23. Федеральное агентство и его территориальные органы оказывают методическую и иную помощь органам местного самоуправления.
Формы методической и иной помощи федеральным агентством и его территориальными органами органам местного самоуправления устанавливаются федеральным министерством, в ведении которого находится федеральное агентство.
VIII. Взаимоотношения федерального агентства с гражданами
24. Федеральное агентство, его территориальные органы, подведомственные федеральному агентству федеральные государственные учреждения обеспечивают реализацию и защиту прав и законных интересов граждан.
25. Порядок осуществления взаимоотношений федерального агентства с гражданами определяет федеральное министерство, в ведении которого находится федеральное агентство, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
26. Порядок осуществления взаимоотношений территориальных органов федерального агентства, подведомственных ему федеральных государственных учреждений с гражданами устанавливается федеральным агентством*(2).
IX. Взаимодействие федерального агентства с субъектами предпринимательской деятельности, некоммерческими организациями, общественными и иными объединениями
27. Федеральное агентство взаимодействует с субъектами предпринимательской деятельности, некоммерческими организациями, общественными и иными объединениями на принципах законности, соблюдения законных прав и интересов, партнерства и сотрудничества.
28. Федеральное агентство сотрудничает с субъектами предпринимательской деятельности, некоммерческими организациями, общественными и иными объединениями по социально значимым проблемам и выработке согласованных подходов в их решении.
29. Федеральное агентство совместно с обществами защиты прав потребителей обобщает информацию о качестве и видах оказываемых государственных услуг и проводит мероприятия по обсуждению проблем в сфере деятельности федерального агентства и выработке эффективных путей их решения.
30. Порядок организации взаимодействия федерального агентства с субъектами предпринимательской деятельности, некоммерческими организациями, общественными и иными объединениями определяет федеральное министерство, в ведении которого находится федеральное агентство.
X. Территориальные органы, подведомственные федеральные государственные учреждения, федеральные государственные унитарные предприятия, федеральные казенные предприятия
31. Федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы, подведомственные ему федеральные государственные учреждения.
32. Территориальные органы могут осуществлять свою деятельность на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, объединенных по зональному принципу.
Для обеспечения взаимодействия с полномочными представителями Президента Российской Федерации федеральное агентство может создавать свои территориальные органы в федеральных округах.
Порядок создания территориальных органов определяется положением о федеральном агентстве.
33. Создание подведомственных федеральному агентству федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных казенных предприятий осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
34. Федеральное агентство организует, направляет работу и контролирует подведомственные ему федеральные государственные учреждения, назначает в установленном порядке на должность и освобождает от должности их руководителей.
35. Федеральное агентство утверждает уставы подведомственных ему федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных казенных предприятий и заключает, изменяет или расторгает контракты с их руководителями.
36. Федеральное агентство вносит предложения в федеральное министерство, в ведении которого оно находится, о целесообразности создания, ликвидации и/или реорганизации подведомственных ему федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных казенных предприятий.
XI. Ответственность федерального агентства
37. Федеральное агентство в лице руководителя федерального агентства, его заместителей, руководителей подразделений и территориальных органов несет установленную законодательством и положением о нем юридическую ответственность за:
нарушение положений и норм действующего законодательства;
невыполнение, несвоевременное, ненадлежащее выполнение возложенных на него государственных функций, прав и обязанностей, поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти, а также за бездействие;
ошибки в принятых решениях и совершенных действиях.
38. Руководитель федерального агентства, его заместители, руководители подразделений и территориальных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
XII. Организация работы федерального агентства
39. Деятельность федерального агентства организуется и направляется ее руководителем (директором), назначаемым на должность и освобождаемым от должности Правительством Российской Федерации (вариант: Президентом Российской Федерации)*(3).
Руководитель федерального агентства имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности соответствующим федеральным министром (вариант: Правительством Российской Федерации) по представлению руководителя федерального агентства.
