г. Брянск |
|
7 февраля 2012 г. |
Дело N А08-2674/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.02.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.02.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Леоновой Л.В. |
Судей |
Ермакова М.Н. Ключниковой Н.В. |
При участии в заседании: |
|
от ОАО "Белгородская сбытовая компания" 308015, г. Белгород, Народный б-р, д. 107 309181, Белгородская область, г. Губкин, ул. Фрунзе, д. 24 ОГРН 1043108002321 |
Старикова О.И. - представителя (дов. от 22.12.2011 N 1/56), |
от Администрации муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области 309640, Белгородский район, г. Новый Оскол, ул. 1 Мая, д. 2 ОГРН 1023101035957
от Администрации муниципального образования "Большеивановское сельское поселение" муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области 309611, Белгородская область, Новооскольский район, с. Большая Ивановка ОГРН 10432000831 |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Белгородская сбытовая компания" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 20.06.2011 (судья Бутылин Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2011 (судьи Сергуткина В.А., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу N А08-2674/2011,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Белгородская сбытовая компания" (далее - ОАО "Белгородская сбытовая компания", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области при исполнении судебного акта, а также об обязании Администрации муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области (далее - Администрация Новооскольского района, ответчик) исполнить судебный акт в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрации муниципального образования "Большеивановское сельское поселение" муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области (далее - Администрация Большеивановского сельского поселения, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 20.06.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2011 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты по делу, полагая, что судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав объяснения представителя Общества, кассационная инстанция считает, что решение и постановление суда отмене либо изменению не подлежат.
Как следует из материалов дела, 13.11.2010 Общество направило в Управление финансов и бюджетной политики Администрации Новооскольского района для исполнения исполнительный лист АС N 001092690 по делу N А08-9366/2009-3 о взыскании с Администрации Большеивановского сельского поселения 175 792,10 руб. задолженности за потребленную электроэнергию и 5015,84 руб. расходов по уплате госпошлины.
В связи с неисполнением требований исполнительного листа, а также истечением трехмесячного срока со дня предъявления исполнительного документа в финансовый орган Администрации Новооскольского района, ОАО "Белгородская сбытовая компания" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно ч. 3 ст. 44 АПК РФ, ответчиками являются организации и граждане, к которым предъявлен иск.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 1 ст. 199 АПК РФ в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно быть указано наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, субъектом, которому могут быть адресованы требования о признании незаконным бездействия, и надлежащим ответчиком по делу является орган или должностное лицо, обязанное в силу закона совершить определенные действия.
Как следует из материалов дела, должником по исполнительному листу, выданному на основании судебного акта арбитражного суда по делу N А08-9366/2009-3, является Администрации Большеивановского сельского поселения.
Вместе с тем, в рамках настоящего дела заявлены требования к Администрации муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области.
В силу ст. 2, 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", третье лицо является органом местного самоуправления, который в соответствии с данным Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяется правами юридического лица, а также относится к муниципальным казенным учреждениям, образуемым для осуществления управленческих функций, и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица в установленном законом порядке.
В соответствии с п. 3 ст. 26 Устава Большеивановского сельского поселения, Администрация сельского поселения обладает правами юридического лица. Согласно свидетельству серии 31 N 002115028, Администрация зарегистрирована в качестве юридического лица и поставлена на учет в налоговом органе.
Согласно п. 2 ст. 35 Устава сельского поселения формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления сельского поселения самостоятельно.
В соответствии с п. 4 ст. 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в п. 2 ст. 242. 1 Бюджетного кодекса РФ, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Согласно ч. 1 ст. 242.5 БК РФ, исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя. Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
На основании изложенного, судом обоснованно указано, что БК РФ возлагает на финансовый орган функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета. Вместе с тем, обязанность исполнить требования исполнительного листа лежит на должнике, которым в рассматриваемом случае является Администрация Большеивановского сельского поселения.
Довод жалобы о том, что по финансовым обязательствам Администрации сельского поселения отвечает Управление финансов и бюджетной политики муниципального района, является по сути позицией Общества по настоящему спору и подлежит отклонению в силу вышеизложенного.
Ссылке жалобы на рассмотрение дела к ненадлежащему ответчику по существу дана надлежащая оценка судом.
Привлечение второго ответчика либо замена ненадлежащего ответчика надлежащим является правом, а не обязанностью суда, рассматривающего дело. Материалы дела не содержат ходатайства заявителя о замене ненадлежащего ответчика надлежащим, при этом Общество не лишено возможности обратиться с самостоятельным заявлением к иному ответчику.
При таких обстоятельствах, у судов имелось достаточно оснований для отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований.
На основании изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 20.06.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2011 по делу N А08-2674/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.