Бухгалтерский Петербург
Жизнь питерского бухгалтера кажется безоблачной: заботливые инспекторы, чиновники, горячо поддерживающие развитие бизнеса. Но если присмотреться, понимаешь, что тучи нередко сгущаются и над головами счетоводов Санкт-Петербурга.
Сводим дебет с кредитом
В первой половине 2004 года инспекции УМНС по Санкт-Петербургу направили главным бухгалтерам предприятий-должников 73 тысячи требований о погашении задолженности на общую сумму 17 099 миллионов рублей.
Фирмам было выставлено 101,5 тысячи инкассовых поручений на сумму 3 624,5 миллиона рублей, что на 34 тысячи больше, чем за тот же период прошлого года. Пока налоговикам удалось взыскать со счетов неплательщиков 537,9 миллиона рублей или 14,8 процента от выставленной суммы.
Подопытное управление
Начальник питерского управления МНС оказалась слишком занятым человеком, чтобы тратить на прессу свое время. Поэтому от лица налоговиков меня встречала Елена Иванова, руководитель отдела по работе с налогоплательщиками и СМИ.
- Сейчас мы с вами немного побеседуем, потом я покажу вам наше ноу-хау - информационный центр, созданный при управлении, а после этого отправимся по инспекциям, - взяла быка за рога Елена Анатольевна.
Спорить я не стала и сразу задала вопрос, уже ставший сакраментальным:
- Какие успехи в переводе налогоплательщиков на "электронку"?
- С электронной отчетностью мы познакомились самые первые в стране. В 2000 году именно Санкт-Петербург был выбран в качестве базы для "обкатки" нововведения. Первый год электронную отчетность принимали только в одной инспекции, по Кировскому району, а с 2001 года пустили "электронку" в свободное плавание, то есть в промышленную эксплуатацию.
- Ну и как плательщики реагировали на новшество? - поинтересовалась я.
- Конечно, с неохотой, с опаской, хотя мы и предлагали свои услуги совершенно бесплатно. Сила привычки - все новое пугает. Правда, есть фирмы, которые с той поры сдают отчетность только по "электронке". Видимо, оценили для себя всю прелесть, но их немного, к сожалению. А на данный момент у нас примерно две тысячи организаций, которые пользуются электронным способом сдачи, остальные работают по старинке - на бумаге приносят.
- На бумаге или на дискете? - решила уточнить я.
- На бумаге. Дискеты тоже популярностью не пользуются, - улыбнулась собеседница.
- И вы так спокойно к этому относитесь? В других регионах частенько отказываются без дискет отчетность принимать, - удивилась я.
- Вы же знаете, что в Налоговом кодексе не написано, что отчетность нужно дублировать на дискете. Поэтому мы не можем их требовать. Кроме того, у нас юридически подкованные бухгалтеры, свои обязанности и права знают хорошо. Стараемся, конечно, как-то их привлечь... Например, в некоторых инспекциях есть "окна", в которых отчетность принимают только с дискетой. Если отчетность на бумаге, бухгалтер должен стоять в очереди, а с дискеткой - в отдельное окно, где никого нет.
Какие вопросы, бухгалтер?
Следующим пунктом программы, уготованной мне питерскими налоговиками, был информационный центр. Он находился в том же здании, что и управление, но с другого входа. Внешний вид центра внушил доверие - просторный холл с круглым столом посередине, в соседней комнате - необычного вида кабинеты на двух человек, напоминающие кабинки для исповеди.
- Мы создали информационный центр для помощи налогоплательщикам. Он работает по расписанию: почти каждый день идут обсуждения различных вопросов, например по вмененке, упрощенке или по уплате других налогов. Вот в этих кабинках сидит специалист, можно пройти к любому и пообщаться. А когда семинаров нет, можно позвонить - здесь всегда сидит наш сотрудник, который по телефону постарается ответить на вопросы. У нас уникальный центр - в том плане, что семинары по различным вопросам проводят не рядовые инспекторы, а специалисты высшего звена.
