г.Калуга |
|
2 сентября 2013 г. |
Дело N А23-2182/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.08.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.09.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Ивановой Н.Н. |
|
Смолко С.И. |
При участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Развитие" (ул. Кутузова, д. 12, офис 401, г. Калуга, 248000, ИНН 4027074470, ОГРН 1064027054607)
от Городской Управы города Калуги (ул. Кутузова, д. 2/1, г. Калуга, 248000, ИНН 4027017947, ОГРН 1024001179113)
от Управления строительства и земельных отношений города Калуги (ул. Московская, д. 188, г. Калуга, 248021, ИНН 4028047790, ОГРН 1114028000404) |
- Беликовой Е.Ю. - представителя по доверенности N 2/12 от 10.09.2012,сроком на один год;
- Савосиной И.В.- представителя по доверенности N 01/16-13-д от 05.02.2013, сроком на три года;
- Савосиной И.В. - представителя по доверенности N 597/06-13 от 04.02.2013, сроком на три года |
|
|
рассмотрев кассационную жалобу Городской Управы города Калуги на решение Арбитражного суда Калужской области от 22.10.2012, дополнительное решение от 06.11.2012 (судья Храпченков Ю.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2013 (судьи Капустина Л.А., Волкова Ю.А., Каструба М.В.) по делу N А23-2182/2012,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Развитие" (далее - ООО "Развитие", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением: о признании недействительным постановления Городской Управы города Калуги (далее - Управа) 29.12.2011 N 10673-пи; о признании незаконным отказа Управления строительства и земельных отношений города Калуги (далее - Управление) в предоставлении земельного участка, оформленного письмом от 16.02.2012 N 1214/06-р, и возложении на Управление обязанности устранить допущенные нарушения, предоставив Обществу в аренду земельный участок с кадастровым номером 40:26:000321:216, расположенный по адресу: г. Калуга, ул. Дарвина, район дома 18, для строительства административного здания.
Решением арбитражного суда от 22.10.2012, с учетом дополнительного решения от 06.11.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2013 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, Городская Управа города Калуги просит отменить обжалуемые решение, дополнительное решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как установлено судом, распоряжением Городской Управы города Калуги от 28.12.2010 N 16726-р утверждены акт выбора, схема расположения земельного участка ориентировочной площадью 237,0 кв.м на кадастровом плане кадастрового квартала 40:26:000321 и предварительно согласовано место размещения объекта строительства - административное здание по адресу: г. Калуга, ул. Дарвина, в районе д. 18 на выбранном из земель населенных пунктов земельном участке ориентировочной площадью 237,0 кв.м в целях предоставления его ООО "Развитие".
Указанным актом Обществу предписано выполнить топогеодезические работы, заключив договор с соответствующей организацией, и обратиться в Управление строительства и земельных отношений города Калуги для подготовки документов на предоставление земельного участка в аренду для строительства.
Испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет 08.02.2011 с присвоением кадастрового номера 40:26:000321:216 и установлением вида разрешенного использования - для строительства административного здания.
Выполнив условия распоряжения от 28.12.2010 N 16726-р, 17.02.2011 Общество обратилось в Управление о предоставлении ему вышеуказанного земельного участка в аренду для строительства административного здания. Обращение заявителя оставлено Управлением без ответа.
Письмом от 01.11.2011 Общество повторно обратилось в Управление с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
Управление в письме от 16.02.2012 N 1214/06-12 сообщило Обществу об отказе в удовлетворении заявления, сославшись на то, что испрашиваемый земельный участок входит в состав территории, на которой расположен многоквартирный дом N 18 по улице Дарвина.
Кроме того, уполномоченный орган местного самоуправления сообщил заявителю об отмене распоряжения от 28.12.2010 N 16726-р, которым утверждались акт выбора и схема расположения испрашиваемого земельного участка.
Посчитав вышеназванные действия незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- проведение работ по формированию земельного участка;
- государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 ЗК РФ;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Решение о предоставлении земельного участка для строительства является основанием заключения договора аренды земельного участка (пп. 3 п. 7 ст. 30 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими соответствующий муниципальный правовой акт, в указанных в этой норме права случаях.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1); земельный участок, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2); с момента формирования и проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в данном доме (часть 5).
Согласно пункту 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Как следует из материалов дела, распоряжением Городской Управы города Калуги от 28.12.2010 N 16726-р утверждены акт выбора и схема расположения испрашиваемого ООО "Развитие" земельного участка.
Этим же актом органа местного самоуправления предварительно согласовано место размещения объекта строительства в целях предоставления Обществу спорного земельного участка.
Постановление Городской Управы города Калуги от 29.12.2011 N 10673-пи об отмене вышеназванного распоряжения не содержит каких-либо ссылок на основания отмены ранее принятого ненормативного правового акта.
Доводы Управления строительства и земельных отношений города Калуги о том, что испрашиваемый Обществом земельный участок входит в состав земельного участка необходимого для размещения и эксплуатации многоквартирного жилого дома N 18 по улице Дарвина в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения.
В частности, при производстве судебной землеустроительной экспертизы было установлено, что границы испрашиваемого Обществом земельного участка не пересекаются с границами земельного участка, необходимого для размещения и эксплуатации многоквартирного жилого дома N 18 по улице Дарвина в городе Калуга (заключение эксперта от 15.03.2013).
Давая оценку указанному заключению эксперта, арбитражный суд пришел к выводу о его соответствии требованиям статьи 86 АПК РФ и признал это заключение эксперта допустимым доказательством по делу.
В свою очередь, Городская Управа города Калуги, не соглашаясь с заключением эксперта по настоящему делу, не воспользовалась своим процессуальным правом представления соответствующих доказательств, не заявив ходатайства о проведении дополнительной либо повторной экспертизы.
Учитывая изложенное, арбитражный суд обоснованно признал незаконными действия Управления, связанные с отказом ООО "Развитие" в предоставлении в аренду спорного земельного участка, по мотивам, изложенным в письме от 16.02.2012 N 1214/06-12.
Выводы суда в этой части основаны на имеющихся в деле доказательствах, а поэтому основания для их переоценки у судебной коллегии отсутствуют.
В силу изложенного, постановление органа местного самоуправления от 29.12.2011 N 10673-пи об отмене распоряжения от 28.12.2010 N 16726-р также обоснованно признано судом недействительным.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона и направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 22.10.2012, дополнительное решение от 06.11.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2013 по делу N А23-2182/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.