г.Калуга |
|
20 ноября 2013 г. |
Дело N А54-830/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.11.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.11.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Шелудяева В.Н.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Рязанской области (ОГРН 1046209016831, ИНН 6234008239, Московское шоссе, 12, г.Рязань, 390000) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от заинтересованного лица: Муниципального унитарного предприятия г.Рязани "Эколозащита" ( ОГРН 1036212001792, ИНН 6228032064, ул.Полетаева, 29А, г. Рязань, 390035)- не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия г.Рязани "Эколозащита" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 10.06.2013 (судья Сельдемирова В.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2013 (судьи Заикина Н.В., Мордасов Е.В., Тиминская О.А.) по делу N А54-830/2013,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Рязанской области (далее - Управление, Росприроднадзор) обратилось в арбитражный суд с заявлением к МУП г.Рязани "Эколозащита" (далее - Предприятие) о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 1 квартала по 4 квартал (включительно) 2010 года в общей сумме 14535,84 рублей.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 10.06.2013, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2013 заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе МУП г.Рязани "Эколозащита" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Рязанской области указывая, что судебные акты приняты с нарушением норм процессуального и материального права, ссылаясь на отсутствие у Росприроднадзора по Рязанской области полномочий по взысканию платежей за негативное воздействие на окружающую среду, уплачиваемых за период 2010 года.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителей жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, суд не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и полагает, что судебные акты по делу надлежит оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, МУП г.Рязани "Эколозащита" является организацией, оказывающей услуги по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I-IV класса опасности на санкционированной свалке, находящейся на 192 км окружной автодороги "Москва-Самара", на основании лицензии от 07.10.2011 серии 062 N 00047.
17.12.2009 между ЗАО "Ноев Ковчег" (заказчиком) и предприятием (исполнителем) заключен договор N 246, по которому исполнитель оказывал заказчику услуги по размещению отходов 2, 3 и 4 класса опасности, принадлежащих заказчику, на санкционированной свалке промышленных отходов города Рязани в соответствии с действующими санитарными и природоохранными нормами, лимитами на размещение отходов производства и потребления, выдаваемыми специально уполномоченным органом.
За период с 3 квартала 2009 года по 4 квартал 2010 года ЗАО "Новый Ковчег" представило в Управление расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду
Впоследствии ЗАО "Новый Ковчег" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Управлению о возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за период с 3 квартала 2009 года по 4 квартал 2010 года на общую сумму 259 506 рублей 52 копеек.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Рязанской области от 26.11.2012 по делу N А54-7794/2012 заявленные ЗАО "Новый Ковчег" требования удовлетворены.
Удовлетворяя, заявленные требования, Арбитражный суд пришел к выводу, о том, что ЗАО "Ноев Ковчег" не занимается деятельностью по размещению отходов производства и потребления, разрешение на размещение отходов не имеет, соответственно, не является субъектом обязательства по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В связи с возложением на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы, в том числе на Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Рязанской области функций администраторов доходов за негативное воздействие на окружающую среду, 05.12.2012 Управление направило в адрес МУП г.Рязани "Эколозащита" письмо N АГ-3789/02-01-16 с предложением погасить задолженность в сумме 17 824,68 рублей за негативное воздействие на окружающую среду.
Неисполнение предприятием требования об уплате задолженности в бюджет за негативное воздействие на окружающую среду послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования Росприроднадзора, суд первой и апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что, предприятие как специализированная организация, осуществляющая размещение отходов производства и потребления, обязано исчислять и уплачивать плату за соответствующее негативное воздействие на окружающую среду.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 7-ФЗ законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Одним из основных принципов охраны окружающей среды является платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
Согласно статье 16 Закона N 7-ФЗ, негативное воздействие на окружающую среду является платным. Пунктом 1 "Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, с учреждений и организаций, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, за негативное воздействие на окружающую природную среду, в том числе за сброс загрязняющих веществ в атмосферу производится взимание платы. В пункте 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия и взимается лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела МУП г.Рязани "Эколозащита" осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I-IV класса опасности на основании лицензии, выданной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Рязанской области 07.10.2011 серии 062 N 00047, в специально оборудованном месте - на свалке, находящейся на 192 км окружной автодороги "Москва-Самара".
Таким образом, суд первой и апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что МУП г.Рязани "Эколозащита" является специализированной организацией, которая обязана исчислять и уплачивать плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Доводы кассационной жалобы о том, что Управление Росприроднадзора по Рязанской области не обладает полномочиями по взысканию платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год, рассматривались судами и обоснованно отклонены.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" главным администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду являлась Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В силу пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2010 N 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" Федеральной службе по надзору в сфере природопользования переданы функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы.
Во исполнение названного Указа постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" полномочия в части администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду были переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.
Исходя из положений приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.02.2012 N 64, действовавшего на момент рассмотрения настоящего спора в судах первой и апелляционной инстанций, территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования наделены полномочиями администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории, в том числе по вопросам проверки правильности начисления, полноты и своевременности уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду и взыскания задолженности по платежам в бюджет и взыскания задолженности через судебные органы.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что уполномоченным органом на предъявление заявления является Росприроднадзор по Рязанской области.
Таким образом, нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 104, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 10.06.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2013 по делу N А54-830/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить МУП г.Рязани "Эколозащита" излишне уплаченную по платежному поручению от 19.09.2013 N 320 государственную пошлину в сумме 1000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья |
Г.А.Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.