Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
11 декабря 2015 г. |
Дело N А83-2156/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.12.2015.
Постановление изготовлено в полном объёме 11.12.2015.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Горошко Н.П.,
Градовой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурашовой К.В.,
при участии: ;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества электромашиностроительный завод "Фирма Сэлма" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 08.10.2015 по делу N А83-2156/2015 (судья Кузнякова С.Ю.), принятое по заявлению публичного акционерного общества электромашиностроительный завод "Фирма Сэлма" (ул. Генерала Васильева, 32А, г. Симферополь, Республика Крым, 295000) к Службе финансового надзора Республики Крым (бульвар Ленина, 5/7, г. Симферополь, Республика Крым, 295006) о признании недействительным предписания,
установил:
публичное акционерное общество электромашиностроительный завод "Фирма Сэлма" (ул. Генерала Васильева, 32А, г. Симферополь, Республика Крым, 295000) (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Службе финансового надзора Республики Крым (бульвар Ленина, 5/7, г. Симферополь, Республика Крым, 295006) (далее - административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене предписания от 20.05.2015 N 05-14/2228 об уплате публичным акционерным обществом электромашиностроительный завод "Фирма Сэлма" суммы задолженности в размере 6649927,56 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 08.10.2015 в удовлетворении заявления публичного акционерного общества электромашиностроительный завод "Фирма Сэлма" было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, публичное акционерное общество электромашиностроительный завод "Фирма Сэлма" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 08.10.2015 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что законом, на основании которого переходит право требования Службы финансового надзора Республики Крым к Обществу, является Закон Республики Крым "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым". Однако, по мнению заявителя, обстоятельства, указанные в законе и позволяющие получить право требования не наступили, и, следовательно, к Службе Финансового надзора Республики Крым такое право не перешло. Также, указывает на то, что судом первой инстанции, при вынесении обжалуемого решения, неправильно были применены нормы материального права.
Представитель Общества в ходе судебного разбирательства поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 08.10.2015 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме.
Служба финансового надзора Республики Крым, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечила, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом; отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее извещение Службы финансового надзора Республики Крым, необязательность явки ее представителя в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителя указанного лица.
Законность и обоснованность решения от 08 октября 2015 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что 31.12.2014 Налоговая инспекция в г. Симферополе Налоговой службы Республики Крым направила в адрес Службы финансового надзора Республики Крым письмо (исх. N 3949/9/25), которым в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Республики Крым от 29.12.2014 N 56-ЗРК/2014 передала реестр налогоплательщиков с данными о задолженности (переплате) по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет Республики Крым и местные бюджеты по состоянию на 1 января 2015 года.
20.05.2015 Служба финансового надзора Республики Крым за исх. N 05-14/2228 направила в адрес публичного акционерного общества электромашиностроительный завод "Фирма Сэлма" предписание о возмещении в течение двадцати рабочих дней суммы задолженности в размере 6649927,56 рублей в бюджет Республики Крым, которое было получено Обществом 26.05.2015.
Не согласившись с предписанием Службы финансового надзора Республики Крым от 20.05.2015 N 05-14/2228, публичное акционерное общество электромашиностроительный завод "Фирма Сэлма" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявление о признании его незаконным и отмене.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что предписание Службы финансового надзора Республики Крым не повлекло за собой нарушения прав заявителя, содержит информацию о выявленной задолженности, носит распорядительный характер и не является окончательным относительно вопроса о возмещении суммы задолженности в бюджет Республики Крым, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования Общества о признании незаконным и отмене обжалуемого предписания не подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд.
Таким образом, в данной ситуации для признания судом оспариваемого постановления незаконным, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов обществ в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, публичное акционерное общество электромашиностроительный завод "Фирма Сэлма" является юридическим лицом, зарегистрированным на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя; дата регистрации 30.05.1997; дата внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей сведения - 11.12.2015; ОГРН 1149102126964.
Таким образом, публичное акционерное общество электромашиностроительный завод "Фирма Сэлма" привело свои учредительные документы в соответствии с нормами статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с целью установления особенностей применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года N 2010-6/14 утверждено Положение об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период.
Согласно Пункту 1 Положения до 1 января 2015 года на территории Республики Крым отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются в порядке, действовавшем на 21 февраля 2014 года, если иное не предусмотрено настоящим Положением и иными нормативными правовым и актами Республики Крым.
