г. Калуга |
|
12 сентября 2013 г. |
Дело N А08-5674/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.09.2013.
Полный текст постановления изготовлен 12.09.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Ключниковой Н.В.
Судей Смолко С.И., Шелудяева В.Н.
При участии в заседании:
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Белгородской области (ОГРН 1043107021528, ИНН 3123108289, г. Белгород, пр. Б.Хмельницкого, 139, 308010);
Майнуловой И.А. - представителя по доверенности от 07.06.2013 N 05-13/857;
от Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (ОГРН 1047796357553, ИНН 7708525287, г.Москва, пл. Миусская, д. 3, стр. 1, 125993);
от закрытого акционерного общества "Белогорье" (ИНН 3120006232, ОГРН 1023100006533, Белгородская область, г.Шебекино, ул.Октябрьская, д. 11, 309290);
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- Чуева А.А. - представителя по доверенности от 09.09.2013 N 40;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Белгородской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2013 (судьи Семенюта Е.А., Сергуткина В.А., Донцов П.В.) и кассационную жалобу Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2013 и дополнительное постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2013 (судьи Семенюта Е.А., Сергуткина В.А., Донцов П.В.) по делу N А08-5674/2012,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Белогорье" (далее - ЗАО "Белогорье", Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального Управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Белгородской области (далее - Теруправление) от 22.12.2011 по делу N 14-11/339П о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и решения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (далее - Росфиннадзор) от 19.04.2012 N 43-00-12/34Р.
Решением суда от 24.09.2012 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.02.2013 решение суда от 24.09.2012 отменено, постановление Теруправления от 22.12.2011 по делу N 14-11/339П признано незаконным и отменено.
Дополнительным постановлением апелляционной инстанции от 28.02.2013 решение Росфиннадзора от 19.04.2012 N 43-00-12/34Р признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Теруправление просит отменить постановление апелляционной инстанции от 05.02.2013 в связи с неправильным применением норм материального права, оставив в силе решение суда первой инстанции от 24.09.2012.
Росфиннадзор просит отменить постановление апелляционной инстанции от 05.02.2013 и дополнительное постановление от 28.02.2013 в связи с неправильным применением норм КоАП РФ, оставив в силе решение суда первой инстанции от 24.09.2012.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобах, заслушав объяснения представителей Теруправления, Общества, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене исходя из следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество и предприниматель Аллабергенов А.Р. (нерезидент, Туркменистан - Покупатель) 01.06.2008 заключили контракт N 131 (далее - Контракт) на поставку товара, который согласно п. 6.1 вступает в силу с момента подписания его двумя сторонами и действует до окончания взаимных обязательств каждой из сторон.
В соответствии с дополнительным соглашением от 26.03.2009 N 3 к Контракту порядок расчетов: Покупатель должен произвести оплату всей суммы Контракта - 110200 долларов США в срок до 31.12.2009.
Согласно дополнительному соглашению от 28.12.2009 N 4 к Контракту порядок расчетов: Покупатель должен произвести оплату остатка суммы Контракта - 35200 долларов США в срок до 31.12.2010.
02.07.2008 Общество оформило по Контракту паспорт сделки N 08070005/1481/0204/1/0 в филиале акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытого акционерного общества) - Шебекинское отделение N 3920.
В рамках исполнения обязательств по Контракту с таможенной территории Российской Федерации по ГТД N 10101030/240708/0007283 вывезен товар общей стоимостью 110200 долларов США (выпуск товара разрешен Белгородской таможней 24.07.2008).
С учетом дополнительного соглашения от 26.03.2009 N 3 к Контракту ЗАО "Белогорье" должно было обеспечить поступление от нерезидента на свой счет в уполномоченном банке валютной выручки в общей сумме 110200 долларов США не позднее 31.12.2009.
Согласно имеющейся в материалах дела ведомости банковского контроля по паспорту сделки N 08070005/1481/0204/1/0, выпискам по счету ЗАО "Белогорье" за 31.10.2008 и 11.01.2009 валютная выручка за товар, поставленный по ГТД N 10101030/240708/0007283, в размере 55000 долларов США поступила на счет ЗАО "Белогорье" 31.10.2008, в размере 20000 долларов США - 11.01.2009.
В соответствии с дополнительным соглашением от 28.12.2009 N 4 к Контракту валютная выручка в размере 35200 долларов США должна была поступить на счет ЗАО "Белогорье" в уполномоченном банке до 31.12.2010.
По состоянию на 03.02.2012 валютная выручка в размере 35200 долларов США на счет ЗАО "Белогорье" в уполномоченном банке не поступила.
Факт нарушения Обществом валютного законодательства установлен Белгородской таможней во время проведения проверки участника ВЭД, что нашло отражение в протоколе об административном правонарушении от 09.12.2011 N 10101000-1676/2011, переданном на рассмотрение в орган валютного контроля.
