г. Калуга |
|
29 ноября 2013 г. |
Дело N А09-105/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.11.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.11.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
|
Шелудяева В.Н. |
Судей |
|
Степиной Л.В. Ивановой Н.Н. |
при участии в заседании: |
|
|
от потребительского общества "Бежицкие ряды" (ул. Ульянова, д. 51, г. Брянск, 241035, ИНН 3232005396, ОГРН 1023201062345) |
|
- Ключникова Ю.А. - представителя по доверенности б/н от 20.12.2011, сроком на три года; |
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям (ул. Рославльская, д. 3, п. Путевка, Брянская область, 241519, ИНН 3245501056, ОГРН 1083254001280)
от Управления ветеринарии Брянской области (ул. Вали Сафроновой, д. 89, г. Брянск, 241000, ИНН 3201003864, ОГРН 1023202735401) |
|
- Кононыхина И.С. - представителя по доверенности N УФС-14Д от 22.06.2011, сроком на три года и Писаренковой Л.А. - представителя по доверенности N УФС-18Д от 14.05.2012, сроком на три года;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
при ведении протокола судебного заседания в суде кассационной инстанции помощником судьи Кузиной И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области кассационную жалобу потребительского общества "Бежицкие ряды" на решение Арбитражного суда Брянской области от 11.04.2013 (судья Кулинич Е.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2013 (судьи Тимашкова Е.Н., Мордасов Е.В., Тиминская О.А.) по делу N А09-105/2013,
УСТАНОВИЛ:
Потребительское общество "Бежицкие ряды" (далее - ПО "Бежицкие ряды", Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям (далее - Управление Россельхознадзора) от 26.12.2012 N БР-ВН-0030-013/12.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление ветеринарии Брянской области.
Решением арбитражного суда от 11.04.2013 заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным пункта 2 предписания от 26.12.2012 N БР - ВН - 0030-013/12. В остальном требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2013 указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять новый судебный акт об удовлетворении этих требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Управления Россельхознадзора от 14.11.2012 N 1622-р в период с 10.12.2012 по 26.12.2012 была проведена плановая выездная проверка ПО "Бежицкие ряды" на предмет соблюдения Обществом требований, установленных ветеринарным законодательством Российской Федерации.
По результатам проверки 26.12.2012 составлен акт N БР-ВН-0253, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
Для устранения допущенных нарушений Управлением Россельхознадзора в адрес ПО "Бежицкие ряды" направлено предписание от 26.12.2012 N БР-ВН-0030-013/12, которым на Общество возложена обязанность:
- производить обеззараживание и утилизацию мяса и мясных продуктов, а также конфискатов с соблюдением ветеринарно-санитарных требований под контролем ветеринарной службы с составлением соответствующих актов;
- не допускать скопление безнадзорных собак и кошек на территории ПО "Бежицкие ряды".
Полагая, что названное предписание нарушает права и законные интересы в сфере экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
По результатам рассмотрения дела пункт 2 оспариваемого предписания судом признан недействительным.
Решение суда в этой части вступило в законную силу и в порядке кассационного производства не обжалуется.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований ПО "Бежицкие ряды" о признании недействительным пункта 1 предписания Управления Россельхознадзора, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 16.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Постановлениями Правительства РФ от 30.06.2004 N 327 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору" и от 08.04.2004 N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" функции контроля и надзора в сфере ветеринарии, в том числе надзор за выполнением ветеринарно-санитарных требований по безопасности продукции животного происхождения возложены на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Учитывая изложенное, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно пришел к выводу о том, что плановая проверка ПО "Бежицкие ряды" проведена уполномоченным государственным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 271-ФЗ) розничный рынок представляет собой имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные".
Юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, считается управляющей рынком компанией (п. 7 ч. 1 ст. 3 Закона N 271-ФЗ).
Как следует из материалов дела, организационно-правовая форма и хозяйственная деятельность ПО "Бежицкие ряды" соответствовали вышеназванным характеристикам, в связи с чем Общество было включено в соответствующий реестр розничных рынков, расположенных на территории Брянской области.
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 13, пунктом 5 статьи 14 Закона N 271-ФЗ управляющая рынком компания должна обеспечить соблюдение лицами и продавцами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, требования законодательства Российской Федерации: о защите прав потребителей; законодательства об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации требований.
Соблюдение ветеринарно-санитарных требований при реализации продукции животного происхождения также относится к одному из требований по содержанию рынка.
Статьей 21 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" введен запрет реализации и использования для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, молока, молочных продуктов, яиц и иной продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения непромышленного изготовления, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе.
Размещение и оборудование на территории рынка лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы возлагается на юридическое лицо, управляющее рынком (ст. 12 Закона N 271-ФЗ).
Согласно пункту 6.12 Правил ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно - санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, утвержденных Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР 27.12.1983, обеззараживание и утилизация мяса и мясных продуктов в случаях, указанных в разделе 3, а также утилизация конфискатов производятся администрацией рынка с соблюдением ветеринарно-санитарных требований под контролем ветеринарной службы, о чем составляется соответствующий акт.
Как установлено судом, Обществом не организована и не производится утилизация мяса и мясных продуктов, а также биоконфискатов, наличие которых объясняется функционированием лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы (в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями).
При таких обстоятельствах спора суд первой и апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что пункт 1 предписания об устранении выявленных нарушений от 30.11.2012 N БР-В11-0461-019/12, которым на ПО "Бежицкие ряды" возложена обязанность производить обеззараживание и утилизацию мяса и мясных продуктов, а также конфискатов с соблюдением ветеринарно-санитарных требований под контролем ветеринарной службы с составлением соответствующих актов является законным и обоснованным.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на невозможность применения вышеуказанных правил ввиду того, что они изданы в СССР и не могут быть применимы по истечении 30 лет несостоятельна, поскольку согласно пункту 2 раздела второго "Заключительные и переходные положения Конституции Российской Федерации" правовые акты СССР и РСФСР, которыми регламентирована деятельность рынков, являются действующими и применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Не соответствие правовых актов СССР и РСФСР в сфере ветеринарии действующему законодательству не установлено, а поэтому они должны применяться на всей территории Российской Федерации. Вопрос об их инкорпорации в законодательство Российской Федерации рассматривается на федеральном уровне.
В остальной части доводы заявителя кассационной жалобы также подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм действующего законодательства, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 11.04.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2013 по делу N А09-105/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.