29.12.2014 Государственным Советом Республики Крым был принят Закон Республики Крым "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" N 56-ЗРК (далее - Закон N 56).
В пункте 2 части 2 статьи 4 данного Закона определено, что Служба осуществляет мероприятия по возмещению в бюджет Республики Крым и местные бюджеты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались в переходный период, в соответствии с реестром, принятым от Налоговой службы Республики Крым.
Указом Главы Республики Крым N 51-У от 16 июня 2014 года "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым" утверждена структура исполнительных органов государственной власти Республики Крым и образована, в том числе, Служба финансового надзора Республики Крым, которая наделена функциями, полномочиями, правами и обязанностями, согласно нормативных правовых актов Российской Федерации, Республики Крым.
Служба финансового надзора Республики Крым является новообразованным исполнительным органом государственной власти Республики Крым.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 170 утверждено Положение о Службе финансового надзора Республики Крым, согласно которому, Служба финансового надзора Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим в отношении средств бюджета Республики Крым, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных местным бюджетам, полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений, в том числе осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства местными бюджетами - получателями межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Крым.
Статьей 4 Закона N 56 установлено, что Налоговая служба Республики Крым: 1) до 31 декабря 2014 года формирует учетные данные (сведения о руководителе, учредителях, юридический адрес, контактный телефон и др.) о налогоплательщиках, не прошедших процедуру перерегистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и не подавших документы на перерегистрацию по состоянию на 29 декабря 2014 года, имеющих задолженность по платежам в бюджет, образовавшуюся в переходный период; 2) до 31 декабря 2014 года формирует учетные данные о налогоплательщиках, прошедших процедуру перерегистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, но имеющих задолженность по платежам в бюджет, образовавшуюся в переходный период на дату перерегистрации и не погашенную по состоянию на 1 января 2015 года; 3) до 1 января 2015 года формирует реестр налогоплательщиков с указанием общей суммы задолженности и общей суммы переплат по всем налогам, сборам и обязательным платежам и обеспечивает передачу этих данных, а также учетных и отчетных данных о начислениях и уплате налогоплательщиками налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет Республики Крым и местные бюджеты, состоянии расчетов и обязательств по состоянию на 1 января 2015 года Службе финансового надзора Республики Крым.
Служба финансового надзора Республики Крым: 1) до 1 января 2015 года обеспечивает прием от Налоговой службы Республики Крым реестра налогоплательщиков с данными о задолженности и переплате, а также учетных и отчетных данных о начислениях и уплате налогоплательщиками налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет Республики Крым и местные бюджеты, состоянии расчетов и обязательств по состоянию на 1 января 2015 года; 2) осуществляет мероприятия по возмещению в бюджет Республики Крым и местные бюджеты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, образовавшейся в переходный период, в соответствии с реестром, принятым от Налоговой службы Республики Крым.
В соответствии со статьей 5 Закона N 56, порядок зачета переплаты или уплаты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 1 января 2015 года определяет Совет министров Республики Крым.
Советом Министров Республики Крым 12 мая 2015 года принято постановление N 254 "Об утверждении Порядка зачета переплаты, или уплаты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 01 января 2015 года" (далее - Порядок).
Пунктом 3 Порядка рекомендовано в срок до 20 мая 2015 года Управлению Федеральной налоговой Службы по Республике Крым сформировать учетные данные о налогоплательщиках, прошедших в период с 1 января по 1 марта 2015 года процедуру перерегистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, но имеющих задолженность по платежам в бюджет, образовавшуюся в переходный период на дату перерегистрации и не погашенную по состоянию на 1 января 2015 года, а УФНС России по Республике Крым сформировать реестр налогоплательщиков, предусмотрев в нем общую сумму задолженности и общую сумму переплат по всем налогам, сборам и обязательным платежам и обеспечить предоставление указанных данных Службе финансового надзора Республики Крым.
Согласно пункту 8 Порядка, задолженность по налогам (сборам), образованная по состоянию на 18 марта 2014 года и не погашенная и/или не уплаченная по состоянию на 01 января 2015 года, не признается задолженностью и не подлежит взысканию (за исключением задолженности по арендной плате за землю и имущество). Задолженность по налогам (сборам), определенная в ходе формирования единого сальдо расчетов с бюджетом по состоянию на 31 декабря 2014 года (за период с 18 марта по 31 декабря 2014 года), подлежит взысканию в бюджет в соответствии с настоящим Порядком.