Постановлением теруправления Росфиннадзора от 22.12.2011 N 14-11/339П Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде наложения административного штрафа в размере трех четвертых суммы денежных средств, не зачисленных на счет в уполномоченном банке, что составляет 804590,16 рублей.
В соответствии с этим постановлением Общество в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 19 Федерального Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N173-ФЗ), не выполнило в срок, установленный контрактом, обязанность по получению на свой банковский счет в уполномоченном банке иностранной валюты в общей сумме 35200 долларов США, причитающейся за переданный нерезиденту - предпринимателю Аллабергенову А.Р. товар по ГТД N10101030/240708/0007283, т.е. совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ.
Общество, не согласившись с вынесенным постановлением, обжаловало его в вышестоящий орган - Федеральную службу финансово - бюджетного надзора, которая своим решением от 19.04.2012 N 43-00-12/34р оставила без изменений постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Белгородской области от 22.12.2011 N 14-11/339П о назначении административного наказания по части 4 статьи 15.25 КоАП РФ в отношении ЗАО "Белогорье", а жалобу ЗАО "Белогорье" от 30.12.2011 N 2234 без удовлетворения.
Общество не согласилось с данными постановлением и решением, обжаловав их в арбитражный суд, который, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в обоснование заявленных требований и возражений на них, а также проверив в соответствии с требованиями части 6 статьи 210 настоящего Кодекса законность и обоснованность оспариваемого постановления, решения наличие соответствующих полномочий у административного органа, его принявшего, соблюдение установленного порядка и сроков давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не ставя под сомнение вывод суда первой инстанции о том, что материалами дела подтверждается факт совершения Обществом вменяемого ему состава административного правонарушения, апелляционная инстанция посчитала, что судом не дана оценка несоблюдению порядка привлечения к административной ответственности, выразившегося в том, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным таможенным органом, ссылаясь на Приказ ФТС России N 1355 ДСП и на правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.06.2011 N 901/11, рассмотревшего дело со схожими фактическими обстоятельствами.
Суд кассационной инстанции считает ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о несоблюдении порядка привлечения Общества к административной ответственности в силу следующего.
Пункт 1 части 1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ и часть 4 статьи 15.25 АП РФ предусматривают обязанность резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности обеспечить получение в установленные внешнеторговыми договорами (контрактами) сроки от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты за переданные им товары и устанавливают за невыполнение резидентом данной обязанности административное наказание в виде административного штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459 "О Федеральной таможенной службе", (далее - положение о ФТС России) Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля.
Подпунктом 5.3.15 положения о ФТС России установлено, что Федеральная таможенная служба осуществляет в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
Таким образом, ФТС России в рамках проведения таможенного контроля вправе осуществлять валютный контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров через таможенную границу.
Статья 28.3 КоАП РФ определяет перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
Согласно пункту 80 части 2 указанной нормы права должностные лица органов и агентов валютного контроля вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 настоящего Кодекса.
В целях реализации положений части 2 статьи 27.3, части 4 статьи 28.3 КоАП РФ Федеральной таможенной службой 15.03.2005 издан Приказ N 198, установивший перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 28.3 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 22 и частью 7 статьи 23 Закона N 173-ФЗ, соответственно, установлено, что таможенные органы являются агентами валютного контроля, обязанными осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного контроля.
Из изложенных норм права следует, что таможенные органы являются уполномоченными органами по составлению протоколов об административных правонарушениях о нарушении валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного контроля. В спорных правоотношениях таким уполномоченным органом выступила Белгородская таможня.
Право ФТС России в определении уполномоченных должностных лиц реализовано в приказе ФТС России от 15.03.2005 N 198 "О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание" (зарегистрированным в Минюсте России 28.03.2005 N 6439) (далее - Приказ N 198), подпунктом "а" п. 1 Приказа N 198 установлена обязанность должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, перечень которых приведен в приложении к Приказу N198, по составлению протоколов об административных правонарушениях, в том числе, по ст. 15.25 КоАП РФ (Решением Верховного Суда РФ от 04.06.2009 NГКПИ09- 562 пп. "а" п. 1 Приказа N 198 признан не противоречащим законодательству).
Таким образом, ни КоАП РФ, ни Положение о таможенной службе, ни Приказ N 198 не содержат каких-либо ограничений по составам административных правонарушений, по которым таможенными органами, как агентами валютного контроля, могут быть составлены протоколы об административных правонарушениях по ст. 15.25 КоАП РФ.
Следовательно, выводы суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ и о соблюдении порядка привлечения к административной ответственности, являются правомерными.администрацию г.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, пунктом 2 части 2 статьи 288, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2013 и дополнительное постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2013 по делу N А08-5674/2012 отменить, оставив в силе решение Арбитражного суда Белгородской области от 24.09.2012 по делу N А08-5674/2012.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.