г.Калуга |
|
28 ноября 2013 г. |
Дело N А35-11035/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.11.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.11.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. |
|
Стрегелевой Г.А. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя - ООО "Курская фосфоритная компания", г.Курск, ОГРН 1044637042141 |
не явились |
от заинтересованного лица - Департамента экологической безопасности и природопользования Курской области, г.Курск |
Зориной Е.Н.-дов. от 02.10.2013 Чяушка Т.В. -дов. от 19.11.2013 |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента экологической безопасности и природопользования Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 07.05.2013 (судья Морозова М.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2013 (судьи Семенюта Е.А., Донцов П.В., Михайлова Т.Л.) по делу N А35-11035/2012,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Курская фосфоритная компания" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Департамента экологической безопасности и природопользования Курской области (далее - Департамент), выразившихся в направлении в УМВД РФ по Курской области информации, согласно которой Общество занимается незаконной предпринимательской деятельностью и не выполняет требования обязательных к исполнению документов.
Решением Арбитражного суда Курской области от 07.05.2013, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2013, действия Департамента признаны незаконными.
В кассационной жалобе Департамент просит состоявшиеся судебные решения отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на жалобу Общество просит оставить принятые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании представители Департамента поддержали доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Надлежаще уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, Общество ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Общества в силу ч.3 ст.284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей Департамента, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости решение от 07.05.2013 и постановление от 13.08.2013 отменить, в удовлетворении требования Общества отказать в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, Обществу по результатам аукциона выдана лицензия КРС 80066 ТР на право пользования недрами, со сроком действия до 31.01.2026, с целевым назначением - геологическое изучение, разведка и добыча общераспространенного полезного ископаемого - песка на участке недр местного значения "Туровский Восточный фланг" Обоянского района Курской области. Лицензия зарегистрирована в реестре Департамента 31.01.2011.
На основании распоряжения заместителя директора Департамента от 12.04.2012 N 41/01-18 сотрудниками Департамента 17.04.2012 была проведена плановая выездная проверка Общества с целью осуществления государственного контроля выполнения недропользователем условий пользования недрами, содержащихся в вышеназванной лицензии, в соответствии с планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2012 году, утвержденным приказом Департамента от 07.10.2011 N 186/01-11.
В связи с выявленными в ходе проведения проверки нарушениями (не вынесены и не закреплены на местности угловые точки границ горного и земельного отводов; добыча песка осуществлялась Обществом без согласованного в установленном порядке с уполномоченными органами технического проекта на разработку и рекультивацию карьера по добыче песка, годового плана развития горных работ, документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода и перевод земель в границах горного отвода в категорию земель, соответствующую данному виду деятельности; недропользователь не уведомил Департамент о начале разработки участка недр, в течение двух недель не проинформировал Департамент об изменении юридического адреса), 17.04.2012 в отношении Общества составлен протокол N 12/9-03 об административном правонарушении по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, в соответствии с которым Общество признано виновным в нарушении требований законодательства о недрах.
Постановлением Департамента от 27.04.2012 N 12/9-01 Общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 руб.
По результатам проверки 17.04.2012 Департамент выдал Обществу предписание, которым обязал Общество прекратить с 17.04.2012 работы по добыче общераспространенного полезного ископаемого - песка с нарушением условий пользования недрами, установленных лицензией КРС 80066 ТР от 31.01.2011.
Во исполнение обязанностей Департамента по контролю за рациональным использованием и охраной недр, 07.06.2012 сотрудниками Департамента была проведена рейдовая проверка на территории Курской области с целью выявления фактов незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых на территории области.
Установив в ходе рейдовой проверки факт того, что на вышеуказанном участке недр осуществляются работы по добыче, погрузке и реализации песка, Департамент направил 14.06.2012 в адрес Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курской области (далее - УМВД) письмо за исх. N 02.4-04-17/1555, которым проинформировал УМВД о добыче песка на участке недр местного значения "Туровский Восточный фланг", недропользователем которого является Общество, с нарушением законодательства о недрах, и просил принять меры по пресечению добычи песка.