Согласно пункта 9 Порядка, Служба финансового надзора Республики Крым на основании реестров, полученных от Налоговой службы Республики Крым и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (как держателя информации) в соответствии с Законом Республики Крым от 29 декабря 2014 года N 56-ЗРК/2014 "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" по каждому отдельному налогоплательщику определяет единое сальдо расчетов с бюджетом Республики Крым путем суммирования общей суммы задолженности и общей суммы переплаты, а также сумм перечисленных налогоплательщиком самостоятельно в период с 1 января 2015 года до даты определения сальдо.
В случае, если единое сальдо расчетов с бюджетом по налогоплательщику имеет отрицательное значение, такое сальдо является задолженностью перед бюджетом и подлежит взысканию (пункт 10 Порядка).
Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что Служба финансового надзора Республики Крым: направляет не позднее четырнадцати рабочих дней со дня определения единого сальдо расчетов с бюджетом налогоплательщику предписание по форме согласно приложению к настоящему Порядку о возмещении в бюджет Республики Крым задолженности, образовавшейся в переходный период, с указанием срока возмещения в течение двадцати рабочих дней и реквизитов платежа. В случае исполнения налогоплательщиком предписания в установленный срок, налогоплательщик в течение 7 календарных дней письменно уведомляет Службу финансового надзора Республики Крым о произведенной уплате с приложением копии платежного документа с отметкой банка. В случае неисполнения налогоплательщиком предписания в указанные сроки, Служба финансового надзора Республики Крым обращается в суд с исковым заявлением о взыскании налоговой задолженности.
Таким образом, Служба финансового надзора Республики Крым уполномочена на осуществление мероприятий по взысканию задолженности, образовавшейся в переходный период у налогоплательщиков, перечень которых четко определен законом и сформирован Налоговой службой Республики Крым в соответствующем реестре.
Как следует из содержания предписания от 20.05.2015 N 05-14/2228, Обществу необходимо в течение двадцати рабочих дней возместить сумму задолженности в бюджет Республики Крым в размере 6649927,56 рублей по указанным в предписании реквизитам; копии документов, подтверждающие оплату задолженности в течение 7 дней, с момента оплаты предоставить в Службу финансового надзора Республики Крым; в случае невыполнения данного предписания Службы финансового надзора Республики Крым об оплате суммы задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, образовавшейся в переходной период в установленные сроки, Службой будут приняты меры по взысканию указанной суммы в судебном порядке.
Из понятия ненормативного акта, приведенного в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 N 2, а также с учетом разъяснений, содержащихся в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.05.1993 N С-13/ОП-167 (п. 5) следует, что под ненормативными правовыми актами следует понимать правовые акты, содержащие индивидуальные предписания, направленные на установление, изменение или отмену прав и обязанностей конкретных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Ненормативные правовые акты имеют форму письменного документа того или иного наименования. При этом форма правового акта не является необходимым признаком отнесения его к числу ненормативных актов. Соответственно, одним из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта является наличие в нем адресованных заявителю обязательных к исполнению властных предписаний, направленных на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц, исполнение которых обеспечивается принудительной силой издавшего акт органа и неисполнение которых влечёт за собою применение санкций к лицу, которому адресован акт.
Поскольку Обществом не указано, какие именно права или законные интересы заявителя он считает нарушенными, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание не повлекло за собой нарушения прав заявителя, так как содержит информацию о выявленной задолженности, носит распорядительный характер и не является окончательным относительно вопроса о возмещении суммы задолженности в бюджет Республики Крым и последствиях в связи с выявленными нарушениями.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что сумма задолженности взыскивается не в бесспорном порядке, а при неуплате ее в добровольном порядке, Служба финансового надзора Республики Крым может обратиться с требованием о ее взыскании в судебном порядке, и уже при наличии такого спора Общество может осуществлять защиту своих прав, в том числе путем предоставления документально обоснованных возражений по вопросу наличия у него задолженности по налогам и сборам, указанной в оспариваемом предписании.
Принимая во внимание то, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 08 октября 2015 года по делу N А83-2156/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества электромашиностроительный завод "Фирма Сэлма" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
Н.П. Горошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-2156/2015
Истец: Публичное акционерное общестов Электромашиностроительный завод "Фирма Сэлма"
Ответчик: Служба финансового надзора Республики Крым
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-814/16
19.09.2016 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2077/15
21.06.2016 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-2156/15
27.04.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-814/16
11.12.2015 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2077/15
08.10.2015 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-2156/15