Свет в окне статистики
Закончив экскурсию по информационному ноу-хау, мы отправились в Единый центр регистрации, созданный на базе межрайонной инспекции N 15. Оказалось, что в техническом оснащении от московского центра он практически не отличается - те же окошки, тот же зал ожидания, тот же автомат по управлению очередью: нажимаешь кнопку с нужной операцией, получаешь талончик и ждешь, пока на табло высветится твой номер.
Но оказалось, что отличия все же есть.
- Познакомьтесь, это Татьяна Мишина, руководитель центра, - представила Елена Анатольевна подходящую к нам миловидную женщину.
- Нам и похвастаться-то нечем, в Москве к прогрессу привыкли, вас современной обстановкой не удивишь, - сказала мне Татьяна Ефимовна и продолжила: - Но все равно, такого, как у нас, в Москве нет!
- Чего это? - удивилась я.
- Наши новорожденные фирмы через пять дней получают вместе с комплектом документов о постановке на учет в налоговую инспекцию и во внебюджетные фонды еще и коды госстатистики. А в Москве, да и в других регионах, с этим приходится повозиться - сначала весь комплект получить, но без кодов, а потом еще раз заявление подавать в налоговую о внесении изменений в учредительный договор. В итоге фирма начинает работать не на шестой день после подачи документов, а позже. А питерские организации могут начать работать вовремя, как им и обещали, - похвасталась Татьяна Ефимовна и в подтверждение свои слов попросила в одном из окон комплект готовых документов: действительно, среди всех остальных бумаг преспокойно лежали пресловутые коды.
- Да, можно позавидовать... - согласилась я, - а как вам это удалось, поделитесь?
- Мы в течение полугода бились - пытались придумать, как это сделать, совещания с руководителями всех фондов, с комитетом статистики проводили постоянно, ну и личное обаяние, конечно, - улыбнулась моя собеседница.
- В принципе, конечно, это не наши проблемы - законодатели недосмотрели. Но ведь фирма не виновата, получается, что ее обманывают. Мы хотели сделать так, чтобы начало бизнеса было легким и удачным, тогда и в дальнейшем у фирмы все будет хорошо.
Налоговые школы
Ощущение нереальности происходящего - слишком уж все хорошо - начало проходить уже после посещения следующей инспекции.
Расположенная в бывшей школе налоговая по Невскому району особой эстетической радости не вызывала: стоит среди жилых домов, подъехать неудобно.
В вестибюле бывшей школы нас встретил суровый дядя в форме, стоящий возле турникета. На стене красовалась надпись: "Вход по пропускам".
- Что это у вас за строгость такая? Отчетность по пропускам сдавать приходят?
- Нет, ну что вы, это к инспекторам по пропускам проходят, а отчетность вот сюда, по коридору, - объяснила мне Людмила Филиппова, начальник отдела по работе с налогоплательщиками.
- У нас есть общий зал, разделенный на отдельные кабинки, вот там и сдают отчетность. Между прочим, когда вместо просто "окон" для сдачи отчетности мы поставили кабинеты, куда бухгалтер может зайти, сесть, спокойно сдать свою отчетность, процент сдающих документы лично вырос. Раньше у нас 60 процентов по почте отчетность посылали, а сейчас только 40. Конечно, мы стремимся, чтобы бухгалтеры переходили на "электронку", но пока не очень успешно. Сами себя утешаем - не переходят, потому что жить без нас не могут.
Увидев, что Елена Анатольевна поглядывает на часы, я поняла, что надо ехать дальше: приближался конец рабочего дня.
Инспекция по Кировскому району, которая была последним пунктом назначения, тоже располагалась в бывшей средней школе. Это как раз была та самая легендарная инспекция, которая первая приняла на себя "электронный" удар отчетности. На входе меня и Елену Анатольевну встретила делегация из и.о. руководителя инспекции, заместителя руководителя и и.о. начальника отдела по работе с налогоплательщиками.
- К вам, наверное, налогоплательщики совсем не ходят? Все по электронной почте отсылают? - вспомнив про уникальность инспекции, спросила я.
