г.Калуга |
|
10 октября 2013 г. |
Дело N А62-7157/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.10.13.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.10.13.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ключниковой Н.В. |
Судей |
Стрегелевой Г.А. |
|
Смолко С.И. |
при участии в заседании: |
|
от индивидуального предпринимателя Фалевича Ивана Ивановича (г. Смоленск); |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (ОГРН 1026701437212, ИНН 6730042526 г. Смоленск, пл. Ленина, 1, 214008);
от третьих лиц: индивидуального предпринимателя Коробанова Ильи Алексеевича (г. Смоленск);
закрытого акционерного общества "Монолит" (ОГРН 1026701439742, ИНН 6731003872, г. Смоленск, ул. Смольянинова, 15, 214031);
общества с ограниченной ответственностью "Надежный партнер" (ОГРН 1096731001586, ИНН 6731073615, г. Смоленск, пер. Молодежный, д. 2/3, 214019);
Администрации города Смоленска (ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070, г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, д.1/2, 214000); |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
|
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Фалевича Ивана Ивановича на решение Арбитражного суда Смоленской области от 12.02.2013 (судья Лукашенкова Т.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2013 (судьи Каструба М.В., Капустина Л.А., Тучкова О.Г.) по делу N А62-7157/2012,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Фалевич Иван Иванович (далее - заявитель, ИП Фалевич И.И., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент) от 28.09.2012 N 17249/08 в предварительном согласовании места размещения склада и административно-бытового здания на земельном участке площадью 4398 кв. м, расположенном в г. Смоленске по ул. Смольянинова, 15 и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Предпринимателя путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения склада и административно-бытового здания на земельном участке площадью 4 398 кв. м, расположенном в г. Смоленске по ул. Смольянинова, 15, а также решения о предоставлении в аренду указанного земельного участка для строительства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация города Смоленска (далее - Администрация), индивидуальный предприниматель Коробанов Илья Алексеевич (далее - ИП Коробанов И.А.), закрытое акционерное общество "Монолит" (далее - ЗАО "Монолит"), общество с ограниченной ответственностью "Надежный партнер" (далее - ООО "Надежный партнер").
Решением суда от 12.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.06.13 решение суда от 12.02.13 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Предприниматель просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права, приняв новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены, оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 04.06.2011 ИП Фалевич И.И. обратился в Департамент с заявлением об обеспечении выбора земельного участка площадью 3 000 кв. м в городе Смоленске, по улице Смольянинова, д. 15 и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - склада и административно-бытового здания. Земельный участок испрашивался для приобретения в аренду.
04.05.2011 письмом N 7835/08 Департамент отказал в удовлетворении заявления, указав, что в отношении испрашиваемого участка принято решение о формировании для предоставления с аукциона для строительства производственного цеха.
ИП Фалевич И.И. обжаловал вышеуказанный отказ в арбитражном суде.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от 21.07.2011 по делу N А62-2095/2011, действия Департамента по отказу ИП Фалевичу И.И. в осуществлении процедуры выбора земельного участка в г. Смоленске по ул. Смольянинова, около дома N 15 общей площадью 3 000 кв. м признаны незаконными, суд обязал Департамент восстановить нарушенное право заявителя путем направления его заявления о выборе земельного участка в г. Смоленске по ул. Смольянинова, около дома N 15 общей площадью 3 000 кв. м с соответствующими документами в администрацию города Смоленска.
20.10.2011 на основании решения суда от 21.07.2011 ИП Фалевичу И.И. Администрацией выдан бланк акта о выборе земельного участка для проведения процедуры согласований.
Акт о выборе земельного участка согласован Предпринимателем в установленном порядке с организациями, органами, участвующими в выборе земельного участка, осуществляющими согласование размещения объекта, установления ограничений.
28.07.2011 Предприниматель обратился в Департамент с заявлением о возобновлении рассмотрения заявления от 06.04.2011 об обеспечении выбора земельного участка площадью 4 398 кв. м в городе Смоленске, по улице Смольянинова, 15 и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - склада и административно-бытового здания.
28.09.2012 письмом N 17249/08 Департамент сообщил Предпринимателю, что в отношении испрашиваемого им земельного участка в Департамент поступили заявления нескольких юридических и физических лиц об осуществлении выбора земельного участка для размещения на нем объекта капитального строительства, поэтому предоставление земельного участка возможно только в порядке части 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) путем проведения торгов.
Таким образом, в соответствии с частью 6 статьи 31 ЗК РФ Департамент отказал заявителю в предварительном согласовании места размещения склада и административно-бытового здания на земельном участке площадью 4 398 кв. м в городе Смоленске, по улице Смольянинова, 15.
Посчитав отказ Департамента в предварительном согласовании места размещения названного объекта капитального строительства незаконным и нарушающим права и законные интересы, Предприниматель обжаловал его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду на срок строительства этих зданий, строений, сооружений (ч. 3 ст. 30 ЗК РФ).
В силу части 5 статьи 30 ЗК РФ, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- проведение работ по формированию земельного участка;
- государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 ЗК РФ;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
В силу части 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (ч. 5 ст. 31 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно Закону Смоленской области от 08.02.2007 N 1-З "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске", постановлению администрации Смоленской области от 20.02.2009 N 86 полномочия по распоряжению земельными участками на территории г. Смоленск возложены на Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
Как следует из материалов дела, Департамент, отказывая в предварительном согласовании места размещения склада и административно-бытового здания на земельном участке площадью 4 398 кв. м в городе Смоленске, по улице Смольянинова, 15, сослался на то, что в отношении данного земельного участка в Департамент поступило несколько заявлений от юридических и физических лиц об осуществлении выбора земельного участка для размещения на нем объекта капитального строительства.
В подтверждение данного факта представлены: заявление ООО "Надежный партнер" от 16.11.2011 об осуществлении выбора земельного участка площадью 3200 кв.м по ул. Смольянинова города Смоленска на противоположной стороне дороги по диагонали от дома N 15/2 и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства - складского объекта; заявление ИП Коробанова И.А. от 20.12.2011 об осуществлении выбора земельного участка площадью 5852 кв.м возле дома N 15 по ул. Смольянинова города Смоленска и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства - складских объектов; заявление ЗАО "Монолит" от 26.07.2012 об осуществлении выбора земельного участка площадью 9000 кв.м по ул. Смольянинова города Смоленска и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства - базы (для содержания и ремонта строительно-дорожных машин и механизмов), производственного корпуса, административно-бытового корпуса.
При этом следует отметить, что в решении суда от 21.07.2011 по делу N А62-2095/2011 речь шла о процедуре выбора земельного участка общей площадью 3000 кв.м., а по данному делу проверялся отказ Департамента, когда Предприниматель просил предоставить ему участок площадью 4398 кв.м.
По смыслу положений части 3 статьи 31 ЗК РФ, предусматривающего обязательное публичное информирование населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения, заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
Земельный кодекс не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в уполномоченный орган и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Таким образом, при наличии нескольких претендентов на испрашиваемый земельный участок, предоставление данного земельного участка по правилам, предусмотренным статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14.09.2010 N 4224/10, в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам части 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Судом первой и апелляционной инстанций дана оценка всем доводам, приведенным Предпринимателем по рассматриваемым вопросам, в том числе указанным в кассационной жалобе. В ней, по существу, заявитель повторяет все то, на что ссылался ранее, и это отражено в принятых судебных актах.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 12.02.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2013 по делу N А62-7157/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В.Ключникова |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.