На "электронку" переходят не только налоговики
В октябре завершился эксперимент по электронному таможенному декларированию грузов на железной дороге. В отличие от налоговой отчетности на дискетках он реально облегчил жизнь бухгалтеров - как взваливших на себя обязанности логистика, так и уставших разбираться со штрафами за простой.
Без аврала
Раньше система электронного декларирования применялась только в отношении грузов, перевозимых автомобильным транспортом, да и то далеко не везде. Что же касается железнодорожных перевозок, то там все до недавнего времени было по старинке. Сопроводительные документы следовали вместе грузом. Только по прибытию на таможенный пост начиналось оформление таможенной декларации. Так что в итоге процесс оформления занимал в лучшем случае три дня.
Ситуация изменилась с принятием приказа ГТК об утверждении инструкции о декларировании товаров в электронном виде от 26 июля 2004 г. N 395. Этот документ подвел черту под экспериментом, проводившимся в течение двух лет на таможенном посту "Каширский", который относится к Московской южной таможне.
Основной целью эксперимента стала проверка на практике безбумажной технологии таможенных операций с применением электронно-цифровой подписи. Официально эксперимент представлен широкой публике 12 октября 2002 года, но первая экспериментальная грузовая таможенная декларация (ГТД) была выпущена в электронном виде 25 ноября 2002 года.
И вот спустя еще почти два года маленькое здание Московской северной таможни вновь переполнено народом. Ожидают высоких гостей - председателя комитета Государственной думы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерия Драганова и главу Федеральной таможенной службы Александра Жерехова. Вместе с ними прибыл и первый вице-президент РЖД Хасян Зябиров.
Сначала всем были продемонстрированы стенды, позволяющие сравнить преимущества новой электронной системы перед старым способом, когда декларации оформляли только на бумаге. А затем гостей позвали в операционный зал, где в режиме реального времени была показана процедура оформления электронной декларации.
Электронное ускорение
Операционный зал оказался относительно небольшим помещением. Одна стена зала наполовину застеклена. В стекле - окна для выдачи документов. Видимо, даже безбумажная технология не позволяет полностью забыть о бумаге. Правда, в отличие от налоговиков таможенники не требуют продублировать на бумаге информацию с дискет. Бумажные документы они выдают сами.
По ту сторону "застеколья" оказался небольшой зал, где все оформлено по последнему слову техники - плоские мониторы, удобные компьютерные столы.
Наконец, когда все заняли свои места, началась презентация. Основная идея системы состоит в том, что сопроводительные документы в электронном виде приходят к таможенникам раньше, чем сам поезд с перевозимыми через границу товарами. Об этапах электронного декларирования рассказал начальник таможенного поста Виктор Токарь:
"Данная система позволяет нам получать информацию уже во время отгрузки подвижного состава, - сообщил чиновник. - Мы передаем ее грузополучателю, после чего происходит сверка показателей и получение необходимых разрешительных документов. Далее декларация попадает непосредственно к специалисту таможенного оформления (таможенному брокеру или логистику, если фирма занимается самостоятельным оформлением - прим. ред.). В результате на момент поступления груза декларация полностью готова. Мы можем передать ее на растаможку еще до обработки всех бумажных носителей".
Более того, таможенному инспектору приходит не только таможенная декларация в электронном виде, но сопроводительные документы. Причем если "формализовать", то есть перевести в электронное состояние, их не удается, то они отправляются в виде электронных образов или, проще говоря, в виде отсканированных копий.
При получении декларации инспектор проверяет ее и электронную подпись таможенного брокера (логистика), который перевел исходные документы в электронный вид. После проверки инспектор принимает решение о регистрации и присвоении номера электронной таможенной декларации, о чем информирует при помощи электронноцифровой подписи декларанта (грузополучателя). То есть все общение происходит без посещения таможни.
Помимо прочего таможенный инспектор принимает решение о форме фактического контроля над грузом - это может быть осмотр либо досмотр. Разница между ними небольшая - при любой форме контроля контейнеры с грузом вскрываются инспекторами. Просто при досмотре результатом становится акт, а при осмотре эта бумага не составляется. Во время презентации системы решили обойтись "малой кровью" и ограничились осмотром.
"Эта процедура всегда осуществляется при снятии груза с платформы. Сейчас мы наблюдаем это в режиме реального времени", - сообщил начальник поста, показывая лазерной указкой на большое полотно для проектора. По завершению документального и фактического контроля, а также проверки уплаты таможенных платежей инспектор принимает решение о выпуске товара.
Достойное завершение
После приятия решения о выпуске товара готовая таможенная декларация распечатывается и подписывается. И этому процессу на презентации была отведена особая роль.
В торжественной обстановке, под бурные аплодисменты сотрудников Российской железной дороги, первая официальная декларация была подписана и вставлена в специальную рамочку, которую укрепили на стене операционного зала. В итоге на весь процесс оформления таможенной декларации ушло не более 20 минут.
"Электронное декларирование исключит злоупотребления, а также сделает более прозрачной работу таможенной службы. Мы будем повсеместно внедрять такую технологию декларирования, ведь это взаимовыгодный и обоюдный интерес", - отметил глава ФТС России в торжественной речи.
Его слова дополнил первый вице-президент РЖД г-н Зябиров, отметив, что при электронном декларировании значительно сократится простой подвижного состава на станции назначения в ожидании таможенного оформления товаров. А это выгодно и самим железнодорожникам, и фирмам.
От себя добавлю, что электронное общение фирмам даже выгодней, чем таможенникам. Несмотря на все трудности внедрения, оно действительно снижает уровень коррупции, поскольку минимизирует личное общение.
А. Дроздов
"Расчет", N 11, ноябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru