г. Калуга |
|
2 декабря 2013 г. |
Дело N А09-1019/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.11.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.12.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
|
Шелудяева В.Н. |
Судей |
|
Степиной Л.В. Ивановой Н.Н. |
при участии в заседании: |
|
|
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (пл. Карла Маркса, д. 2, г. Брянск, 241002, ИНН 3250511660, ОГРН 1093254006317) |
|
- Караськовой А.И. - представителя по доверенности N 06-5366 от 15.10.2013; |
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (ул. 3-го Июля, д. 27, г. Брянск 241050, ИНН 3250057365, ОГРН 1043244052092) |
|
- Артемьевой Е.А. - представителя по доверенности N 213-48/9711 от 26.09.2013 |
при ведении протокола судебного заседания в суде кассационной инстанции помощником судьи Кузиной И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 27.06.2013 (судья Прокопенко Е.Н.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2013 (судьи Заикина Н.В., Еремичева Н.В., Тимашкова Е.Н.) по делу N А09-1019/2013,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (далее - Управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации, изложенного в сообщениях от 09.11.2012 N 03/010/2012-531, N 03/010/2012-531, N 03/010/2012-533 и N 03/010/2012-534, на земельные участки: площадью 47 055 004 кв. м +-60 022 кв. м с кадастровым номером 32:06:0000000:128, площадью 1 211 131 кв. м +-1156 кв. м с кадастровым номером 32:06:0000000:75, площадью 14 627 509 кв. м +-33 465 кв. м с кадастровым номером 32:06:0000000:131, площадью 21 564 230 кв. м +-40 633 кв. м с кадастровым номером 32:06:0000000:130, расположенные по адресу: Брянская область, Дятьковский район, а также об обязании Управления Росреестра зарегистрировать право собственности на данные земельные участки.
Решением арбитражного суда от 27.06.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2013 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, Управление Росреестра просит отменить обжалуемые решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как установлено судом, Управление Росимущества 21.09.2012 обратилось в Управление Росреестра с заявлениями о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами: 32:06:0000000:128 общей площадью 47 055 004 кв. м; 32:06:0000000:75 общей площадью 1 211 131 кв. м; 32:06:0000000:131 общей площадью 14 627 509 кв. м; 32:06:0000000:130 общей площадью 21 564 230 кв. м, расположенные по адресу: Брянская область, Дятьковский район, приложив кадастровые паспорта четырех земельных участков, свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования земельным участком от 17.03.1995 N 4, доверенность представителя.
По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов регистрирующим органом 09.11.2012 со ссылкой на пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) приняты решения N 03/010/2012-531, N 03/010/2012-531, N 03/010/2012-533 и N 03/010/2012-534 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанные земельные участки в связи с обращением с заявлением ненадлежащего лица и непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации прав.
Полагая, что отказ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанные земельные участки не соответствует закону, Управление Росимущества обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Пунктом 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в ЕГРП.
Как следует из материалов дела, заявителем в регистрирующий орган были представлены необходимые документы, подтверждающие возникновение права собственности Российской Федерации на регистрируемые объекты недвижимости, в том числе, свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования земельным участком от 17.03.1995 N 4 площадью 8136 га с целевым назначением использования - для сельскохозяйственного производства, за счет которого образованы заявленные к регистрации земельные участки.
Земельный участок общей площадью 81 360 000 кв. м (8136 га) предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования элитно-семеноводческому хозяйству "Дятьково" на основании постановления администрации Дятьковского района Брянской области от 28.01.1993 N 68.
На основании указанного постановления органа местного самоуправления элитно-семеноводческому хозяйству "Дятьково" 17.03.1995 выдано свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования земельным участком.
В связи с реорганизацией правопреемником указанного юридического лица стало федеральное государственное унитарное предприятие элитно-семеноводческое хозяйство "Дятьково" Российской академии сельскохозяйственных наук, которое, в свою очередь, было передано Россельхозакадемии в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Российской академии сельскохозяйственных наук от 02.10.1991 N 976/48-пк (пункт 1 Устава ФГУП "Дятьково" Российской академии сельскохозяйственных наук).
26.11.2002 в ЕГРЛ внесена запись за ОГРН 1023200528042 о юридическим лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, - государственное унитарное предприятие элитно-семеноводческое хозяйство "Дятьково" Всероссийского научно-исследовательского института кормов имени В.Р.Вильямса Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - Предприятие).
На основании пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (пункт 3 раздела 2 приложения N 1 к постановлению) научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук относятся исключительно к федеральной собственности.
Указом Президента Российской Федерации от 30.01.1992 N 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук" на базе Российской академии сельскохозяйственных наук и Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ) создана единая Россельхозакадемия. Академии в бессрочное, бесплатное пользование переданы земли, ранее предоставленные Российской академии сельскохозяйственных наук, ВАСХНИЛ и их научным учреждениям и относящиеся к федеральной собственности.
Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ (введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 141-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций.
В силу изложенных правовых норм, закрепленные за научными организациями и организациями научного обслуживания и социальной сферы Россельхозакадемии на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки являются федеральной собственностью.
С учетом изложенного, судом правомерно указано на то, что право собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 81 360 000 кв. м, расположенный в Дятьковском районе Брянской области,возникло в силу прямого указания закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
В силу подпунктов 1, 3 пункта 1 статьи 22.2 Закона N 122-ФЗ основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является: решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков; иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.
Обязательными приложениями к документам, представляемым в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи, являются: правоустанавливающий документ на земельный участок, из которого образованы земельные участки.
Представление правоустанавливающего документа не требуется в случае, если право на соответствующий земельный участок ранее было зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков (пункт 4 статьи 22.2 Закона N 122-ФЗ).
Раздел земельного участка может быть осуществлен по заявлению землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (пункт 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации). Для раздела земельного участка в числе прочих документов необходимы кадастровые паспорта образуемых участков. При этом границы земельного участка определяются в соответствии с федеральными законами.
Как следует из материалов дела, спорные земельные участки образованы до вступления в силу положений статей 11.3, 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, внесенных в Кодекс Федеральным законом от 22.07.2008 N 141-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений".
Кроме того, образованные при разделе земельные участки в установленном законом порядке поставлены на кадастровый учет и решения органа кадастрового учета в этой части ни кем не оспорены.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно пришел к выводу о том, что представленные Управлением Росимущества свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью 8 136 га от 17.03.1995 N 4 и кадастровые паспорта на земельные участки, образованные при разделе данного участка, являлись основанием для регистрации права собственности за Российской Федерацией.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии у Управления Росимущества полномочий на обращение в регистрирующий орган с заявлением о регистрации федеральной собственности на спорные земельные участки являлись предметом исследования арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, им дана правильная правовая оценка, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
Учитывая изложенное, суд первой и апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу о том, что у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области не имелось правовых оснований для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанные земельные участки в связи с обращением неуполномоченного лица и непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации прав.
Остальные доводы заявителя кассационной жалобы также подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона и направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 27.06.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2013 по делу N 09-1019/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.