- Совсем нет, в этом плане мы от других инспекций не отличаемся, - ответила мне одна из сопровождающих.
- А в каком отличаетесь? - задала я встречный вопрос.
- У нас много фирм, занимающихся экспортной торговлей. Соответственно очень много заявок на возмещение налога на добавленную стоимость. Раньше отказывать не могли - документы по статье 165 Налогового кодекса предоставили - и все, имеют право на возмещение из бюджета. А сейчас нас спасает июльское постановление Высшего Арбитражного Суда (от 6 июля 2004 г. N 2860/04 - прим. ред.) которое гласит, что наличие документов, указанных в статье 165, не является достаточным аргументом для подтверждения права на возмещение НДС. Сейчас мы можем запрашивать те документы, которые необходимы по нашему мнению. И если раньше мы с экспортерами судились, как правило - безрезультатно, то теперь половину дел мы выигрываем.
На этом путешествие по налоговым закончилось, и я отправилась в гостиницу - следующий день обещал быть очень сложным, да и количество информации, обрушенной на меня инспекторами, нужно было как-то упорядочить.
Две стороны одной поддержки
Еще в Москве мне стало известно о существовании неких центров делового развития, созданных администрацией города для поддержки малого бизнеса. Как оказалось, один такой расположился буквально у меня "под носом" - через несколько домов от гостиницы, поэтому туда я и отправилась.
- Здравствуйте, меня зовут Ксения, я корреспондент журнала "Расчет", буду писать статью про питерских бухгалтеров и предпринимателей, - сообщила я единственному человеку, обнаруженному в помещении центра.
- Очень приятно, а я руководитель этого центра, меня зовут Татьяна Александровна Бойко, - представилась женщина, - мы как раз занимаемся поддержкой малого бизнеса в городе, даем бесплатные консультации по бухгалтерским и налоговым вопросам, сотрудничаем с администрацией.
- А сама администрация как бизнесу помогает? - спросила я.
- На следующий год у нас планируется мероприятие по кредитованию малого бизнеса. Сейчас получить кредит сложно, и администрация города собирается заключить договоры с Центробанком, который будет выдавать кредиты, застрахованные за счет бюджетных средств. То есть в том случае, если фирма не сможет вернуть кредит или его часть, банк получит деньги по страховке, из бюджета. Таким образом, вероятность потерять деньги снизится, а значит, банк не будет бояться давать кредит, - сообщила Татьяна Александровна.
Порадовавшись за местных бизнесменов, я поспешила к следующим помощникам малого бизнеса - в питерское отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России".
В офисе "Опоры" меня приняли не сразу - замруководителя Александр Мишин, согласившийся со мной встретиться, вел очень эмоциональную беседу по телефону. Наконец, разговор был закончен, и мы смогли пообщаться.
- Я к вам прямиком из центра делового развития. Рассказали, что у вас в деловой среде все в порядке: администрация различные программы поддержки проводит, в самих центрах бесплатную помощь предоставляют.
- Бесплатную? Первый раз слышу! И программы поддержки - тоже одно название. К примеру, прошлогодняя - набор общих фраз: ни сроков, ни исполнителей, ни ответственных лиц не указано. А если непонятно кто за что отвечает, то и делать никто ничего не будет! - с возмущением сказал мой собеседник.
- В том же центре мне рассказывали, что администрация города даже готовит программу, по которой кредиты будут страховать на средства из бюджета города в рамках программы поддержки малого бизнеса, - я решила заодно проверить и другие сведения.
- Готовить могут все что угодно, но на какие деньги администрация собирается страховать кредиты, если средства на поддержку предпринимательства почти не выделяются? - вопросом на вопрос ответил Александр Александрович. - А с вмененкой что происходило? Принятие закона затянули на полгода, поэтому в I квартале всем пришлось платить по максимальному коэффициенту К2. Потом поправки приняли, они вступили в силу задним числом, но громко об этом налоговики не кричали: когда бухгалтеры их спрашивали, по какому коэффициенту платить, они им отвечали: "Платите по старому, мы эти поправки сейчас оспариваем в суде, так что потом вам все равно придется доплачивать".
