г. Калуга |
|
16 сентября 2013 г. |
Дело N А35-12125/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.09.2013.
Полный текст постановления изготовлен 16.09.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.
судей Смолко С.И., Шелудяева В.Н.
при ведении протокола в судебном заседании кассационной инстанции помощником судьи Частиковой О.В.
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Богдановского Е.Н. (г.Курск);
от Администрации Курской области (ОГРН 1054639074676, ИНН 4632053780, г. Курск, ул. К.Маркса, 43, 305029);
- Богдановского Е.Н. (личность удостоверена); Шалимова Д.А. - представителя по доверенности от 15.01.2013;
- Лукьянчиковой С.А. - представителя по доверенности от 29.12.2012 N 01-09/1046;
от Прокуратуры Курской области (г. Курск, ул. Ленина, 21, 305000)
от третьего лица комитета по тарифам и ценам Курской области (ОГРН 1054639074676, ИНН 4632053780, г. Курск, ул. К.Маркса, 43, 305029);
- Тиньковой Т.Н. - прокурора;
- Махно Г.Г. - представителя по доверенности от 29.03.2013 N 11-д; Золотухиной Г.Г. - представителя по доверенности от 15.09.2011 N 18-д;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курской области, кассационные жалобы Администрации Курской области, Прокуратуры Курской области и комитета по тарифам и ценам Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 14.06.2013 (судьи Лымарь Д.В., Морозова М.Н., Арцыбашева Т.Ю.) по делу N А35-12125/2012,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Богдановский Евгений Николаевич (далее - ИП Богдановский Е.Н., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Администрации Курской области (далее - Администрация) о признании недействующим п.п. 1 Таблицы предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств (без учета налога на добавленную стоимость), в части установления предельного размера платы за проведение ТО ТС для категории транспортного средства М1 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения, в размере 300 рублей, являющиеся приложением к постановлению Администрации от 20.12.2011 N 698-па.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по тарифам и ценам Курской области (далее - Комитет).
Дело рассматривалось с участием Прокуратуры Курской области (далее - Прокуратура).
Решением суда от 14.06.2013 заявленное требование удовлетворено.
В кассационных жалобах Администрация, Комитет, Прокуратура просят отменить решение суда от 24.05.2013 в связи с неправильным применением норм материального права, приняв новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобах, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 20 декабря 2011 года Администрацией было принято постановление N 698-па "Об установлении предельного размера платы за проведение технического осмотра транспортных средств", в соответствии с пп.1 прилагаемой к нему Таблицы предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств (без учета налога на добавленную стоимость), являющейся приложением к постановлению, был установлен предельный размер платы за проведение технического обслуживания транспортных средств категории М1 (транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения), в размере 300 рублей.
21.12.2011 постановление N 698-па с прилагаемой к нему Таблицей было опубликовано в издании "Курская правда" (N 151).
ИП Богдановский Е.Н. 01.03.2012 аккредитован Российским союзом автостраховщиков в качестве оператора технического осмотра транспортных средств (аттестат серия 3801 N 462584).
Предприниматель, посчитав, что вышеуказанные положения постановления N 698-па не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, оспорил их в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 170-ФЗ) изменил действующий порядок проведения технического осмотра транспортных средств в Российской Федерации (далее - ТО). С 1 января 2012 г. услуги по проведению ТО предоставляют аккредитованные Российский союзом автостраховщиков юридические лица и индивидуальные предприниматели, получившие статус операторов ТО.
Законом N 170-ФЗ определено, что предельный размер платы за ТО должен рассчитываться соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ на основе Методики, разработанной и утвержденной ФСТ России, и устанавливаться высшими органами исполнительной власти регионов. Методика расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра (далее - Методика) разработана и утверждена Приказом ФСТ России от 18 октября 2011 г. N 642-а.
Основные принципы расчета тарифов указаны в разделе II Методики, а расчет предельного размера платы за проведение ТО в разделе III.
Процесс установления предельного размера платы за проведение ТО, в соответствии с Методикой ФСТ России, состоит из двух взаимосвязанных стадий:
Первая стадия - расчет ставки работы оператора ТО.
Вторая стадия - расчет предельного размера платы за проведение ТО на основе ставки работы оператора ТО и Правил проведения ТО.
Из чего следует, что задачей Методики является показ регулирующему органу субъекта РФ принципа расчета ставки работы оператора ТО и уже через нее выход на величину установленного предельного размера платы, то есть умножение ставки на время проведения ТО каждой категории транспортных средств, установленное Правилами.
В соответствии с п.2.4 Методики предельный размер платы за проведение ТО рассчитывается с учетом технологии выполняемых работ путем прямого отнесения фактических расходов на себестоимость проведения технического осмотра.
При расчете предельного размера платы за проведение ТО для операторов технического осмотра (далее - операторы), ранее не осуществлявших деятельность по техническому осмотру транспортных средств и не имеющих фактических данных по расходам, расчет осуществляется на основании планируемых показателей их деятельности. Планируемые показатели деятельности для таких операторов принимаются с учетом сравнительного анализа с расходами операторов, осуществляющих аналогичную деятельность.
Заявитель начал свою деятельность по проведению технического осмотра транспортных средств с сентября 2012 года.
Из имеющихся в материалах дела пояснений Комитета следует, что расчет предельной стоимости технического осмотра транспортных средств был произведен на основе данных, представленных ему оператором ООО "Лига-М".
При расчете предельного размера платы за проведение технического осмотра Комитет так же исходил из того, что среднее количество технических экспертов операторов технического осмотра, занятых по осмотру транспортных средств на одной диагностической линии, должно составлять 2,5 и более человека, ссылался при этом на положения п.6 Методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра для субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1108.
Однако, датой принятия Постановления N 1108 является 22.12.2011, а оспариваемого постановления N 698-па - 20.12.2011, что позволило суду придти к обоснованному выводу о невозможности руководствоваться вышеуказанными положениями п. 6 Методики при принятии оспариваемого нормативного правового акта Администрацией.
Комитетом при расчете предельной стоимости технического осмотра были учтены показатели только ООО "Лига-М", существенно отличающиеся от показателей иных операторов ТО на территории Курской области, которых по данным некоммерческого партнерства "Курский Авто-Технический Союз" 22 организации, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Эти обстоятельства позволили суду придти к обоснованному выводу, что собранная Комитетом выборка данных не являлась репрезентативной, то есть не отражала реальное состояние необходимых для объективного и правильного расчета предельного размера платы за ТО показателей. Вместе с тем, дополнительные запросы, с учетом явной неполноты собранной статистической информации, в адрес операторов ТО Курской области Комитетом направлены не были.
Это в свою очередь, свидетельствует о несоответствии оспариваемой части постановления Методики, пунктом 2.1 которой предусмотрено, что предельный размер платы за проведение ТО должен обеспечивать возмещение экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов на проведение технического осмотра и получение прибыли, необходимой для развития и финансирования расходов на проведение технического осмотра.
Судом дана оценка всем доводам, приведенным Администрацией, Комитетом, Прокуратурой по рассматриваемым вопроса, в том числе указанным в кассационных жалобах. В них, по существу, заявители повторяют все, на что ссылались ранее, и это отражено в принятом судебном акте.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 14.06.2013 по делу N А35-12125/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.