г.Калуга |
|
17 октября 2013 г. |
Дело N А68-11835/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.10.2013.
В полном объеме постановление изготовлено 17.10.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи |
Степиной Л.В. |
Судей |
Ивановой Н.Н. |
|
Стрегелевой Г.А. |
при участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Стретинское" (ИНН 7129500348, ОГРН 1117154007740, Тульская область, Куркинский район, д.Шаховское, ул.Центральная, д. 19, 301952) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от Министерства сельского хозяйства Тульской области (ИНН 7107032488, ОГРН 1037101129163, г. Тула, ул. Оборонная, д. 114а, 300045) |
- Юдина Ю.В. - представителя по доверенности от 19.09.2013 N 23-01-03/3910; |
от третьего лица: |
|
Министерства финансов Тульской области (ИНН 7107030748, ОГРН 1037101127800, г. Тула, пл. Ленина, д.2) |
- Кузнецовой И.В. - представителя по доверенности от 08.02.2013 N 19-05-01-15/422; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стретинское" на решение Арбитражного суда Тульской области от 18.04.2013 (судья Андреева Е.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2013 (судьи Еремичева Н.В., Мордасов Е.В., Тимашкова Е.Н.) по делу N А68-11835/2012,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стретинское" (далее по тексту - ООО "Стретинское", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным отказа Министерства сельского хозяйства Тульской области (далее - Министерство) в предоставлении ООО "Стретинское" субсидии на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации, содержащегося в письме от 14.11.2012 N 23-01-03/3699; обязании Министерства предоставить Обществу субсидию на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации (заявленные требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Тульской области.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 18.04.2013, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить указанные решение и постановление и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей, участвующих в деле лиц, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 03.09.2012 ООО "Стретинское" обратилось в Министерство с заявкой на получение субсидий на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации из бюджета Тульской области 2012 года в сумме 34 300 рублей, из федерального бюджета 2012 года в сумме 185 500 рублей.
Письмом от 14.11.2012 N 23-01-03/3699 Министерство отказало ООО "Стретинское" в получении указанной субсидии, ссылаясь на отсутствие данных о наличии у заявителя статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Не согласившись с указанным отказом, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования суд исходил из того, что поскольку ООО "Стретинское" в июне-июле 2012 года не обладало статусом сельскохозяйственного товаропроизводителя, то право на получение соответствующей субсидии как сельскохозяйственный товаропроизводитель у него отсутствовало и, соответственно, Министерство обоснованно отказало заявителю в предоставлении субсидии на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации.
Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства на уровне Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ) другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона N 264-ФЗ одной из мер реализации государственной аграрной политики является предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одной из форм предоставления бюджетных средств, предусмотренной бюджетным законодательством, являются субсидии.
Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, в частности, путем обеспечения мероприятий по повышению плодородия почв сельскохозяйственными товаропроизводителями, производящими сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов (пункт 8 части 1 статьи 7 Закона N 264-ФЗ).
Финансирование мероприятий, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 7 N 264-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В статье 28 БК РФ закреплены принципы эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 78 БК РФ предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов производится в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (часть 3 статьи 78 БК РФ).
Постановлением администрации Тульской области от 07.04.2009 N 206 "О предоставлении субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тульской области на государственную поддержку мероприятий в сельском хозяйстве в Тульской области" утверждены "Правила предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тульской области на поддержку отдельных подотраслей растениеводства". Согласно пункту 2 данных правил субсидии предоставляются только сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство).
Постановление администрации Тульской области N 206 разработано в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Тульской области от 14 декабря 2005 года N 659-ЗТО "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства" (далее также- Закон N659-ЗТО).
В соответствии со статьей 3 настоящего закона государственная поддержка сельскохозяйственного производства осуществляется субъектам государственной поддержки.
Субъекты государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Тульской области это организации, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы, признанные в соответствии с Законом N 264-ФЗ сельскохозяйственными товаропроизводителями и состоящие на учете в налоговых органах на территории Тульской области, а также граждане, ведущие личное подсобное хозяйство (статья 1 Закона N 659-ЗТО).
Под сельскохозяйственными производителями в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 264-ФЗ понимаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год, то есть за период с 1 января по 31 декабря.
Оценив приведенные положения федерального и областного законодательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что поскольку на момент подачи заявления на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации финансовый (календарный) год не закончился, ООО "Стретинское" не могло подтвердить наличие у него статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.
С учетом изложенного кассационная инстанция находит содержащиеся в обжалуемых решении и постановлении выводы соответствующими нормам права и имеющимся в деле доказательствам, не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 18.04.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2013 по делу N А68-11835/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.