Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г.Калуга |
|
26 декабря 2016 г. |
Дело N А83-2156/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21 декабря 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
Бессоновой Е.В. Степиной Л.В. |
|
Шелудяева В.Н.
|
при участии в заседании представителей:
от публичного акционерного общества электромашиностроительный завод "Фирма Сэлма" ( 295000, Республика Крым, ул.Генерала Васильева, д.32А): не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом;
от Службы финансового надзора Республики Крым (295006, Республика Крым, г.Симферополь, ул.Ленина, д.5/7): не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 21.06.2016 (судья Кузнякова С.Ю.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2016 (судьи Привалова А.В., Градова О.Г., Евдокимов И.В.) по делу N А83-2156/2015,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество электромашиностроительный завод "Фирма Сэлма" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Службе финансового надзора Республики Крым (далее - Служба финансового надзора, административный орган) о признании незаконным и отмене предписания от 20.05.2015 N 05-
14/2228 об уплате публичным акционерным обществом электромашиностроительный завод "Фирма Сэлма" суммы задолженности в размере 6649927,56 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 08.10.2015 в удовлетворении заявления публичного акционерного общества электромашиностроительный завод "Фирма Сэлма" было отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 27.04.2016 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым.
По результатам нового рассмотрения решением суда первой инстанции от 21.06.2016 заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме. Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2016 указанный судебный акт оставлен без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Служба финансового надзора обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что предписание Службы финансового надзора не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.
От общества поступил письменный мотивированный отзыв, в котором он просил состоявшиеся судебные акты оставить в силе.
В судебное заседание стороны не явились. Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела 31.12.2014 Налоговая инспекция в г. Симферополе Налоговой службы Республики Крым направила в адрес Службы финансового надзора Республики Крым письмо (исх. N 3949/9/25), которым в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Республики Крым от 29.12.2014 N 56-ЗРК/2014 передала реестр налогоплательщиков с данными о задолженности (переплате) по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет Республики Крым и местные бюджеты по состоянию на 1 января 2015 года.
20.05.2015 Служба финансового надзора Республики Крым за исх. N 05-14/2228 направила в адрес публичного акционерного общества электромашиностроительный завод "Фирма Сэлма" предписание о возмещении в течение двадцати рабочих дней суммы задолженности в размере 6649927,56 рублей в бюджет Республики Крым, которое было получено Обществом 26.05.2015.
Не согласившись с предписанием Службы финансового надзора Республики Крым от 20.05.2015 N 05-14/2228, публичное акционерное общество электромашиностроительный завод "Фирма Сэлма" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суды первой и апелляционной инстанций при новом рассмотрении, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемое предписание влечет нарушение прав и законных интересов общества, оно вынесено в отсутствие доказательств, подтверждающих задолженность общества в соответствующем размере.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы обоснованными, а судебные акты подлежащими оставлению без изменения, с учетом следующего.
Верно применяя положения статей 198, 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно учитывали, что в соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с целью установления особенностей применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года N 2010-6/14 утверждено Положение об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период.
Согласно пункту 1 Положения до 1 января 2015 года на территории Республики Крым отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются в порядке, действовавшем на 21 февраля 2014 года, если иное не предусмотрено настоящим Положением и иными нормативными правовым и актами Республики Крым.
"29" декабря 2014 Государственным Советом Республики Крым был принят Закон Республики Крым "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" N 56-ЗРК (далее - Закон N 56).
В пункте 2 части 2 статьи 4 данного Закона определено, что Служба осуществляет мероприятия по возмещению в бюджет Республики Крым и местные бюджеты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались в переходный период, в соответствии с реестром, принятым от Налоговой службы Республики Крым.
Указом Главы Республики Крым N 51-У от 16 июня 2014 года "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым" утверждена структура исполнительных органов государственной власти Республики Крым и образована, в том числе, Служба финансового надзора Республики Крым.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 170 утверждено Положение о Службе финансового надзора Республики Крым, согласно которому, последняя является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим в отношении средств бюджета Республики Крым, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных местным бюджетам, полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений, в том числе осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства местными бюджетами - получателями межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Крым.
