г. Калуга |
|
25 сентября 2013 г. |
Дело N А68-11730/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.09.2013.
Полный текст постановления изготовлен 25.09.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от ООО "Газпром межрегионгаз Тула" (ОГРН 1027100507092, ИНН 7107049989, пр. Ленина, 79, г.Тула, 300012) - Драчена П.В. (дов. N 1/163 от 29.12.2012), Ростовцевой И.О. (дов. N 1/165 от 29.12.2012),
от управления Федеральной миграционной службы по Тульской области (ОГРН 1057101188583, ИНН 7107091540, ул.Ф.Энгельса, д.137, г.Тула, 300012) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тула" на решение Арбитражного суда Тульской области от 07.03.2013 (судья Косоухова С.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2013 (судьи Тимашкова Е.Н., Байрамова Н.Ю., Тиминская О.А.) по делу N А68-11730/2012,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тула" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к управлению Федеральной миграционной службы по Тульской области (далее - управление) о признании незаконным отказа от 21.09.2012 N 12647 в предоставлении сведений о количестве зарегистрированных граждан, об обязании предоставить сведения о количестве лиц, зарегистрированных по адресу: г. Тула, 2-й проезд Гастелло, д. 24, кв. 181, информацию о дате постановки и снятии с регистрационного учета граждан по указанному адресу.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 07.03.2013, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права в результате неправильной оценки судами пункта 4 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, которым поставщику газа предоставлено право запрашивать у уполномоченных государственных органов сведения о количестве лиц, постоянно и (или) временно зарегистрированных в помещении, газоснабжение которого обеспечивается. А единственным уполномоченным органом на территории Тульской области является УФМС по Тульской области.
В отзыве на жалобу управление считает доводы заявителя не обоснованными, поскольку согласно Административному регламенту исполнения ФМС государственной функции по организации и ведению адресно-справочной работы, утвержденному Приказом ФМС России от 29.10.2007 N 422, систематизация по адресу регистрации в определенный период времени отсутствует.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав пояснения присутствовавших в судебном заседании представителей общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 07.09.2012 общество обратилось в управление с запросом о предоставлении информации, а именно сведениях о количестве лиц, зарегистрированных по адресу: г. Тула, 2-й проезд Гастелло, д. 24, кв. 181, а также информации о дате поставки и снятии с регистрационного учета граждан по указанному адресу.
Письмом от 21.09.2012 управление сообщило заявителю о том, что не располагает сведениями о количестве зарегистрированных граждан по указанному в запросе адресу и рекомендовало обратиться в управляющую компанию ЗАО "Партнер".
Посчитав данное письмо отказом в предоставлении информации, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по организации и ведению адресно-справочной работы, утвержденному Приказом ФМС России от 29.10.2007 N 422 (действовавшего в период обращения общества в управление), пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого отказа несоответствующим закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации (часть четвертая); контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел (часть пятая).
ФМС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции
ФМС России Приказом от 20 сентября 2007 г. N 208 утвердила Регламент, который, как следует из его пункта 1, устанавливает порядок предоставления данной государственной услуги, определяет сроки и последовательность действий (административные процедуры) Федеральной миграционной службы и территориальных органов ФМС России, а также порядок взаимодействия ФМС России и ее территориальных органов с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при осуществлении полномочий по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Регистрация является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства (Постановление от 2 февраля 1998 г. N 4-П, Определение от 13 октября 2009 г. N 1309-О-О).
Порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации установлен Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 (далее - Правила регистрации).
На основании п. 3 Правил регистрации местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
В Перечне должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 (в редакции от 28.03.2008), к таким лицам отнесены собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда; уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами Правил регистрации возлагается на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел (п. 4 Правил).
Судами правильно установлено, что в соответствии с пунктом 13 Административного регламента при осуществлении государственной функции подразделения административно-справочной работы вступают в правоотношения по формированию, хранению, использованию и предоставлению информации, относящейся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (персональные данные).
Пунктом 27.6 Административного регламента определено, что письменное обращение о предоставлении адресно-справочной информации должно содержать в качестве обязательных реквизитов полные данные на запрашиваемое лицо (фамилия, имя, отчество в именительном падеже, дата и место рождения) либо частичные (для полномочных органов) данные на запрашиваемое лицо в случаях, когда указать полные данные не представляется возможным.
Однако, как установлено судами, такую информацию в своем запросе общество не указало.
В соответствии же с Административным регламентом картотека отдела адресно-справочной работы управления сформирована пофамильно, независимо от места регистрации. Иной порядок систематизации, учета и предоставления информации Федеральной миграционной службой при исполнении государственной функции по организации и ведению адресно-справочной работы законодательно не установлен.
При отсутствии адресной систематизации в административно-справочной работе в определенный период времени и, учитывая неуказание в обращении общества о предоставлении адресно-справочной информации данных в соответствии с Административным регламентом, суды пришли к обоснованному выводу, что отказ управления в предоставлении информации о количестве зарегистрированных в жилом помещении граждан обоснован невозможностью ее представления.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку, они не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 07.03.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2013 по делу N А68-11730/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.