40. Руководитель федерального агентства:
1) издает в пределах своей компетенции индивидуальные правовые акты;
2) принимает меры по обеспечению выполнения сотрудниками федерального агентства действующего законодательства, рассматривает жалобы на их действия и/или бездействие, принимает меры по обнаруженным нарушениям в рамках своей компетенции;
3) распределяет обязанности между своими заместителями;
4) утверждает структуру и штатное расписание аппарата федерального агентства в пределах фонда оплаты труда и штатной численности работников;
5) утверждает положения о структурных подразделениях федерального агентства и сметы расходов на их содержание;
6) устанавливает процедуры и регламенты деятельности в федеральном агентстве и его территориальных органах;
7) вносит в федеральное министерство, в ведении которого находится федеральное агентство (вариант: Правительство Российской Федерации), проект положения о федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности и фонде оплаты труда федерального агентства, по формированию федерального бюджета в части его финансирования, проекты нормативных правовых актов, относящихся к определенной федеральному агентству сфере деятельности;
8) вносит на рассмотрение федерального министерства, в ведении которого находится федеральное агентство (вариант: Правительства Российской Федерации), проекты ежегодных планов организационной работы, финансово-экономической деятельности, а также представляет отчеты об их исполнении;
9) решает вопросы, связанные с прохождением государственной службы в федеральном агентстве, вносит на рассмотрение федерального министерства, в ведении которого находится федеральное агентство (вариант: Правительства Российской Федерации), кандидатуры своих заместителей и руководителей территориальных органов агентства для назначения или освобождения от должности;
10) устанавливает порядок приема граждан структурными подразделениями и территориальными органами федерального агентства, контролирует его неукоснительное соблюдение;
11) рассматривает в установленные сроки предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам, входящим в компетенцию федерального агентства, обобщает их и принимает меры к устранению выявленных недостатков;
12) вносит на рассмотрение федерального министерства, в ведении которого находится федеральное агентство (вариант: Правительства Российской Федерации), предложения об издании нормативных правовых актов об оказании государственных услуг;
13) осуществляет иные полномочия, установленные действующим законодательством, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, федеральным министерством, в ведении которого находится федеральное агентство.
41. В федеральном агентстве может создаваться коллегия, члены которой утверждаются федеральным министерством, в ведении которого находится федеральное агентство (вариант: Правительством Российской Федерации).
В состав коллегии входит руководитель федерального агентства, его заместители, входящие в нее по должности, а также руководители структурных подразделений центрального аппарата федерального агентства, представители иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведущие ученые, специалисты и общественные деятели, представители некоммерческих организаций, субъектов предпринимательской деятельности, общественных и иных объединений и организаций.
Члены коллегии, за исключением лиц, входящих в нее по должности, утверждаются федеральным министерством, в ведении которого находится федеральное агентство (вариант: Правительством Российской Федерации), по представлению руководителя федерального агентства (вариант: соответствующего федерального министра).
Коллегия является совещательным органом и рассматривает на своих заседаниях основные вопросы, отнесенные к компетенции федерального агентства. Решения коллегии оформляются протоколами и проводятся в жизнь, как правило, приказами руководителя федерального агентства.
42. В федеральном агентстве могут образовываться научные, научно-технические и другие советы, комиссии, экспертные, рабочие группы, творческие коллективы, в том числе временные.
43. Споры неимущественного характера с федеральным агентством рассматриваются конфликтной комиссией, формируемой на паритетных началах, действующей на основании положения, утверждаемого федеральным министерством, в ведении которого находится федеральное агентство.
44. Претензии к деятельности федерального агентства и подведомственных ему федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных казенных предприятий рассматривает руководитель федерального агентства.
XIII. Реорганизация и ликвидация федерального агентства
45. Федеральное агентство реорганизуется и/или ликвидируется в порядке, установленном действующим законодательством.
46. В случае реорганизации или ликвидации федерального агентства порядок передачи и выполнения ранее возложенных функций определяется Президентом Российской Федерации (вариант: Правительством Российской Федерации).
