г. Калуга |
|
01 октября 2013 г. |
Дело N А08-8382/2012 |
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Радюгиной Е.А. |
Судей |
Ермакова М.Н. Чаусовой Е.Н. |
При участии в заседании: |
|
от инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве (115193, г. Москва, ул. 5-я Кожуховская, д. 1/11, ОГРН 1047725054486) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
от инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду (308007 г. Белгород, ул. Садовая, д. 7, ОГРН 1043107046531) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
от закрытого акционерного общества "УГС" (115191, г. Москва, 4-Рощинский пр-д, д. 20, стр. 7, ОГРН 1053107061810) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
от Дьячкова В.Н. (308024, г. Белгород, ул. Садовая) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
от Коваленко А.Л. (308036, г. Белгород, ул. Конева) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу инспекции ФНС России N 25 по г. Москве на решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.02.2013 (судья Бутылин Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2013 (судьи Миронцева Н.Д., Протасов А.И., Семенюта Е.А.) по делу N А08-8382/2012,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве (далее - заявитель, ИФНС по г. Москве) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Белгороду (далее - ИФНС по г. Белгороду) о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ без номера от 25.06.2012 и записи в ЕГРЮЛ номер 2123123122615 от 25.06.2012.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 26.02 2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2013 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ИФНС по г. Москве просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение при их принятии норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, акционеры закрытого акционерного общества "УГС" (далее - ЗАО "УГС") Дьячков В.Н. и Коваленко А.Л. 18.06.2012 обратились в инспекцию ФНС по г. Белгороду с заявлением о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представив заявление по форме N Р13001 с приложением необходимых для регистрации изменений документов.
На основании данного заявления ИФНС по г. Белгороду внесена запись в ЕГРЮЛ N 2123123122615, в соответствии с которой изменен адрес (местонахождение) ЗАО "УГС" на: г. Москва, 4-й Рощинский проезд, д. 20, стр. 7, - и принято решение от 25.06.2012 о передаче регистрационного дела в ИФНС по г. Москве.
Сотрудниками ИФНС по г. Москве с целью проверки достоверности сведений об адресе местонахождения ЗАО "УГС" произведен выезд по адресу: г. Москва, 4-Рощинский проезд, д. 20, стр. 7, о чем свидетельствует акт установления местонахождения от 06.08.2012.
В процессе проведенных мероприятий по проверке места нахождения ЗАО "УГС" выявлено, что оно по данному адресу не значится, договор аренды помещений с ЗАО "УГС" по данному адресу не заключался.
Данная информация подтверждена сведениями, полученными от собственника помещения, находящегося по адресу: г. Москва, 4-й Рощинский проезд, д. 20, стр. 7 - ОАО завод "Призыв" (письмо от 07.08.12 N 3825/29).
Полагая, что решение налогового органа о регистрации вносимых в учредительные документы ЗАО "УГС" изменений не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя и третьих лиц, ИФНС по г. Москве обратилась в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.
В силу пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) установлено, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется, в числе прочих документов, подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Таким образом, Федеральным законом N 129-ФЗ установлен уведомительный характер государственной регистрации юридических лиц и обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
Пункт 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ содержит закрытый перечень оснований для отказа в государственной регистрации. Одним из оснований являются непредставление определенных Федеральным законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
При этом указание заведомо ложных сведений в представленном в регистрирующий орган заявлении о государственной регистрации, должно расцениваться как отсутствие непосредственно самого документа - заявления о государственной регистрации юридического лица - и в соответствии с положениями пункта "а" части 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ, служить основанием для отказа в государственной регистрации.
Пунктом 4.1 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом N 129-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Таким образом, юридическим адресом юридического лица является адрес, по которому возможно осуществить связь с ним.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что почтовая или иная связь с ЗАО "УГС" заведомо для заинтересованного лица невозможна по указанному им новому адресу.
Судами сделан обоснованный вывод о том, что законные основания для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, имелись, а оснований для вывода о злоупотреблении ЗАО "УГС" своими правами не усматривалось.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно ими отклонены, поскольку обязанность указания достоверной информации возложена подпунктом "а" пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ на заявителя. При этом регистрирующий орган при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, не вправе осуществлять проверку содержащихся в представленных документах сведений (пункт 4.1 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ). Указание недостоверных данных влечет ответственность заявителя и юридического лица в соответствии со статьей 25 Федерального закона N 129-ФЗ.
Кроме того, в случае установления факта неосуществления деятельности юридическим лицом налоговый орган вправе исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном статьей 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.02.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2013 по делу N А08-8382/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу инспекции ФНС России N 25 по г. Москве - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Председательствующий |
Е.А. Радюгина |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.