Федеральная налоговая служба в связи с обращениями о разъяснении порядка применения положений статьи 126.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при представлении налоговыми агентами сведений о доходах физических лиц, содержащих недостоверные персональные данные налогоплательщиков - физических лиц, сообщает следующее.
Письмами ФНС России от 09.08.2016 N ГД-4-11/14515, от 09.12.2016 N СА-4-9/23659@ (доведены по системе налоговых органов) даны разъяснения по поставленному вопросу.
В частности, разъяснено, что объективная сторона правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 126.1 Кодекса, должна предусматривать представление в налоговый орган справок по форме 2-НДФЛ и (или) расчета по форме 6-НДФЛ, содержащих недостоверные сведения, при условии, что указанные действия могли затруднить осуществление налоговым органом мероприятий налогового контроля вследствие невозможности идентификации указанных в справке физических лиц, повлечь несвоевременное и (или) неполное перечисление налоговым агентом НДФЛ в бюджетную систему Российской Федерации, привести к нарушению прав физических лиц (например, прав на налоговые вычеты).
Также указано на то, что в случаях предоставления недостоверной информации, которая не привела к неблагоприятным последствиям для бюджета или нарушению прав физических лиц, должны быть учтены положения пункта 1 статьи 112 Кодекса в части применения смягчающих обстоятельств.
Таким образом, вопрос о привлечении к налоговой ответственности должен рассматриваться с учетом установленных в ходе мероприятий налогового контроля фактических обстоятельств, в том числе обстоятельств, смягчающих ответственность, исключающих привлечение лица к ответственности и исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, предусмотренных положениями главы 15 Кодекса, в установленном Кодексом порядке.
При этом, организации, выполняя предусмотренные Кодексом обязанности налоговых агентов, должны предпринимать все возможные меры по идентификации налогоплательщиков, получивших от них доход.
По вопросу привлечения к ответственности по статье 126.1 Кодекса и осуществления производства по делу о налоговом правонарушении в отношении юридического лица (головной организации) налоговым органом по месту учета обособленного подразделения следует учитывать разъяснения ФНС, направленные в адрес территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 04.02.2019 N ЕД-4-15/1800.
В частности, разъяснено, что согласно статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Кодекса филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов, сборов, страховых взносов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Согласно статье 107 Кодекса, ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 9 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", с 01.01.1999 филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц.
Следовательно, филиалы и иные обособленные подразделения лишь исполняют обязанности, предусмотренные Кодексом, а все юридически значимые действия должны проводиться налоговым органом только в отношении юридических лиц.
При этом, производство по делу о налоговом правонарушении осуществляется налоговым органом по месту нахождения обособленного подразделения юридического лица.
Действительный государственный |
С.Л. Бондарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ФНС разъяснила порядок привлечения к налоговой ответственности за представление налоговым агентом недостоверных сведений о доходах физлиц. В частности, указано на применение смягчающих обстоятельств в случае, если совершенное правонарушение не привело к неблагоприятным последствиям для бюджета или нарушению прав физлиц.
Письмо Федеральной налоговой службы от 14 июля 2021 г. N БС-4-11/9883@ "О рассмотрении обращений"
Текст письма опубликован в журнале "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", сентябрь 2021 г., N 9