г.Калуга |
|
4 сентября 2013 г. |
Дело N А09-11082/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.09.2013.
Постановление изготовленов полном объеме 04.09.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 04.09.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Смолко С.И |
|
Ивановой Н.Н. |
При участии в заседании: |
|
от открытого акционерного общества "Брянский завод мебельных деталей" (ул. Литейная, д. 3, г. Брянск, 241035, ИНН 3201001602, ОГРН 1023201058616)
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (ул. 3-го Июля, д. 27, г. Брянск, 241050, ИНН 3250057365, ОГРН 1043244052092) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
|
|
рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 07.03.2013 (судья Кулич Е.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2013 (судьи Байрамова Н.Ю., Заикина Н.В., Тиминская О.А.) по делу N А09-11082/2012,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Брянский завод мебельных деталей" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган) о признании незаконным решения от 10.09.2012 N 01/057/2012-325 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - водопровод протяженностью 105 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Литейная, д. 3, а также об обязании Управления Росреестра зарегистрировать право собственности на указанный объект недвижимого имущества.
Решением арбитражного суда от 07.03.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2013 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, Управление Росреестра просит отменить обжалуемые решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как установлено судом, ОАО "Брянский завод мебельных деталей" 10.07.2012 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - водопровод, протяженностью 105 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Литейная, д. 3, приложив следующие документы: кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 30.03.2012 N 03-16/152, выданный Брянским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ"; план приватизации, утвержденный Комитетом по управлению госимуществом Брянской области от 15.10.1992; приложение к письму Комитета по управлению госимуществом Брянской области от 20.11.2000 N 6-К-1722.
По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов регистрирующим органом 10.09.2012 со ссылкой на пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) принято решение N 01/057/2012-325 об отказе в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости.
Полагая, что отказ в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества не соответствует закону и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в ЕГРП.
Как следует из материалов дела, заявителем в регистрирующий орган были представлены следующие документы, подтверждающие возникновение права собственности на регистрируемый объект недвижимости: кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 30.03.2012 N 03-16/152, выданный Брянским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ"; план приватизации, утвержденный Комитетом по управлению госимуществом Брянской области от 15.10.1992; приложение к письму Комитета по управлению госимуществом Брянской области от 20.11.2000 N 6-К-1722.
Из текста оспариваемого решения усматривается, что основанием для его принятия послужило то обстоятельство, что в представленном на государственную регистрацию плане приватизации не указан адрес, протяженность и иные характеристики водопровода, необходимые для его идентификации.
Давая оценку вышеуказанным документам, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно пришел к выводу о том, что в совокупности эти документы позволяют идентифицировать объект недвижимости для целей государственной регистрации права собственности, поскольку в кадастровом паспорте указан адрес (местоположение) водопровода - Брянская область, Бежицкий район, г. Брянск, ул. Литейная, д. 3, протяженность водопровода - 105 кв. м.
Кроме того, Обществом в материалы дела представлен договор на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению от 01.06.2006 N 21122, заключенный ОАО " Брянский завод мебельных деталей " с МУП "Брянский городской водоканал", государственный акт о праве собственности ОАО " Брянский завод мебельных деталей" на земельный участок, на котором находится административный корпус и нежилое помещение предприятия, обслуживаемые спорным водопроводом.
При таких обстоятельствах спора суд первой и апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу о том, что у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области не имелось правовых оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимого имущества по причине отсутствия в представленных ОАО " Брянский завод мебельных деталей " правоустанавливающих документах информации об идентичности указанного в них объекта и объекта, подлежащего государственной регистрации.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона и направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 07.03.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2013 по делу N А09-11082/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.