г. Калуга |
|
21 ноября 2013 г. |
Дело N А62-6618/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.11.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.11.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Чистовой И.В. |
судей |
Козелкина И.И. |
|
Сладкопевцевой Н.Г. |
при участии в заседании: |
|
от истца: |
не явился; |
от ответчика: |
Максимова С.С. - представителя (доверенность N 67 АА 0510911 от 03.06.2013); Данченковой Ж.В. - представителя (доверенность N 67 АА 0511106 от 07.06.2013), |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу МУП "Кутузовское" Администрации Ельнинского городского поселения Ельнинского района Смоленской области на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2013 (судьи Каструба М.В., Волкова Ю.А., Дорошкова А.Г.) по делу N А62-6618/2012,
УСТАНОВИЛ:
Мунициапальное унитарное предприятие "Кутузовское" Администрации Ельнинского городского поселения Ельнинского района Смоленской области, ОГРН 1076712000595, (далее - МУП "Кутузовское, истец), обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра", ОГРН 1046900099498, (далее - ОАО "МРСК Центра", ответчик"), с требованием о взыскании задолженности за оказанные в рамках договора от 01.07.2010 N 210657/Э услуги за июнь 2012 на сумму 132 185 руб. 85 коп.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 27.02.2013 (судья Титов А.П.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2013 решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.02.2013 отменено. С ОАО "МРСК Центра" в пользу МУП "Кутузовское" взыскано 48 468 руб. 15 коп. долга. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2013, МУП "Кутузовское" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанный судебный акт и оставить в силе решение Арбитражного суда Смоленской области.
Представители ответчика возражали против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения соответствующих сведений на официальном сайте Федерального арбитражного суда Центрального округа, в судебное заседание не явился, в ходатайстве от 21.11.2013 просил рассмотреть дело в его отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие представителей истца в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд полагает, что постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2013 подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между сторонами заключен договор оказания услуг по передаче электроэнергии от 01.07.2010 N 210657/Э, согласно п. 2.1 которого истец в качестве исполнителя обязуется оказывать ответчику (заказчику) услуги по передаче электрической энергии путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном настоящим договором.
Сторонами согласованы точки присоединения электрических сетей исполнителя к электрическим сетям заказчика, а также расчетные приборы учета электроэнергии.
Пунктом 6.1 договора предусмотрено, что расчеты за оказанные услуги осуществляются по тарифам, установленным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов Смоленской области.
Сроки и порядок платежей по оплате услуг, а также порядок определения стоимости услуг согласованы сторонами в приложении N 1 к договору, согласно которому оплата услуг производится до 15 числа месяца, следующего за расчетным в размере, определенном исходя из двухставочного варианта тарифа на передачу электроэнергии, предусматривающего использование величины заявленной (присоединенной) мощности энергопринимающих устройств и фактически переданного объема электроэнергии.
17.01.2012 заказчик уведомил исполнителя о выборе для осуществления расчетов за услуги по передаче электроэнергии двухставочного варианта тарифа, утвержденного постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и промышленности от 29.12.2011 N 511 (далее - постановление Департамента N 511).
В июне 2012 года исполнитель оказал заказчику услугу по передаче электроэнергии в количестве 252 420 кВт/ч, что подтверждается актом, подписанным обеими сторонами, и никем из них не оспаривается.
Со стороны заказчика акт об оказании услуги по передаче электроэнергии подписан с разногласиями, которые заключаются в использовании при расчете стоимости услуг по передаче электроэнергии одноставочного варианта тарифа на передачу электроэнергии.
Письмом от 06.07.2012 заказчик предложил изменить порядок определения стоимости оказанных услуг по передаче электроэнергии и применить в расчетах одноставочный вариант тарифа, мотивируя свою позицию отсутствием у истца необходимых приборов учета электроэнергии, позволяющих измерять почасовые объемы потребления электроэнергии и используемую мощность (интервальные приборы учета).
Из материалов дела усматривается, что истец при расчете использует двухставочный вариант тарифа на услуги по передаче электроэнергии, предусматривающий ставку на содержание электрических сетей исходя из заявленной мощности в размере 30 995 рублей 21 копейки/МВА в месяц (без НДС) и ставку на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии в размере 113 рублей 29 копеек/МВт в месяц (без НДС). Ответчик, в свою очередь, при расчете использует одноставочный вариант тарифа на услуги по передаче электроэнергии в размере 2 045 рублей 46 копеек/МВт в месяц (без НДС).
Неоспариваемая часть услуг по передаче электроэнергии ответчиком оплачена.
Наличие разногласий относительно использования варианта тарифа на услуги по передаче электроэнергии послужило основанием для обращения МУП "Кутузовское" в Арбитражный суд Смоленской области с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что сторонами договора согласована заявленная мощность и определен вариант применимого тарифа на 2012 год и изменение тарифа с двухставочного на одноставочный в течение расчетного периода Правилами N 861 и Основами ценообразования не предусмотрено.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя иск частично, арбитражный апелляционный суд указал, что в связи со вступившими в законную силу с 12.06.2012 изменениями в законодательные акты, регулирующие отношения субъектов электроэнергетики, и введением с указанной даты в императивном порядке запрета на использование в расчетах за услуги по передаче электроэнергии величины заявленной мощности, отсутствием у исполнителя приборов учета, позволяющих определить величину фактической мощности, применение в расчетах сторон двухставочного тарифа не представляется возможным. Поэтому арбитражный апелляционный суд признал правомерным оплату ответчиком полученной электроэнергии за период с 12 по 30 июня 2012 по одноставочному тарифу, установленному на услуги истца регулирующим органом.