Полагая, что действия Департамента, выразившиеся в направлении в УМВД информации по факту добычи Обществом полезных ископаемых с нарушением требований законодательства, являются незаконными, так как информация недостоверна и необъективна, проверка проведена с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 294), Общество обратилось с указанным заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что при проведении рейдовой проверки Департаментом были допущены грубые нарушения требований Закона N 294-ФЗ, а, следовательно, действия Департамента, выразившиеся в направлении в УМВД неподтвержденной информации, являются незаконными.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с принятыми судебными актами, так как при их вынесении судами допущено нарушение норм материального права.
В соответствии с ч.1ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Положением о департаменте экологической безопасности и природопользования Курской области, утвержденным Постановлением Губернатора Курской области от 18.06.2007 N 273 (действовал в спорный период), департамент является отраслевым органом исполнительной власти Курской области, осуществляющим управление и реализацию прав Курской области в сфере охраны окружающей среды и природных ресурсов, экологической безопасности и рационального природопользования, а также переданных Российской Федерацией полномочий в области водных отношений и экологической экспертизы. В соответствии с возложенными на него задачами департамент выполняет функции в сфере регулирования отношений недропользования на территории Курской области и осуществляет государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр, в том числе за выполнением условий лицензий на пользование участками недр местного значения (постановление Администрации Курской области от 20.03.2006 N 20 "О государственном геологическом надзоре в Курской области по вопросам, отнесенным к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Удовлетворяя требование Общества, суд свой вывод мотивировал тем, что государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр является разновидностью государственного экологического контроля, порядок проведения которого регламентируется Правилами осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 N 53 (далее - Правила). Пунктом 10 Правил предусмотрено, что государственный экологический контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с утверждаемыми соответствующими уполномоченными органами планами, а также в форме внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан. Порядок проведения государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также перечень органов, осуществляющих государственный геологический контроль, их полномочия, права, обязанности и порядок работы определены Постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 N 293 "Об утверждении Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр" (далее - Постановление N 293). В силу п.13 Постановления N 293 к отношениям, связанным с осуществлением государственного геологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона N 294-ФЗ. 07.06.2012 Департамент провел проверку с нарушением требований Закона N 294-ФЗ (о проведении внеплановой проверки юридическое лицо не было уведомлено не менее чем за 24 часа до начала её проведения; проверка проводилась в отсутствие представителя юридического лица; акт проверки не вручен руководителю или уполномоченному представителю под расписку и т.д.). А, значит, информация, полученная в результате такой проверки, не может быть принята как достоверная. Рейдовые мероприятия, как вид государственного контроля (надзора), не предусмотрены нормами действующего законодательства в сфере осуществления государственного экологического контроля.
Между тем, судами не учтено следующее.
В силу п.3 ч.1 ст.2 Закона N 294-ФЗ положения данного Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Как следует из материалов дела, факт правонарушения был выявлен Департаментом без взаимодействия с Обществом, на Общество не возлагалось каких-либо обязанностей по предоставлению информации и исполнению требований проверяющих.
По сообщению Департамента рейдовые проверки были проведены во исполнение протокольных решений Координационного совещания по обеспечению правопорядка в Курской области от 15.05.2012 и заседания Совета по вопросам промышленной и экологической безопасности Курской области от 31.05.2012 в целях пресечения безлицензионной добычи общераспространенных полезных ископаемых на территории области.
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что доказательства, положенные в основу информации, направленной в УМВД, получены Департаментом с нарушением закона, основан на неправильном применении норм материального права. Требования Закона N 294-ФЗ на рассматриваемые правоотношения не распространяются.
Кроме того, в соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ ненормативный правовой акт органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Направлением Департаментом информации в УМВД не нарушаются права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости решение от 07.05.2013 и постановление от 13.08.2013 отменить, в удовлетворении требования Общества отказать.
В соответствии со ст.110 АПК РФ взыскать с Общества в доход федерального бюджета по 1000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб, а всего 2000 рублей.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст.287; ч.1,ч.2 ст. 288, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 07.05.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2013 по делу N А35-11035/2012 отменить, в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Курская фосфоритная компания" о признании незаконными действий Департамента экологической безопасности и природопользования Курской области, которые выразились в направлении в УМВД РФ по Курской области информации о добыче песка на участке недр местного значения "Туровский Восточный фланг" Обоянского района Курской области письмом от 14.06.2012 за исх. N 04-17/1555, отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Курская форсфоритная компания" в доход федерального бюджета 2000 руб. госпошлины за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.И.Смолко |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.