Комментарий к постановлению Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении положения о федеральной налоговой службе"
Федеральная налоговая служба, впервые упомянутая в Указе Президента РФ от 09.03.2004 N 314, спустя полгода наконец-то обрела свой официальный статус. Опубликованным постановлением Правительство РФ утвердило Положение о новом налоговом ведомстве. В документе определены полномочия ФНС России, обозначены ее структура и место в государственной иерархии.
Сказать, что Положение о Федеральной налоговой службе несет в себе нечто революционное, нельзя. Его разработчики взяли за основу Положение о МНС России, исключили из него права и обязанности, отошедшие к Минфину и другим федеральным ведомствам, и добавили несколько пунктов, связанных с новыми функциями налоговой службы.
Структура ФНС практически не изменилась. В состав службы, как и сейчас, войдут территориальные и межрегиональные налоговые управления (УФНС), а также налоговые инспекции (ИФНС). Только организационно новое ведомство теперь подчиняется не правительству, а Министерству финансов. Прежним остался и уровень бюджетной зарплаты чиновников. В центральном аппарате они будут получать около 500 долларов в месяц, на местах - вдвое меньше.
Чем займется новая служба
Все функции, которые раньше исполняло МНС России, кроме участия в разработке государственной налоговой политики, перешли к Федеральной налоговой службе. Кстати, формы налоговой отчетности и инструкции по их заполнению тоже будет разрабатывать ФНС (п. 5.10). Просто утверждать их теперь сможет только Минфин. А чтобы не было путаницы, в пункте 5.9 Положения приводится полный перечень других форм и бланков, которые ФНС вправе утверждать самостоятельно (свидетельства о постановке на учет, уведомления, заявления, справки и т.п.).
В пункте 5.2 перечислены виды деятельности, лицензии на которые организациям и предпринимателям придется получать в ФНС. Помимо тех, кто занимается производством и оборотом спиртосодержащей продукции и табачных изделий, за лицензиями в налоговую службу нужно будет обращаться:
- предприятиям, которые печатают защищенную полиграфическую продукцию (бланки строгой отчетности, ценные бумаги и т.п.);
- организаторам лотерей.
Раньше лицензии на ведение этих двух видов деятельности выдавал непосредственно Минфин.
"Регистрационные" полномочия ФНС практически не изменились. Служба по-прежнему будет вести государственную регистрацию организаций и предпринимателей. Кроме этого она продолжит регистрировать контрольно-кассовую технику и договоры коммерческой концессии (п. 5.4.1).
Еще одна дополнительная функция, которая возложена на налоговиков, - представительство в делах о банкротстве (п. 5.11). В арбитражных судах ФНС будет выступать от имени государства в качестве истца - кредитора по налоговым недоимкам, бюджетным ссудам и другим обязательным платежам - к предприятиям, в отношении которых возбуждена процедура банкротства. Раньше этим занималась Федеральная служба по финансовому оздоровлению (ФСФО).
"Кто мне расскажет, кто подскажет..."
Последнее, на чем нужно остановиться, - это разъяснительная работа, которую будут проводить налоговики. К сожалению, сам по себе опубликованный документ так и не прояснил, как разграничена компетенция Минфина и ФНС в толковании налогового законодательства.
Пункт 5.6 нового Положения практически полностью повторяет пункт 7.4 Положения о МНС, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 N 783. В нем говорится о бесплатном информировании налогоплательщиков по любым проблемам, которые касаются исчисления и уплаты налогов, а также составления налоговой отчетности. Причем теперь в этом пункте говорится как об устных, так и о письменных ответах. Более того, отныне у ФНС появилось и дополнительное право: разъяснять организациям и предпринимателям вопросы, отнесенные к сфере деятельности службы (п. 6.3).
Все эти условия позволяют сделать вывод, что налоговые инспекции и впредь будут отвечать на профессиональные вопросы бухгалтеров. Правда, круг этих вопросов сузится.
О том, как исчислять налог в конкретных хозяйственных ситуациях, организации по-прежнему могут узнавать в налоговых инспекциях. Руководители (заместители руководителей) инспекций считаются компетентными должностными лицами, поэтому при решении конкретной задачи бухгалтер может руководствоваться их письменными разъяснениями (ст. 111). Но если та или иная ситуация в Налоговом кодексе не прописана или если какая-нибудь норма допускает ее двоякое толкование, то разъяснения потребуются уже не о порядке расчета налога, а по применению налогового законодательства. А их вправе давать только Министерство финансов.
А.П. Распутин,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 20, октябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.