47. Правопреемство и порядок его осуществления при реорганизации или ликвидации федерального агентства осуществляется в порядке, устанавливаемом органом власти, принявшим решение о реорганизации или ликвидации федерального агентства.
Н.А. Игнатюк,
ведущий научный сотрудник отдела
административного законодательства ИЗиСП,
кандидат юридических наук,
Ю.А. Тихомиров,
первый заместитель директора ИЗиСП,
доктор юридических наук,
профессор
Предложения к типовой схеме положения о федеральной службе
Настоящие предложения разработаны применительно к федеральной службе, осуществляющей функции по контролю и надзору, находящейся в ведении соответствующего федерального министерства.
Предложения целесообразно использовать при подготовке положения о федеральной службе в качестве ориентира. В представленной типовой схеме положения содержатся нормы, определяющие основные принципы организации и деятельности федеральной службы и являющиеся общими для указанного вида федерального органа исполнительной власти. При определении функций и полномочий, выполняемых федеральной службой в соответствующей сфере деятельности, следует учитывать, во-первых, положения Указа Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти", Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" о разграничении полномочий между различными видами федеральных органов исполнительной власти, во-вторых, нормы федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих общественные отношения в соответствующей сфере деятельности, в-третьих, решения Правительственной комиссии по проведению административной реформы в части определения избыточных, дублирующих или требующих изменения редакции (сокращения масштабов реализации) функций федеральных органов исполнительной власти, а также специфику отрасли, в которой соответствующая федеральная служба осуществляет государственный контроль и надзор.
Следует иметь в виду, что характерной особенностью отношений контролирующих органов и подконтрольных лиц является необязательность подчиненности последних контролирующим органам. Однако этот момент существенным образом влияет на объем контрольных полномочий органов исполнительной власти, направленных на объекты контроля. Под самим объектом контроля следует понимать в соответствии с действующим законодательством деятельность соответствующих субъектов, ее соответствие правилам и предписаниям, которые установлены нормативными правовыми актами и нормативными техническими документами.
При подготовке положения о конкретной федеральной службе необходимо учитывать также, что понятия государственный контроль и надзор не тождественны. Понятие государственного контроля является более широким, чем понятие надзора, и имеет отличные, присущие только ему признаки. Органы, осуществляющие государственный контроль, имеют более широкие полномочия, которые включают в себя проверку состояния дел подконтрольного объекта не только с точки зрения законности, но и целесообразности принимаемых решений. Более того, контрольные органы имеют право вмешиваться в хозяйственную, производственную деятельность организации, применяя меры административного принуждения (например, применять к виновным меры административного взыскания - предупреждения, штрафы (см. главу 23 КоАП РФ). Надзорная деятельность же ограничена преимущественно проверкой законности действий конкретного объекта надзора и включает в себя наблюдение, проверку соблюдения определенных норм, выявление и пресечение правонарушений, привлечение виновных к административной ответственности.
С учетом вышесказанного была разработана представленная ниже типовая схема Положения о федеральной службе.
I. Общие положения
1. Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в порученной сфере (области) деятельности.
2. Федеральная служба находится в ведении соответствующего федерального министерства.
3. Федеральная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, международными договорами Российской Федерации в соответствующей области деятельности, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами вышестоящего органа государственной власти, настоящим Положением.
4. Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, совместно с другими органами государственной власти, а также органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями и общественными объединениями.
5. Федеральная служба осуществляет свою деятельность, руководствуясь принципами законности, федерализма, гласности, соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, компетенционной самостоятельности и функциональной специализации.
6. Федеральная служба является юридическим лицом, имеет полное и условное наименование, эмблему, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие печати, штампы, счета в учреждениях банков.