Положениями статьи 4 Закона N 56 определено, что Налоговая служба Республики Крым: 1) до 31 декабря 2014 года формирует учетные данные (сведения о руководителе, учредителях, юридический адрес, контактный телефон и др.) о налогоплательщиках, не прошедших процедуру перерегистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и не подавших документы на перерегистрацию по состоянию на 29 декабря 2014 года, имеющих задолженность по платежам в бюджет, образовавшуюся в переходный период; 2) до 31 декабря 2014 года формирует учетные данные о налогоплательщиках, прошедших процедуру перерегистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, но имеющих задолженность по платежам в бюджет, образовавшуюся в переходный период на дату перерегистрации и не погашенную по состоянию на 1 января 2015 года; 3) до 1 января 2015 года формирует реестр налогоплательщиков с указанием общей суммы задолженности и общей суммы переплат по всем налогам, сборам и обязательным платежам и обеспечивает передачу этих данных, а также учетных и отчетных данных о начислениях и уплате налогоплательщиками налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет Республики Крым и местные бюджеты, состоянии расчетов и обязательств по состоянию на 1 января 2015 года Службе финансового надзора Республики Крым.
Служба финансового надзора Республики Крым: 1) до 1 января 2015 года обеспечивает прием от Налоговой службы Республики Крым реестра налогоплательщиков с данными о задолженности и переплате, а также учетных и отчетных данных о начислениях и уплате налогоплательщиками налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет Республики Крым и местные бюджеты, состоянии расчетов и обязательств по состоянию на 1 января 2015 года; 2) осуществляет мероприятия по возмещению в бюджет Республики Крым и местные бюджеты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, образовавшейся в переходный период, в соответствии с реестром, принятым от Налоговой службы Республики Крым.
В соответствии со статьей 5 Закона N 56, порядок зачета переплаты или уплаты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 1 января 2015 года определяет Совет министров Республики Крым.
Советом Министров Республики Крым 12 мая 2015 года принято постановление N 254 "Об утверждении Порядка зачета переплаты, или уплаты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 01 января 2015 года" (далее - Порядок).
Пунктом 3 Порядка рекомендовано в срок до 20 мая 2015 года Управлению Федеральной налоговой Службы по Республике Крым сформировать учетные данные о налогоплательщиках, прошедших в период с 1 января по 1 марта 2015 года процедуру перерегистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, но имеющих задолженность по платежам в бюджет, образовавшуюся в переходный период на дату перерегистрации и не погашенную по состоянию на 1 января 2015 года, а УФНС России по Республике Крым сформировать реестр налогоплательщиков, предусмотрев в нем общую сумму задолженности и общую сумму переплат по всем налогам, сборам и обязательным платежам и обеспечить предоставление указанных данных Службе финансового надзора Республики Крым.
Согласно пункту 8 Порядка, задолженность по налогам (сборам), образованная по состоянию на 18 марта 2014 года и не погашенная и/или не уплаченная по состоянию на 01 января 2015 года, не признается задолженностью и не подлежит взысканию (за исключением задолженности по арендной плате за землю и имущество). Задолженность по налогам (сборам), определенная в ходе формирования единого сальдо расчетов с бюджетом по состоянию на 31 декабря 2014 года (за период с 18 марта по 31 декабря 2014 года), подлежит взысканию в бюджет в соответствии с настоящим Порядком.
Согласно пункта 9 Порядка, Служба финансового надзора Республики Крым на основании реестров, полученных от Налоговой службы Республики Крым и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (как держателя информации) в соответствии с Законом Республики Крым от 29 декабря 2014 года N 56-ЗРК/2014 "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" по каждому отдельному налогоплательщику определяет единое сальдо расчетов с бюджетом Республики Крым путем суммирования общей суммы задолженности и общей суммы переплаты, а также сумм перечисленных налогоплательщиком самостоятельно в период с 1 января 2015 года до даты определения сальдо.
В случае, если единое сальдо расчетов с бюджетом по налогоплательщику имеет отрицательное значение, такое сальдо является задолженностью перед бюджетом и подлежит взысканию (пункт 10 Порядка).