- Надо в суд идти, как-то права свои защищать! - теперь уже я возмутилась.
- Наш бизнес живет по принципу: "Как бы чего не вышло". А налоговики и другие контролеры следуют другому принципу: "Ну что вам, жалко?". Поэтому при любых проверках считают, что проще "договориться", а контролеры этому и рады. А вы говорите: "Все хорошо..."
Про беды малого бизнеса Александр Мишин рассказывал мне в течение следующего часа и мог бы продолжать еще, но мне нужно было отправляться на встречу. Пожелав "Опоре" удачи в борьбе с чиновничьим произволом, я пошла в народ - к бухгалтерам, которые ежедневно ощущают его на собственной шкуре.
Особенности питерских проверок
Телефон Алены, бухгалтера одной из крупных строительных фирм, дала мне подруга, после того как узнала о цели моей командировки.
- Ей будет что тебе рассказать, - обрадовала она.
С Аленой мы встретились в уютной кофейне в конце рабочего дня.
- У нас сейчас налоговая проверка проходит, так что эмоций у меня хоть отбавляй, - предупредила Алена. - Началась она весело - пришла инспектор и с порога заявила, что как бы правильно мы ни работали, нарушения у нас все равно найдут, потому что с нашим законодательством невозможно ничего не нарушить. И это притом, что она прекрасно знает, что мы работаем "вбелую" - нам так просто выгоднее! На этом сюрпризы не закончились - теперь она ходит к нам каждый день: придет на десять минут, требование выпишет на документы и уходит. Это июльское постановление Конституционного Суда (о нем "Расчет" писал в августовском номере на стр. 14) руки налоговикам развязало, вот они и творят что хотят. Если так будет продолжаться - придется судиться, хотя наш директор опасается, как бы чего не вышло, и предпочитает просто с ними не связываться, - подтвердила Алена слова замруководителя питерской "Опоры".
Бухгалтерские страдания
Алена оказалась не единственным бухгалтером, который был рад рассказать о своей работе. Еще один питерский счетовод, Вера, с которой я познакомилась на одном из бухгалтерских форумов, тоже предложила встретиться, и опять - за чашечкой кофе. Но меня уже перестала удивлять любовь питерских бухгалтеров к этому напитку - когда вокруг столько недорогих и уютных кофеен, поневоле "подсядешь" на бодрящий напиток.
Вера пришла не одна - ее подруга Екатерина, тоже главный бухгалтер, не устояла перед соблазном перемыть налоговикам кости.
Устроившись за столиком, девушки, перебивая друг друга, начали рассказывать и своей бухгалтерской жизни.
- Раньше было намного лучше, пока "одно окно" не сделали. Придешь к своему инспектору, отдашь ему документы, спросишь совета. А сейчас у меня сердце кровью обливается, когда я вижу, как мой выстраданный баланс молоденькая девочка кидает куда-то в пустоту, - посетовала Вера.
- Сейчас, вообще, к инспектору просто так не попадешь: например, в Кировскую инспекцию нужно сначала позвонить и выписать пропуск. А дозвониться невозможно, потому что телефон все время занят. Хорошо хоть что очередей меньше стало, да и на дискетах отчетность не заставляют сдавать.
- Я про выездную проверку нашу сейчас расскажу, - не вытерпела Катя. - Приходит к нам с проверкой налоговик, говорит, что сидеть у нас он не может, поэтому просит все документы принести в инспекцию. И вот я, каждый день как на работу приходила в инспекцию, и мы вместе проверяли мои документы. В итоге, инспектору так понравилось, как я работаю, что она пригласила меня к ним на службу.
- А как отчетность сдаете? - спросила я
- В свете последних событий предпочитаю носить лично, - поморщилась Вера.
- А что за события? - поинтересовалась я.