II. Основные цели федеральной службы
7. Основными целями федеральной службы в пределах ее компетенции являются:
1) реализация государственной политики в установленной сфере (области) деятельности;
2) осуществление в порученной сфере (области) деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации контрольной (надзорной), регистрационной, лицензионной и иной разрешительной деятельности для обеспечения соблюдения требований нормативных правовых актов и нормативно-технических документов иными государственными органами и органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями, российскими и иностранными гражданами и лицами без гражданства;
3) обеспечение в установленном порядке вышестоящих и иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, заинтересованных юридических и физических лиц информацией по предметам деятельности федеральной службы;
4) содействие развитию межрегионального сотрудничества по вопросам, отнесенным к предмету ведения федеральной службы.
III. Основные функции федеральной службы
8. В соответствии с возложенными на нее целями федеральная служба осуществляет следующие функции:
1) осуществляет в порученной сфере (области) деятельности государственный контроль и надзор за выполнением подконтрольными (поднадзорными) объектами*(4) правил, обязанностей или требований, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами;
2) проводит учет и анализ нарушений правил, обязанностей или требований, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами, в порученной сфере (области) деятельности;
3) осуществляет регистрацию физических или юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица, объектов недвижимости, отдельных видов сделок, общественных организаций, включая политические партии, ведомственных нормативных актов и т.п.;
4) осуществляет лицензирование отдельных видов деятельности, сертификацию и иную разрешительную деятельность;
5) организует формирование и ведение федеральных информационных ресурсов в соответствующей сфере (области) деятельности;
6) осуществляет управление подведомственными территориальными и иными органами, организациями, учреждениями, предприятиями и обеспечивает надлежащее взаимодействие между ними;
7) осуществляет взаимодействие в пределах своей компетенции с иными федеральными органами государственной власти;
8) организует либо непосредственно осуществляет подготовку кадров для обеспечения достижения возложенных на нее целей;
9) организует научно-исследовательскую работу по предметам своего ведения;
10) участвует в организации технического, правового, научного, информационного обеспечения порученной сферы (области) деятельности.
9. Участвует в пределах своей компетенции в осуществлении (выполнении) международных договоров (документов), вступивших в силу для Российской Федерации.
10. Заключает межведомственные соглашения о сотрудничестве в порученной сфере (области) деятельности.
IV. Основные права федеральной службы
11. Федеральная служба для реализации своих функций имеет право:
1) принимать участие в разработке концепций, основных направлений развития сферы (области) деятельности, планов проводимых мероприятий в пределах своей компетенции;
2) разрабатывать и вносить на рассмотрение вышестоящих органов исполнительной власти предложения по вопросам деятельности федеральной службы;
3) принимать индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы в пределах своей компетенции;
4) получать в установленном порядке от подконтрольных (поднадзорных) объектов бухгалтерские, технические и иные данные, необходимые для выполнения проверок, ревизий, инспекций и т.д.;
5) в пределах своей компетенции координировать деятельность соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
6) применять меры административного наказания в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и меры административного принуждения в соответствии с действующим законодательством в случае выявления в процессе осуществления государственного контроля и надзора нарушений правил, обязанностей или требований, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами.
V. Основные обязанности федеральной службы
12. Федеральная служба обязана:
1) своевременно и качественно исполнять относящиеся к ее компетенции предписания нормативных правовых актов и основанные на них поручения вышестоящих федеральных органов исполнительной власти;
2) обеспечивать соблюдение предписаний нормативных правовых актов и нормативно-технических документов объектами их контрольно-надзорной деятельности;
3) обеспечивать слаженную и эффективную работу подразделений федеральной службы, ее территориальных органов, находящихся в сфере деятельности федеральной службы организаций, учреждений, предприятий;
4) разрабатывать по поручению вышестоящих органов исполнительной власти или совместно с ними проекты нормативных правовых актов и нормативно-технических документов;
5) проводить в пределах своей компетенции контрольно-надзорные мероприятия за соблюдением подконтрольными (поднадзорными) объектами правил, обязанностей или требований нормативных правовых актов и нормативно-технических документов;
6) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации выдачу, переоформление, возобновление, приостановление и аннулирование лицензий на совершение установленных видов деятельности в порученной сфере (области) деятельности, а также контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;
7) выдавать, переоформлять, приостанавливать, возобновлять и аннулировать в установленном порядке разрешения (сертификаты, свидетельства) на приобретение, хранение, ввоз, вывоз и применение различных объектов и осуществлять контроль (надзор) за соблюдением порядка и условий их применения, осуществлять иную деятельность разрешительного характера;
8) проводить аккредитацию в порученной сфере (области) деятельности;
9) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации регистрацию физических и юридических лиц и их объединений (организаций), объектов собственности, прав и т.п. в пределах своей компетенции;
10) организовывать и проводить экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок в порученной сфере (области) деятельности;
11) вести в пределах своей компетенции соответствующие реестры, регистры, классификаторы и кадастры;
12) предоставлять заинтересованным лицам информацию о своей деятельности.
