Плата за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие вредные воздействия
Данная статья продолжает тему исчисления и внесения платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие вредные воздействия, ранее рассмотренную на страницах журнала.
Правительством Российской Федерации во исполнение статей 3 и 5 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлен Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия") (далее по тексту - Порядок). Этот Порядок регламентирует вопросы исчисления и внесения платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия.
Порядок исчисления и внесения платы конкретизирован в Методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Минприроды РФ от 26 января 1993 г. и зарегистрированных в Минюсте РФ 24 марта 1993 г. N 190.
Отметим, что в течение 2002 года существовала неоднозначность в мнениях судов по вопросу законности Порядка. Так, решением Верховного суда РФ от 28 марта 2002 г. N ГКПИ 2002-178 "О признании незаконным (недействительным) постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия", в редакции от 14 июня 2001 г. (далее по тексту - Решение) Порядок был признан незаконным (недействительным) и не подлежал применению. Позднее было принято определение Верховного суда РФ от 4 июня 2002 г. N КАС 02-232 "Об оставлении без изменения решения Верховного суда РФ от 28 марта 2002 г. N ГКПИ 2002-178" (далее по тексту - Определение), которое оставило Решение без изменения, то есть еще раз подтвердило, что Порядок незаконен.
10 декабря 2002 года вступило в силу определение Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ" (далее по тексту - Определение КС РФ).
Согласно Определению КС РФ Порядок признан не противоречащим Конституции РФ, то есть законно установленным, поэтому плату за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие вредные воздействия в 2004 году исчислять и уплачивать необходимо в установленном действующим законодательством порядке. Это же подтверждается письмом МНС РФ от 21 января 2003 года N НА-6-21/115@ "О плате за загрязнение окружающей природной среды".
Кроме того, Верховным судом РФ было принято решение от 12 февраля 2003 г. N ГКПИ 03-49 "О признании частично недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632" (далее по тексту - Решение N ГКПИ 03-49), которое изменило порядок исчисления и внесения платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие вредные воздействия. Согласно этому решению признаны недействующими пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия" и пункт 9 Порядка в части взыскания сумм платежей с природопользователей (юридические лица, загрязняющие окружающую природную среду) в безакцептном порядке. Фактически это означает, что Министерство природных ресурсов РФ уже не имеет права:
1) самостоятельно устанавливать и изменять базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы;
2) в безакцептном порядке списывать с банковских счетов природопользователей плату за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие вредные воздействия по истечение срока, установленного внесения этой платы.
Решение N ГКПИ 03-49 было оставлено без изменения определением Верховного суда РФ от 15 мая 2003 г. N КАС 03-167, окончательно прояснившим позицию судебных органов в вопросе нормотворческих полномочий Министерства природных ресурсов РФ.
Министерство природных ресурсов РФ представляет в Правительство Российской Федерации свои предложения и разработанные базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы, а Правительство Российской Федерации самостоятельно устанавливает базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, и коэффициенты, учитывающие экологические факторы.
Размер базовых нормативов платы и коэффициентов, учитывающих экологические факторы, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее по тексту Постановление N 344). Отметим, что Постановление N 344 согласно письму МНС РФ от 25 июля 2003 года N НА-6-21/826@ "О плате за загрязнение окружающей природной среды" вступило в силу 30 июня 2003 года. При этом предприятия и организации согласно статье 15 Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" должны применять в 2004 году нормативы платы, действовавшие в 2003 году с коэффициентом 1,1. Поясним данную правовую норму на конкретных примерах.
Пример 1. Завод в процессе своей производственной деятельности выделяет в воздух 5 тонн диоксида азота в год, что находится в пределах установленных допустимых нормативов выбросов. Норматив платы в 2003 году согласно Постановлению N 344 составлял 52 рубля с тонны диоксида азота. Завод находится на территории города Волгоград (Поволжский экономический район РФ), для которого установлен коэффициент, учитывающий экологические факторы, в размере 1,9 с дополнительным коэффициентом 1,2 для городов. Необходимо рассчитать плату завода за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ в 2004 году.