При этом пунктом 11 Порядка предусмотрено, что Служба финансового надзора Республики Крым: направляет не позднее четырнадцати рабочих дней со дня определения единого сальдо расчетов с бюджетом налогоплательщику предписание по форме согласно приложению к настоящему Порядку о возмещении в бюджет Республики Крым задолженности, образовавшейся в переходный период, с указанием срока возмещения в течение двадцати рабочих дней и реквизитов платежа.
В случае исполнения налогоплательщиком предписания в установленный срок, налогоплательщик в течение 7 календарных дней письменно уведомляет Службу финансового надзора Республики Крым о произведенной уплате с приложением копии платежного документа с отметкой банка.
В случае неисполнения налогоплательщиком предписания в указанные сроки, Служба финансового надзора Республики Крым обращается в суд с исковым заявлением о взыскании налоговой задолженности.
Ссылаясь на то, что в соответствии с реестром, принятым от Налоговой службы Республики Крым, за ПАО ЭМЗ "Фирма Сэлма" числится задолженность перед бюджетом Республики Крым в размере 6 649 927,56 руб., Служба финансового надзора Республики Крым направила заявителю оспариваемое предписание от 20.05.2015.
Признавая обжалуемое предписание недействительным, суды первой и апелляционной инстанции справедливо заключили, что Служба финансового надзора не представила в материалы дела доказательств, подтверждающих задолженность общества, указанную в предписании.
В частности, судами было установлено, что спорная задолженность отражена исключительно в реестре, полученном от Налоговой службы Республики Крым, по состоянию на 01 января 2015 года с указанием общих сумм задолженности и переплаты, без указания видов налогов и сборов и обязательных платежей, а также без предоставления службе расчетов и документов (налоговые декларации, отчетности, карточки лицевого счета, налоговое дело должника), на основании которых сумма задолженности была включена в реестр. Следует отметить, что территориальные органы Федеральной налоговой службы Российской Федерации в Республике Крым не являются правопреемником прекративших свою деятельность с 01.01.2015 органов Налоговой Службы Республики Крым, сформировавших реестр налогоплательщиков, в связи с чем у них отсутствуют полномочия и возможности для внесения изменений в реестры сумм задолженности и переплат, а также предоставления находившейся в налоговых инспекциях Налоговой службы Республики Крым детальной информации о задолженности (переплате) по налогам, сборам и обязательным платежам.
Исследованные же и представленные в материалы дела декларации по НДС за период с мая по ноябрь 2014 года с учетом копий платежных поручений на оплату также содержат суммы, отличные от сумм, указанных в предписании. Представляется очевидным, что устранить данные противоречия без исследования соответствующих первичных данных о формировании налоговых обязательств налогоплательщика, не представляется возможным.
Одновременно, судами по правилам ст. 71 АПК РФ были оценены представленные в материалы дела доказательства, подтверждающие факт частичной уплаты спорной задолженности, а также наличие переплаты по налогу на прибыль, которые должны были быть учтены до формирования предписания. Данные обстоятельства с учетом положений ст. 286 АПК РФ не подлежат переоценке судом кассационной инстанции.
С учетом изложенного, суды правомерно заключили, что в нарушение требований пунктов 9 и 10 Порядка, содержание предписания не отражает реальную налоговую обязанность налогоплательщика по состоянию на 01.01.2015.
Судами также справедливо отмечено, что предписание Службы финансового надзора N 05-14/2228 от 20.05.2015 является ненормативным правовым актом, поскольку вынесено уполномоченном органом исполнительной власти; оно соответствует утвержденной форме, исполнено как письменный документ; содержит властные требования к налогоплательщику, выразившиеся в возложении обязанности по уплате денежных средств в государственный бюджет в размере 6 649 927,56 руб. в строго установленный срок. При этом в самом предписании содержится указание на последствия его неисполнения в виде обращения в суд за взысканием задолженности в принудительном порядке.
Содержание предписания указывает на его правовую природу. Оно фактически регулирует правоотношения уполномоченного административного органа и налогоплательщика. То есть является ненормативным актом в области налоговых правоотношений.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебных актах.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 21.06.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2016 по делу N А83-2156/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Л.В.Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.