- Да вот, взяла сверку в налоговой, а там ни одна платежка не проведена по НДС, уже и пени начислены, а я ни сном, ни духом - у меня-то все в порядке с документами. Хотя что тут удивляться - там же дети работают! У моей знакомой в прошлом году один такой "ребенок" закрыл расчетный счет на месяц. Оказывается, он перепутал недоплату с переплатой по налогам и решил, что счет надо арестовать.
- Знаешь, Вер, там и "взрослые" люди ошибаются. У меня недавно был случай - проводили акт сверки по НДС. По нашим данным к вычету было 40 тысяч НДС, а по данным налоговой - 100 тысяч. Стали разбираться что к чему - оказалось, что они мою уточненную декларацию провели как отдельную, отсюда и разница в 60 тысяч. Впрочем, несмотря на подписанный потом акт сверки денег мы до сих пор не получили, - вздохнула Катя.
- А почему? Это ведь ваши деньги! - спросила я.
- Нет, от наших налоговых возмещения ждать бесполезно, мы по другому действуем - просто сразу платим меньше на предполагаемую сумму возмещения, и все, - улыбнулась Вера.
- В общем, весело у нас живется... Одно спасает - чаще всего люди попадаются душевные, хоть "одно окно", но подход найти можно и по-человечески объяснить тоже можно. Так что в этом плане нам легче, чем московским коллегам, - по их словам, столичные налоговики просто "непробиваемые".
Мне уже нужно было торопиться на поезд, поэтому я оставила подруг в кафе, смаковать очередную чашечку кофе и обсуждать насущные бухгалтерские вопросы. А домой я вернулась с ощущением того, что побывала в двух разных городах. В чиновничьем Санкт-Петербурге все хорошо и гладко, а в Санкт-Петербурге простых людей - проблем хоть отбавляй.
Денежные перспективы
Еще этим летом опытный главбух не мог рассчитывать в Санкт-Петербурге на зарплату более 400 долларов. В последнее время ситуация изменилась - на сегодняшний момент средняя зарплата главного бухгалтера равна примерно 600 долларам.
Минимальная сумма, за которую бухгалтер соглашается работать, равна 300 долларов, а максимум, предлагаемый работодателями, не превышает 1000 условных единиц, правда, таких пока немного.
Бизнес - малый, проблемы - большие
В Петербурге на тысячу человек приходится 23 малых предприятия - это почти в 3 раза больше, чем в среднем по России, но меньше, чем в Москве, где на такое же количество жителей приходится 24 фирмы.
Тем не менее, по словам замруководителя санкт-петербургского отделения "Опоры России" Александра Мишина, ситуация с малым бизнесом в городе не вызывает особой радости. Крупные сетевые магазины вытесняют небольшие предприятия, из-за чего бухгалтеры теряют работу, а работающие счетоводы жалуются на слишком пристрастное внимание со стороны властей.
Самый гуманный суд
Большая часть решений Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа выносится в пользу налогоплательщиков, а не в пользу налоговиков. А бывают случаи, когда по какому-то вопросу только этот суд встает на сторону фирм.
Весной этого года только этот суд (постановление от 29 апреля 2004 г. N А56-26913/03) посчитал, что штраф за несвоевременную сдачу персонифицированной отчетности должен составить тысячу рублей, как установлено в законе о пенсионном страховании, а не 10 процентов от суммы страховых взносов, как прописано в статье 17 закона об индивидуальном персонифицированном учете и как того требовал Пенсионный фонд.
В то же время остальные суды нашей страны, включая арбитражный суд Дальневосточного округа, славящийся своей лояльностью к фирмам, пошли на поводу у налоговиков.
Непопулярный прогресс
Бухгалтеры Санкт-Петербурга достаточно консервативны в своих пристрастиях - примерно 95 процентов пользуется программой "1С:Бухгалтерия", просто настраивая ее на нужную предприятию "волну".
В то же время Санкт-Петербург славится своими компьютерными разработками и ценами на продукцию - они ниже, чем в Москве, примерно на 30 процентов. Однако большая часть бухгалтерских программ "под заказчика" в Москву и уходит. Питерские фирмы предпочитают типовые программы.
К. Батанова
"Расчет", N 11, ноябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru