г. Калуга |
|
11 сентября 2013 г. |
Дело N А08-6979/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.09.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.09.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Чистовой И.В. |
судей |
Сладкопевцевой Н.Г. |
|
Толкачевой И.Ю. |
при участии в заседании: |
|
от истца: |
Лукиной Л.А. - представителя (доверенность N МЮ-9/566/Д от 22.06.2012); Акулова Б.С. - представителя (доверенность N МЮ-9/546/Д от 22.06.2012); |
от ответчика:
от третьего лица - Департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области:
от третьего лица - Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области: |
Сытник А.П. - представителя (доверенность N 01-01/7 от 07.09.2013);
Зимина Д.А. - представитель (доверенность N 8-19/3728 от 05.12.2012);
Моисеенко О.В. - представитель (доверенность N 9-06/233-ОВ от 14.02.2013), |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области кассационную жалобу субъекта Российской Федерации - Белгородская область в лице департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 28 декабря 2012 (судья Мирошникова Ю.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04 июня 2013 (судьи Шеин А.Е., Маховая Е.В., Андреещева Н.Л.) по делу N А08-6979/2012,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Юго-Восточная железная дорога", ОГРН 1037739877295, (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к субъекту Российской Федерации "Белгородская область" в лице Департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области, ОГРН 1023101683560, (далее - ответчик) о взыскании 1 819 485 руб. 50 коп. убытков, возникших в результате предоставления обучающимся льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Белгородской области в 2010 году.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области (в настоящее время - Департамент образования Белгородской области; далее - третье лицо), а также Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 28.12.2012 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2013 решение Арбитражного суда Белгородской области оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, субъект Российской Федерации - Белгородская область в лице департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области, обратился в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Белгородской области от 28.12.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представители истца возражали против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в возражениях N НЮ-7-3/97 от 15.08.2013.
Представители третьих лиц поддержали правовую позицию ответчика.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, заслушав объяснения представителей сторон и третьих лиц, суд полагает, что решение Арбитражного суда Белгородской области от 28.12.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2013 следует оставить без изменения в связи со следующим.
Как установлено судом и следует из материалов дела, до 2005 года установление льгот на проезд школьников и студентов входило в компетенцию Российской Федерации и было закреплено в Законе Российской Федерации от 10.06.1992 N 3266-1 "Об образовании", Федеральном законе от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Федеральным законом от 28.05.1999 N 102-ФЗ "О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях".
Так, подпункт 16 статьи 28 Закона Российской Федерации от 10.06.1992 N 3266-1 "Об образовании" предусматривал, что к компетенции Российской Федерации в области образования относится установление льгот различным категориям обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников.
Согласно п. 14 ст. 29 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" в ведении субъектов Российской Федерации в области образования находится установление дополнительных к федеральным льгот обучающимся, воспитанникам и педагогическим работникам образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников.
Подпункт 4 пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" определял государственную политику и государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования посредством предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования государственных стипендий, мест в общежитиях, пособий и льгот, в том числе на питание и проезд на транспорте в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Федеральный закон от 28.05.1999 N 102-ФЗ "О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях" предусматривал право на 50-процентную скидку от стоимости проезда на междугородном транспорте к месту назначения и обратно в пределах территории Российской Федерации, которая предоставлялась обучающимся по очной форме обучения в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях начального профессионального образования и проживающим в семьях, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были внесены изменения в Закон от 10.06.1992 N 3266-1 и ФЗ от 22.08.1996 N 125-ФЗ, а ФЗ от 28.05.1999 N 102-ФЗ утратил силу с 01.01.2005.
После внесения изменений Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ подпунктом 16 статьи 28 Закона Российской Федерации от 10.06.1992 N 3266-1 "Об образовании" было предусмотрено, что к компетенции Российской Федерации в области образования относится установление социальной поддержки различным категориям обучающихся, воспитанников и педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
После внесения изменений Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ подпунктом 4 пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" было предусмотрено, что государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования государственных стипендий, мест в общежитиях, иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством.
Подпунктом "б" пункта 9 статьи 12 Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" статья 16 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" дополнена пунктом 3.1 следующего содержания: законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться меры социальной поддержки студентов высших учебных заведений, финансируемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Таким образом, из анализа вышеуказанных норм права как в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", так и в редакции данного закона, действующей с 01.01.2005, следует, что указанные законы, хотя и определяли полномочия Российской Федерации и её субъектов в части установления мер социальной поддержки обучающихся, однако не устанавливали какие-либо конкретные льготы на проезд на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении для данной категории граждан.
Как следует из пояснений истца, ОАО "РЖД" фактически предоставляло льготы школьникам и студентам высших и средних специальных учебных заведений в период с 1966 года по 2005 год на основании Постановления Госкомцен при Госплане СССР от 30.07.1966 N 203 "О сезонных тарифных льготах на проезд по железным дорогам пассажиров отдельных категорий", которым были утверждены сезонные тарифные льготы на проезд по железным дорогам, в том числе школьников старше 10 лет и студентов высших и средних специальных учебных заведений в размере 50% скидки от стоимости проезда в период с 01 октября по 15 мая. Данные льготы предоставлялись названным категориям учащихся до 2005 года.
В период с 2005 по 2009 год в связи с отсутствием нормативных актов, устанавливающих льготы для школьников и студентов при проезде железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, на основании решений Совета директоров ОАО "РЖД" за счет прибыли общества был сохранен льготный проезд школьникам и студентам.
