г.Калуга |
|
1 ноября 2013 г. |
Дело N А14-15740/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.10.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.11.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Степиной Л.В. |
|
Ивановой Н.Н. |
При участии в заседании: |
|
от индивидуального предпринимателя Поповой Тамары Ильиничны (ул. Л. Шевцовой, д. 29, кв. 125, г.Воронеж, 394086, ИНН 366204978973, ОГРНИП 305366531900032) |
- Харламовой А.В. - представителя по доверенности б/н от 02.10.2013, сроком до 02.10.2014; |
от Администрации городского округа город Воронеж (ул. Плехановская, д. 10, г.Воронеж, 394018, ИНН 3650002882, ОГРН 1023601575733)
от Управления по развитию предпринимательства и потребительского рынка Департамента экономики администрации городского округа город Воронеж (ул. Плехановская, д. 8, г. Воронеж, 394018) |
- Бахтиной И.В. - представителя по доверенности N 1619 от 08.10.2013, сроком до 31.12.2013;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
|
рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Поповой Тамары Ильиничны на решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.01.2013 (судья Домарева В.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2013 (судьи Протасов А.И., Донцов П.В., Сергуткина В.А.) по делу N А14-15740/2012,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Попова Тамара Ильинична (далее - ИП Попова Т.И., Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к администрации городского округа город Воронеж (далее - Администрация) о признании незаконными действий по исключению четырех киосков, расположенных по адресу: г. Воронеж, ул. Новосибирская, д. 43, принадлежащих заявителю, из схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением Администрации от 05.05.2011 N 407 (с учетом уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по развитию предпринимательства и потребительского рынка Департамента экономики администрации городского округа город Воронеж.
Решением арбитражного суда от 11.01.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2013 указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе Предприниматель, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации городского округа город Воронеж от 05.05.2011 N 407 утверждена "Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж", в которую были включены торговые киоски под номерами 1512, 1513, 1514, 1515 (порядковые номера района 355, 356, 357, 358 соответственно), принадлежащие ИП Поповой Т.И.
Решениями городской межведомственной комиссии "По установке, эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж" от 02.02.2012 N 95-98 (протокол N 2) согласовано размещение ИП Поповой Т.И. временных сооружений (NN 355-358) с учетом реконструкции и согласования с ТСЖ, обслуживающим дом N 43 по ул. Новосибирская, а также с учетом установленных действующими правовыми актами запретов и ограничений, касающихся размещения нестационарных торговых объектов.
Решением рабочей группы по внесению изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж от 04.05.2012 было рекомендовано осуществить перенос места установки киосков с улицы Новосибирская у дома 43 на улицу Горняков напротив дома 237.
Письмом от 26.06.2012 Управлением по развитию предпринимательства и потребительского рынка Департамента экономики администрации городского округа город Воронеж было сообщено ИП Поповой Т.И. о принятом решении.
Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 17.08.2012 N 698 в схему размещения нестационарных торговых объектов внесены изменения, согласно которым киоски, принадлежащие Предпринимателю, расположенные по ул. Новосибирская 43, в схему размещения нестационарных торговых объектов включены не были.
Полагая, что действия Администрации по невключению данных объектов ИП Поповой Т.И. в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Воронежа являются незаконными и нарушают права и законные интересы, последняя оспорила их в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обосновано учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
На основании пункта 28.1 статьи 48 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 N 150-I, исполнительно-распорядительные полномочия местного самоуправления по созданию условий для обеспечения жителей услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, в том числе по утверждению схем размещения нестационарных торговых объектов, в соответствии с установленным порядком реализует администрация городского округа в лице ее органов и подразделений.
В соответствии с положениями пункта 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Аналогичное требование содержится в пункте 17 приказа Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 20.12.2010 N 174 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области".
Кроме того, указанным пунктом предусмотрено, что такие нестационарные торговые объекты включаются в новую схему размещения нестационарных торговых объектов как действующие, если они размещены в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством, муниципальными нормативными правовыми актами.
При этом действующее законодательство не содержит запретов на изменение территориальных мест размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления при возникновении определенных оснований.
Как следует из материалов дела, при формировании земельного участка, необходимого для размещения и эксплуатации многоквартирного жилого дома N 43 по улице Новосибирской, торговые киоски, принадлежащие ИП Поповой Т.И., оказались расположенными в границах этого участка.
В соответствии с требованиями Закона N 381-ФЗ орган местного самоуправления вправе включать в схему размещения нестационарных торговых объектов только те объекты, которые размещены или подлежат размещению на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельный участок, фактически занимаемый многоквартирным домом по улице Новосибирская, 43, поставлен на государственный кадастровый учет 16.10.2012 и принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам квартир указанного дома.
Как следует из протокола общего собрания жителей дома N 43 по ул. Новосибирская от 06.08.2012, на общем собрании было принято решение об удалении с земельного участка дома N 43 нестационарных торговых объектов.
Учитывая изложенное, оспариваемые действия Администрации, связанные с исключением четырех киосков, принадлежащих заявителю, из утвержденной схемы их размещения по улице Новосибирской, 43 в городе Воронеже, соответствуют требованиям вышеназванных норм действующего законодательства.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что указанные действия органа местного самоуправления основаны на требованиях нормативного правового акта (постановление от 17.08.2012 N 698), который в установленном порядке недействующим не признан.
Действия администрации городского округа город Воронеж, связанные с предоставлением ИП Поповой Т.И. иных мест по улице Горняков (с. Масловка) для размещения нестационарных торговых объектов, с учетом заявленных требований предметом спора не являются.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.01.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2013 по делу N А14-15740/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.