Однако указанный вывод арбитражного апелляционного суда нельзя признать правомерным по следующим основаниям.
Согласно п. 6.3 договора сторон расчетным периодом по настоящему договору является один календарный месяц.
В соответствии с приложениями N N 4,5 к договору объем оказанных исполнителем услуг определяется по окончании каждого расчетного периода с учетом коэффициента трансформации как разница между показаниями согласованных сторонами в качестве расчетных приборов учета в точке поставки электроэнергии потребителям на конец и начало расчетного периода.
Приложением N 11 к договору установлено, что заказчик обязан оплатить услуги до 15 числа месяца, следующего за расчетным.
Пунктом 9.1 договора установлено, что изменения, внесенные в нормативные правовые акты Российской Федерации, обязательны для сторон с момента вступления его в силу, при этом стороны в течение 1 месяца с момента вступления в силу соответствующего правового акта обязаны привести положения настоящего договора в соответствие с требованиями законодательства.
В соответствии с п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Согласно п.п. 1, 4 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Пунктом 4 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям по договору снабжения электроэнергией правила §6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
Из смысла положений вышеуказанных законов следует, что нормы права, регулирующие правоотношения субъектов электроэнергетики, обязательны для них с момента введения этих норм в действие и должны применяться ими непосредственно и независимо от внесения в договор соответствующих изменений.
В силу п. 64 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, тарифы на услуги по передаче электрической энергии в отношении иных категорий потребителей, а также гарантирующих поставщиков (энергосбытовых, энергоснабжающих организаций) устанавливаются одновременно в 2 вариантах: двухставочный тариф в виде ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях, и ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей; одноставочный тариф в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях.
Для целей расчетов за услуги по передаче электрической энергии потребители (за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей), гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) самостоятельно выбирают вариант тарифа на очередной календарный год путем направления письменного уведомления в сетевую организацию в течение 1 месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствующем субъекте Российской Федерации. При этом выбранный вариант тарифа применяется для целей расчетов за услуги по передаче электрической энергии с даты введения в действие указанных тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
При отсутствии указанного уведомления расчеты за услуги по передаче электрической энергии, если иное не установлено по соглашению сторон, производятся по варианту тарифа, применявшемуся в предшествующий расчетный период регулирования. В расчетном периоде регулирования не допускается изменение варианта тарифа, если иное не установлено по соглашению сторон.
Арбитражными судами установлено, что утверждение для истца тарифов на услуги по передаче электроэнергии на 2012 и выбор ответчиком его двухставочного варианта осуществлен в порядке, предусмотренном законодательством, действовавшим до 01.01.2012.
В соответствии с положениями ст.ст. 3, 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" услуги по передаче электрической энергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с техническими регламентами; оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг.
Договор сторон по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг по передаче электроэнергии и носит публичный характер.
Данное обстоятельство вытекает из положений ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации и п.п. 8, 34-36 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Таким образом, из вышеуказанных правовых норм и условий договора сторон вытекает обязанность ответчика осуществлять расчет на услуги по передаче электроэнергии, оказанные истцом в июне 2012 в порядке, установленном законодательством, действующим на момент окончания соответствующего расчетного месяца.
Поэтому вывод арбитражного апелляционного суда о том, что ответчик должен производить расчеты с истцом за услуги, оказанные за период с 1 по 11 июня 2012, с использованием двухставочного варианта тарифа и величины заявленной мощности, а с 12 по 30 июня 2012 - в ином порядке, не соответствует закону.
Пунктом 8 Правил N 861 предусмотрено, что сетевая организация в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, находящимся в собственности данной сетевой организации или на ином законном основании (смежные сетевые организации), в соответствии с разделом III Правил N 861.
Подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 года "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии (далее постановление N 442)" предусмотрено, что настоящее постановление применяется к отношениям, вытекающим из публичных договоров, ранее заключенных на розничных рынках электрической энергии (далее - розничные рынки), в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу.
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования. Текст постановления опубликован в Собрании законодательства РФ от 4 июня 2012 г. N 23 ст. 3008. Таким образом, постановление N 442 вступило в силу 12 июня 2012 года.
Данным постановлением внесены изменения в Правила N 861.
Правилами N 861 в редакции постановления N 442 изменена ранее существовавшая схема определения стоимости оказанных услуг по передаче электрической энергии.
Применяемая ранее величина заявленной мощности в качестве одной из составляющих для расчета за оказанные услуги исключена. Более того, ее применение сторонами запрещено.
В силу пункта 2 Правил N 861 в редакции постановления N 442 заявленная мощность - это величина мощности, планируемой к использованию в предстоящем расчетном периоде регулирования, применяемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и исчисляемая в мегаваттах.
Согласно п. 47 Правил N 861 в редакции, действовавшей в спорный период, планируемый к потреблению объем услуг, в том числе заявленная мощность, может быть использован в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и не применяется для целей определения обязательств потребителя услуг по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии), если иное не установлено пунктом 15.1 Правил N 861.
В соответствии с пунктом 15.1 Правила N 861 в зависимости от применяемого в отношении потребителя вида цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике объем услуг по передаче электрической энергии, оказанных прочими сетевыми организациями, вне зависимости от величины, заявленной в соответствии с пунктом 47 настоящих Правил, определяется исходя из фактического объема потребления электрической энергии или исходя из фактического объема потребления электрической энергии и среднего арифметического значения из максимальных в каждые рабочие сутки расчетного периода фактических почасовых объемов потребления электрической энергии (суммарных по всем точкам поставки) в установленные системным оператором плановые часы пиковой нагрузки.
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1178 от 29.12.2011 года (далее Основы N 1178), для расчетов за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, потребители, а также до 31 декабря 2012 года включительно гарантирующие поставщики (энергосбытовые организации, энергоснабжающие организациями), действующие в интересах указанных потребителей, самостоятельно выбирают вариант тарифа на период регулирования путем направления письменного уведомления в сетевую организацию (гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации, энергоснабжающей организации)... Указанные лица вправе (в том числе, в течение периода регулирования) выбрать двухставочную цену (тариф), если энергопринимающие устройства, в отношении которых оказываются услуги по передаче электрической энергии, оборудованы приборами учета, позволяющими получать данные о потреблении электрической энергии по часам суток со дня, указанного в уведомлении, но не ранее дня ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учета. Выбранный вариант тарифа применяется для расчетов за услуги по передаче электрической энергии со дня введения в действие указанных тарифов.
Пунктом 3 постановления Правительства от 29.12.2011 N 1178 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложено до 1 июня 2012 принять решение об установлении (пересмотре) c 1 июля 2012 тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, на второе полугодие 2012 года.
Данным постановлением Правительства РФ обязанность обращения за установлением (пересмотром) такого тарифа возложена на субъекты электроэнергетики, для которых установлено государственное регулирование цен на оказываемые ими услуги, то есть в спорном случае - на истца, который указанных действий не совершил, в результате чего тарифы на его услуги в соответствии с новым порядком ценообразования в Смоленской области на второе полугодие 2012 года не пересмотрены.
Между тем, по смыслу п. 81 Основ ценообразования N 1178 установление такого тарифа с 01.07.2012 обеспечивало для ОАО "МРСК Центра" возможность выбора варианта тарифа на новый период регулирования в течение 1 месяца со дня его утверждения.
Таким образом, в порядке исключения из общего правила о запрете пересмотра в течение периода тарифного регулирования (календарного года) как установленных тарифов, так и возможности смены потребителем без согласия исполнителя варианта выбранного тарифа, законодателем был предусмотрен механизм перехода субъектов электроэнергетики на новый порядок установления тарифов и расчетов за услуги по передаче электроэнергии с 01.07.2012.
Поэтому арбитражный кассационный суд считает, что исходя из особенностей проведения расчетов за услуги по передаче электроэнергии (за расчетный месяц), существа и целей законодательного регулирования, совокупного характера поправок, внесенных в мае 2012 в целый ряд вышеуказанных законодательных актов, устанавливающих порядок ценообразования и расчетов в области оказания услуг по передаче электроэнергии, применение новых правил расчетов за данные услуги возможно лишь, начиная с июля 2012.
В связи с этим вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что истец вправе требовать оплату за свои услуги, оказанные в июне 2012, исходя из согласованного сторонами двухставочного тарифа и величины заявленной мощности, является верным.
Доводы заявителя о том, что ответчик относится к числу лиц, для которых законодательством предусмотрена возможность использования в расчетах только двухставочного тарифа на услуги по передаче электроэнергии, не могут быть приняты во внимание, так как судами первой и апелляционной инстанций такого обстоятельства не установлено, и имеющимися в деле доказательствами данные доводы не подтверждаются.
Кроме того, указанные обстоятельства не имеют правового значения для правильного разрешения дела, поскольку судом первой инстанции установлено, что в спорный период расчеты между сторонами должны быть произведены в соответствии с условиями договора - по двухставочному варианту тарифа и величине заявленной мощности.
В связи с изложенным арбитражный кассационный суд полагает необходимым обжалуемое постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы сторон на оплату государственной пошлины за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб относятся на ОАО "МРСК Центра".
Руководствуясь п.5 ч.1 ст. 287, ч.ч. 1-3 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2013 по делу N А62-6618/2012 отменить, оставив в силе решение Арбитражного суда Смоленской области от 27 февраля 2013 по настоящему делу.
Взыскать с ОАО "МРСК Центра", ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, в пользу МУП "Кутузовское" Администрации Ельнинского городского поселения Ельнинского района Смоленской области, ИНН 6706005996, ОГРН 1076712000595, 2 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
И.В. Чистова |
Судьи |
И.И. Козелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.