При таких обстоятельствах ссылка заявителя на положения Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 в толковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, о сохранении за Российской Федерацией обязанностей по финансированию выпадающих доходов предприятий, оказывающих услуги гражданам по льготным ценам, установленным федеральными законами до 01.01.2005, не может быть признана обоснованной.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1208 рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять нормативные акты, устанавливающие льготы по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Кроме того, названным постановлением утверждены Правила предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в случае принятия субъектами Российской Федерации решений об установлении соответствующих льгот.
Правительством Белгородской области 08.02.2010 принято постановление N 69-пп "Об установлении льготы по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся и студентов очной формы обучения образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Белгородской области" (далее - постановление Правительства Белгородской области от 08.02.2010 N 69-пп).
Согласно пункту 1 названного постановления Правительства Белгородской области льготы по тарифам на проезд предоставляются обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений, учащимся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в виде 50-процентной скидки от действующих тарифов в период с 1 января по 15 июня 2010 года включительно и с 1 сентября по 31 декабря 2010 года включительно по предъявлении студенческого билета или справки установленного образца об обучении в образовательном учреждении при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории Белгородской области.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Белгородской области от 08.02.2010 N 69-пп право на льготу устанавливается независимо от места проживания обучающихся и прохождения маршрута поездки по территориям других субъектов Российской Федерации.
Правительство Белгородской области (заказчик) и ОАО "РЖД" (исполнитель) 26.01.2010 заключили договор N 245 на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Белгородской области в 2010 году, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель обеспечивает транспортное обслуживание пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Белгородской области по тарифам, установленным заказчиком.
Согласно пункту 1.3 договора из бюджета Белгородской области в 2010 году выделяются субсидии на возмещение потерь доходов, возникающих в результате регулирования на территории Белгородской области тарифов на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении.
Пунктами 3.1, 3.2 договора установлено, что компенсация исполнителю потерь доходов производится заказчиком ежемесячно путем безналичных расчетов платежными поручениями на расчетный счет исполнителя; заказчик производит перечисление исполнителю денежных средств в течение пятнадцати календарных дней после получения ответа.
ОАО "РЖД", ссылаясь на то, что обязательства, установленные договором, исполнены в 2010 году надлежащим образом, в то время как потери общества в доходах, возникшие в результате перевозки обучающихся по льготным тарифам, не компенсированы в полном объеме, обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании убытков.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражные суды первой и апелляционной инстанции правомерно руководствовались следующим.
В соответствии со ст.ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению за счет за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельцах инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяются Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
В п. 2 вышеуказанной статьи не предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки обучающихся в виде предоставления льгот на проезд на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении.
Вместе с тем, п. 5 ст. 26.3 Федерального закона N 122-ФЗ устанавливает, что до принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, могут устанавливаться не указанные в пункте 2 настоящей статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Таким образом, субъекты Российской Федерации вправе принимать решения по вопросам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, не предусмотренные п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" с принятием на себя соответствующих бюджетных обязательств.
Утверждение постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1208 правил предоставления в 2010 субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организацией железнодорожного транспорта в случае принятия субъектами Российской Федерации решений об установлении соответствующих льгот обучающимся не может быть признано основанием для освобождения ответчика от исполнения принятого им на себя бюджетного обязательства.
Кроме того, в силу п. 1 ст. 26.3 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.1999 N 184-ФЗ осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то обстоятельство, что судом не учтены разъяснения, содержащиеся в п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" отклоняется в связи с тем, что указанные разъяснения относятся к правоотношениям, возникшим до 01.01.2005, тогда как предметом спора является возмещение убытков, возникших у истца в 2010.
Вместе с тем, п. 19 вышеуказанного постановления предусмотрено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Пунктом 1 постановления Белгородской области от 08.02.2010 N 69-пп установлены льготы по тарифам на проезд предоставляются обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений, учащимся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в виде 50-процентной скидки от действующих тарифов в период с 1 января по 15 июня 2010 года включительно и с 1 сентября по 31 декабря 2010 года включительно по предъявлении студенческого билета или справки установленного образца об обучении в образовательном учреждении при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории Белгородской области.
В соответствии с п. 5 постановления Белгородской области от 08.02.2010 N 69-пп Департаменту финансов и бюджетной политики Белгородской области вменено в обязанность обеспечить возмещение потерь в доходах, возникших в результате предоставления дополнительных мер социальной поддержки обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений, учащимся и студентам очной формы обучения образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, за счет средств бюджета Белгородской области в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1208 в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели.
Из вышеизложенного следует, что указанная льгота предоставлена нормативным правовым актом Белгородской области, предусматривающим, что возмещение выпадающих доводов предприятий железнодорожного транспорта является бюджетным обязательством данного субъекта Российской Федерации.
Принятие субъектом Российской Федерации данного нормативного правового акта осуществлено в пределах его полномочий по вопросу, входящему в предмет совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, и не противоречит положениям ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований за счет ответчика.
Судами первой и апелляционной инстанции дана полная, всесторонняя и объективная оценка всем имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения и постановления, судебной коллегией не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 28 декабря 2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04 июня 2013 по делу N А08-6979/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
И.В. Чистова |
Судьи |
Н.Г. Сладкопевцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.