Комментарий
Согласно пункту 3 Порядка плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
При этом на основании пункта 2 Порядка для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы - природно - климатические особенности территорий, значимость природных и социально - культурных объектов. Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.
Расчет
Плата в 2004 году = 5 тонн x (52 рубля x 1,1) x 1,9 х 1,2 = 652,08 рублей.
Пример 2. Горно-обогатительный комбинат в процессе переработки руды сбрасывает в поверхностные воды 25 тонн хрома в год, из которых 20 тонн находится в пределах установленных допустимых нормативов сбросов, а остальное в пределах установленных лимитов сбросов. Норматив платы в 2003 году согласно Постановлению N 344 составлял 192 850 рублей с тонны в пределах установленных допустимых нормативов сбросов и 964 250 рублей с тонны в пределах установленных лимитов сбросов. Горно-обогатительный комбинат находится на территории Самарской области (бассейн реки Волги), для которого установлен коэффициент, учитывающий экологические факторы, в размере 1,36.
Необходимо рассчитать плату горно-обогатительного комбината за сбросы в поверхностные воды загрязняющих веществ в 2004 году.
Комментарий
Согласно пункту 3 Порядка плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
В соответствии с пунктом 4 Порядка плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
При этом на основании пункта 2 Порядка для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы - природно - климатические особенности территорий, значимость природных и социально - культурных объектов. Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.
Расчет
Плата за нормативные сбросы в 2004 году = 20 тонн x (192 850 рублей x 1,1) x 1,36 = 5 770 072 рублей.
Плата за лимитные сбросы в 2004 году = (25 тонн - 20 тонн) x (964 250 рублей x 1,1) x 1,36 = 7 212 590 рублей.
Плата в 2004 году = 5 770 072 рублей + 7 212 590 рублей = 12 982 662 рублей.
Пример 3. Нефтебаза в процессе перегонки нефти сбрасывает в воздух 1000 тонн летучих низкомолекулярных водородов в год, из которых 600 тонн находится в пределах установленных допустимых нормативов выбросов, 200 тонн в пределах установленных лимитов выбросов, а 200 тонн - сверхлимитное загрязнение. Норматив платы в 2003 году согласно Постановлению N 344 составлял 1,2 рублей с тонны в пределах установленных допустимых нормативов выбросов и 6 рублей с тонны в пределах установленных лимитов выбросов. Нефтебаза находится на территории Рязанской области (Центральный экономический район РФ), для которого установлен коэффициент, учитывающий экологические факторы, в размере 1,9. Необходимо рассчитать плату нефтебазы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ в 2004 году.
Комментарий
Согласно пункту 3 Порядка плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
В соответствии с пунктом 4 Порядка плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
На основании пункта 5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
При этом согласно пункту 2 Порядка для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы - природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов. Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.
Расчет
Плата за нормативные выбросы в 2004 году = 600 тонн x (1,2 рублей x 1,1) x 1,9 = 1 504,80 рублей.
Плата за лимитные выбросы в 2004 году = 200 тонн x (6 рублей x 1,1) x 1,9 = 2 508 рублей.
Плата за сверхлимитное загрязнение в 2004 году = 200 тонн x (6 рублей x 5 раз x 1,1) x 1,9 = 12 540 рублей.
Плата в 2004 году = 1 504,80 рублей + 2 508 рублей + 12 540 рублей = 16 552,80 рублей.
Согласно пункту 5 ПБУ 10/99 плата за загрязнение окружающей природной среды является расходами по обычным видам деятельности, то есть начисление указанной платы в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов отражается в бухгалтерском учете следующей проводкой:
дебет счета 26 "Общехозяйственные расходы" кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".
Вместе с тем, выше речь идет только о плате за загрязнение окружающей природной среды только в рамках нормативных и лимитных выбросов, а плата за сверхлимитное загрязнение в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов отражается в бухгалтерском учете другой проводкой:
П.В. Худолеев |
"Консультант бухгалтера", N 9, сентябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru