г.Калуга |
|
27 ноября 2013 г. |
Дело N А48-1102/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.11.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.11.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Степиной Л.В. |
|
Ивановой Н.Н. |
При участии в заседании: |
|
от индивидуального предпринимателя Литвак Светланы Александровны (ул. Комсомольская, д. 240, кв. 31, г. Орел, 302043, ИНН 575205178659, ОГРНИП 306575225600012) |
- Захаровой В.Н. - представителя по доверенности N 57 АА 0353129 от 23.04.2013, сроком на три года; |
от Орловского городского Совета нароных депутатов (ул. Пролетарская гора, д. 1, г. Орел, 302000, ИНН 5701000953, ОГРН 1025700835445)
от Администрации города Орла (ул. Пролетарская гора, д. 1, г.Орел, 302000, ИНН 5701000745, ОГРН 1025700831640)
от Прокуратуры Орловской области (ул. Красноармейская, д. 17а, г. Орел, 302040) |
- Абрамовой И.В. - представителя по доверенности N 17-ГС от 07.06.2013, сроком до 31.12.2013;
- Тишиной Е.В. - представителя по доверенности N 240-д от 28.12.2012, сроком до 31.12.2013;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Литвак Светланы Александровны на решение Арбитражного суда Орловской области от 08.08.2013 (судьи Жернов А.А., Соколова В.Г., Капишникова Т.И.) по делу N А48-1102/2013,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Литвак Светлана Александровна (далее - ИП Литвак С.А., Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании недействующими Правил землепользования и застройки городского округа "Город Орел" в части отнесения земельного участка по адресу: г. Орел ул. Комсомольская, 65 а, кадастровый номер 57:25:0020413:0067, принадлежащего заявителю на праве собственности, к зоне Р-1 "Зона городских парков, скверов, садов, бульваров, набережных" как не соответствующих п. 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации, подп. 3 п. 1 ст. 30, п. 4 ч. 1 ст. 34, п. 1 ч. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Орла.
Решением арбитражного суда от 08.08.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ИП Литвак С.А., ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда от 08.08.2013 и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение арбитражного суда отмене или изменению не подлежит в связи со следующим.
Как установлено судом, 16.07.2004 ИП Литвак С.А зарегистрировано право собственности на здание магазина общей площадью 74,9 кв. м, расположенное по адресу: г. Орел, ул. Комсомольская, д. 65а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.07.2004.
Постановлением администрации города Орла от 26.10.2004 N 4110 Предпринимателю предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок с кадастровым номером 57:25:0020413:0052 площадью 90 кв. м, расположенный по адресу: г. Орел, ул. Комсомольской, д. 65а, для размещения и эксплуатации вышеназванного здания магазина.
Постановлением от 17.05.2005 N 1935 администрация города Орла предоставила ИП Литвак С.А. в краткосрочную аренду на 3 года земельный участок с кадастровым номером 57:25:0020413:0067 площадью 830,10 кв. м, в том числе 90 кв. м за счет ранее предоставленного заявителю земельного участка с кадастровым номером 57:25:020413:0052, для реконструкции с расширением принадлежащего ей здания магазина
Указанный участок с кадастровым номером 57:25:0020413:0067 площадью 830, 1 кв. м на основании договора аренды от 08.06.2005 передан Предпринимателю во владение и пользование с 01.06.2005 по 31.05.2008. Договор аренды земельного участка зарегистрирован УФРС по Орловской области 27.07.2005.
Приказом Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области от 30.08.2006 N 221 вышеназванный земельный участок с кадастровым номером 57:25:0020413:0067, общей площадью 830,1 кв. м предоставлен Предпринимателю в собственность.
На основании указанного приказа был заключен договор от 31.08.2006 N 132 купли-продажи земельного участка.
УФРС по Орловской области зарегистрировано право собственности Литвак С.А. на земельный участок общей площадью 830,10 кв. м с кадастровым номером 57:25:0020413:0067, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.09.2006.
28.05.2010 Предпринимателю выдано разрешение N RU 57301000-128-Л-3645 на реконструкцию магазина, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Комсомольская, д. 65а (строительный объем - 5 576, 72 кв. м, здание одноэтажное с подвалом, размеры в плане - 36х18 м).
Впоследствии 20.10.2010 взамен вышеуказанного разрешения на строительство было выдано разрешение N RU 57301000-249-Л-6950 с уточненными размерами в плане: здание одноэтажное с подвалом, размеры в плане - 39х18,5 м.
В соответствии с проектной документацией и разрешением на строительство Предпринимателем было начато строительство здания магазина.
На объект незавершенного строительства - магазин, площадь застройки 746,2 кв. м, со степенью готовности 53%, инвентарный номер 54:401:002:010175630, адрес: Орловская область, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 65а, литер А. ИП Литвак С.А. зарегистрировано право собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 57 АБ N 283293 от 04.05.2012.
Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 28.02.2008 N 38/616-ГС утверждены Правила землепользования и застройки городского округа " Город Орел" с приложением карт градостроительного зонирования.
Указанный нормативный правовой акт был опубликован в "Вестнике Орловского городского Совета народных депутатов" от 26.11.2008 N 10 и газете "Город Орел" от 26.11.2008 N 47.
В соответствии с картой градостроительного зонирования и Правил землепользования и застройки городского округа "Город Орел" земельный участок, расположенный по адресу: г. Орел, ул. Комсомольская, д. 65а с кадастровым номером 57:25:0020413:0067, отнесен к рекреационной зоне Р-1.
Полагая, что решение представительного органа власти об отнесении спорного земельного участка к рекреационной зоне Р-1 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы, ИП Литвак С.А. обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в том числе утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
Частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Устава города Орла Орловский городской Совет народных депутатов утверждает генеральный план города Орла, правила землепользования и застройки территории города, городские программы использования и охраны земель.
Учитывая изложенное, оспариваемое решение принято уполномоченным органом.
Обязательный порядок проведения публичных слушаний по проекту правил землепользования застройки, предусмотренный Градостроительным кодексом Российской Федерации, органом местного самоуправления соблюден.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу требований статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 9 части 1статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:
1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;
2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;
3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон;
4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
5) планируемых изменений границ земель различных категорий;
6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;
7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.
В силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:
1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;
2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;
3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;
4) видов территориальных зон;
5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Как следует из материалов дела, при установлении градостроительного регламента территориальной зоны, в состав которой входит спорный земельный участок, изложенные требования закона органом местного самоуправления были соблюдены.
В частности, на момент принятия и утверждения Правил землепользования и застройки городского округа "Город Орел" постановлением Орловского городского Совета народных депутатов от 31 марта 2005 N 69/721-ГС был утвержден Перечень земель рекреационного назначения города Орла.
Постановлением Орловского городского Совета народных депутатов от 29.09.2005 N 75/788-ГС в указанное постановление внесены изменения и дополнения. Под N 3 Приложения 2 Перечня земель рекреационного назначения указан земельный участок площадью 1394, 39 кв. м в кадастровом квартале 57:25:0020413 сквер у аптеки N 4.
Земельный участок, принадлежащий ИП Литвак С.А., входит в состав территории указанного квартала, что подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о правомерности решения органа местного самоуправления, связанного с отнесением спорного земельного участка к рекреационной зоне Р-1.
Согласно части 2 статьи 52.1 Правил землепользования и застройки городского округа "Город Орел" рекреационная зона Р-1 - "Зона городских парков, скверов, садов, бульваров и набережных" предназначена для организации парков, скверов, бульваров и набережных, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения; допускается строительство обслуживающих, культурно-развлекательных объектов, спортивных сооружений и комплексов, связанных с выполнением рекреационных функций территории.
Согласно таблице 53.6 Правил землепользования и застройки городского округа "Город Орел" основными разрешенными видами использования земельных участков для временных сооружений и целей, не связанных со строительством, в рекреационных территориальных зонах Р-1 являются: аттракционы, карусели; остановочные павильоны; строительные площадки; озеленение и благоустройство; входы; спортивные площадки; пляжи; посты охраны общественного порядка; павильоны и шкафы инженерной инфраструктуры; биотуалеты. Условным разрешенными видами являются: киоски; павильоны; гостевые стоянки индивидуального легкового автотранспорта; стоянки городского транспорта (автобусного, экскурсионного, такси).
Принимая решение об отнесении земельного участка с кадастровым номером 57:25:0020413:0067 к территориальной зоне рекреационного назначения, орган местного самоуправления правомерно учитывал и другие требования действующего законодательства.
В частности, в соответствии с частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Использование объектов недвижимости и земельных участков, параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, возможно, за исключением случаев, когда такое использование опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Как подтверждается материалами дела, при подготовке и утверждении Правил землепользовании и застройки городского округа "Город Орел" органом местного самоуправления учитывались, в том числе и интересы ИП Литвак С.А.
В частности, в связи с установлением градостроительного регламента земельного участка с кадастровым номером 57:25:0020413:0067, его использование с учетом фактической застройки (одноэтажное здание магазина), на дату принятия оспариваемых Правил землепользования и застройки городского округа "Город Орел" действующим законодательством не запрещалось.
Как следует из материалов дела, основанием для оспаривания Правил землепользовании и застройки городского округа "Город Орел" послужило решение ИП Литвак С.А. о проведении реконструкции существующего здания магазина, изменение характеристик которого влечет за собой нарушение требований установленного градостроительного регламента земельного участка.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что указанное намерение заявителя изменить существующую застройку не может служить основанием для признания недействующими ранее принятых Правил землепользования и застройки, определивших градостроительный регламент земельного участка с кадастровым номером 57:25:0020413:0067.
Учитывая изложенное, арбитражный суд первой инстанции обоснованно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм действующего законодательства, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 08.08.2013 по делу N А48-1102/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.