VI. Взаимодействие федеральной службы с органами государственной власти и органами местного самоуправления
13. Федеральная служба:
выполняет поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, вышестоящего федерального министерства;
взаимодействует в установленном порядке с палатами Федерального Собрания Российской Федерации, а также иными органами государственной власти Российской Федерации и должностными лицами.
14. В пределах своей компетенции федеральная служба взаимодействует с контрольно-надзорными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации непосредственно либо через свои территориальные органы, в том числе, посредством:
- заключения соглашений о сотрудничестве;
- проведения совместно контрольных и надзорных мероприятий;
- передачи части полномочий при проведении государственного контроля и надзора в порученной сфере (области) деятельности;
- обеспечения в пределах своей компетенции защиты интересов субъектов Российской Федерации в вышестоящих органах государственной власти;
- координации их деятельности в порученной сфере (области) деятельности;
- проведения совместных научно-исследовательских работ в порученной сфере (области) деятельности;
- оказания методической и консультативной помощи в организации и проведении контрольных и надзорных мероприятий.
15. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральная служба взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порученной сфере (области) деятельности, исходя из ч. 2 ст. 77 Конституции Российской Федерации о единстве системы исполнительной власти.
16. Федеральная служба организует взаимодействие своих территориальных органов, подведомственных организаций и учреждений с органами местного самоуправления, в том числе по выполнению последними делегированных им государственных полномочий.
17. Федеральная служба для выполнения стоящих перед ней целей взаимодействует в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с общественными и иными объединениями, саморегулируемыми организациями.
18. Федеральная служба принимает меры по исполнению судебных решений, обращенных к ней.
VII. Территориальные органы, подведомственные организации и учреждения федеральной службы
19. Федеральная служба для осуществления своих полномочий может создавать территориальные и межтерриториальные органы по согласованию с Полномочным представителем Президента Российской Федерации в Федеральном округе.
20. Порядок создания территориальных органов, подведомственных организаций и учреждений определяется соответствующим федеральным министерством.
VIII. Ответственность федеральной службы
21. Федеральная служба несет установленную законодательством и Положением о ней юридическую ответственность:
за нарушение российского законодательства;
за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на нее функций и обязанностей, поручений вышестоящих органов исполнительной власти (Президента Российской Федерации);
за несвоевременное и неправильное осуществление предоставленных прав и возложенных обязанностей;
за ошибки в принятых решениях и совершенных действиях.
22. Руководитель (директор) федеральной службы, его заместители, руководители подразделений федеральной службы несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.
IX. Организация работы федеральной службы
23. Деятельность федеральной службы организуется и направляется ее руководителем (директором), назначаемым на должность и освобождаемым от должности Правительством Российской Федерации.
24. Руководитель (директор) федеральной службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
25. Руководитель (директор) федеральной службы:
1) издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, а также утверждает протоколы, представления и иные акты, составляемые по результатам проверок, ревизий и т.п. подконтрольных (поднадзорных) объектов;
2) принимает меры по обеспечению выполнения сотрудниками федеральной службы федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов и поручений вышестоящего министерства;
3) распределяет обязанности между своими заместителями;
4) утверждает структуру и штатное расписание аппарата федеральной службы в пределах фонда оплаты труда и штатной численности работников;
5) утверждает положения о структурных подразделениях федеральной службы и сметы расходов на их содержание в пределах средств федерального бюджета, выделенных на содержание федеральной службы;
6) устанавливает процедуры и регламенты деятельности в федеральной службе;
7) вносит в вышестоящее министерство проект положения о федеральной службе, предложения о предельной штатной численности федеральной службы и фонде оплаты труда его работников;
8) вносит в вышестоящее министерство предложения по формированию федерального бюджета в части финансирования федеральной службы;
9) вносит в вышестоящее министерство проекты нормативных правовых актов, относящихся к сфере (области) деятельности федеральной службы;
10) вносит на рассмотрение соответствующего федерального министерства проект ежегодного плана и показателей деятельности федеральной службы, а также отчет об их исполнении;
11) представляет на рассмотрение соответствующего федерального министерства кандидатуры заместителей руководителя федеральной службы, руководителей территориальных органов федеральной службы;
12) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с прохождением государственной службы в федеральной службе;
13) осуществляет другие полномочия, установленные федеральными законами, иными правовыми актами.
26. В федеральной службе создается коллегия, в состав которой входят: руководитель (директор) федеральной службы, его заместители, руководители территориальных органов федеральной службы, иные должностные лица федеральной службы, специалисты, ученые. Члены коллегии утверждаются соответствующим федеральным министерством.
27. В федеральной службе могут образовываться научные, научно-технические и другие советы, комиссии, экспертные и рабочие группы.
28. Государственные служащие в федеральной службе замещают должности, осуществляют права и обязанности в соответствии со штатным расписанием и регламентирующими документами.
X. Реорганизация и ликвидация федеральной службы
29. Федеральная служба реорганизуется и ликвидируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
30. В случае реорганизации и ликвидации федеральной службы порядок передачи и выполнения ранее возложенных функций определяется Правительством Российской Федерации.
А.Ф. Ноздрачев,
заведующий отделом административного
законодательства ИЗиСП,
доктор юридических наук,
профессор,
А.В. Калмыкова,
научный сотрудник отдела административного
законодательства ИЗиСП,
Ю.А. Тихомиров,
первый заместитель директора ИЗиСП,
доктор юридических наук,
профессор
"Журнал российского права", N 10, октябрь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В данный раздел включены типовые функции федерального агентства, которые могут дополнительно развиваться и конкретизироваться на уровне подфункций. Например, функция управления имуществом может конкретизироваться подфункциями: принимает решение, принимает меры, рассматривает вопросы, согласовывает, предлагает, организует и т.д. Функция оказания государственных услуг может развиваться через подфункции: участвует, консультирует, реализует, обеспечивает, дает согласие, содействует, информирует, подготавливает, оформляет и т.д.
*(2) Федеральное агентство будет вправе установить такой порядок, если право на нормативно-правовое регулирование по данному вопросу будет предоставлено федеральному агентству указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации.
*(3) Необходимо иметь в виду, что в некоторых случаях Президент Российской Федерации вправе назначать на должность и освобождать от должности руководителя федерального агентства, осуществляющего деятельность по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
*(4) Подконтрольными (поднадзорными) объектами являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, российские и иностранные граждане и лица без гражданства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Административная реформа - разработки ученых Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
Авторы
Ю.А. Тихомиров - первый заместитель директора ИЗиСП, доктор юридических наук, профессор
А.Ф. Ноздрачев - заведующий отделом административного законодательства ИЗиСП, доктор юридических наук, профессор
Е.И. Спектор - старший научный сотрудник отдела административного законодательства ИЗиСП, кандидат юридических наук
А.В. Калмыкова - научный сотрудник отдела административного законодательства ИЗиСП
Н.А. Игнатюк - ведущий научный сотрудник отдела административного законодательства ИЗиСП, кандидат юридических наук
"Журнал российского права", 2004, N 10