3 декабря 2013 г. |
Дело N А48-121/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2013 года.
г. Калуга
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Ермакова М.Н. |
||
судей |
Егорова Е.И. |
||
|
Шуровой Л.Ф. |
||
при ведении протокола судебного заседания помошником судьи
при участии в заседании:
от МУП "Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла" 302011, г.Орёл, ул.Новосильское шоссе, д.18 ОГРН 1025700770974
от ИФНС России по г.Орлу 302025, г.Орёл, Московское шоссе, д.119 ОГРН 1125742000020
|
Земсковой О.Г.
Панина В.И. - представитель, дов. от 20.03.13г. б/н, Бузник Ю.И. - представитель, дов. от 20.03.13г. б/н Кузьмичевой И.В. - представитель, дов. от 20.03.13г. б/н
Киселевой О.Н. - представитель, дов. от 25.11.13г. N 70 Штилевой Г.В. - представитель, дов. от 25.11.13г. N 71 Ореховой Т.А. - представитель, дов. от 24.02.13г. N 49 Савушкиной О.Г. - представитель, дов. от 14.02.13г. N 9
|
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Орловской области кассационную жалобу ИФНС России по г.Орлу на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.13г. (судьи Т.Л.Михайлова, В.А.Скрынников, Е.А.Семенюта) по делу N А48-121/2013,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла" (правопреемник муниципального казенного предприятия "Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла", далее - Предприятие) обратилось в суд с заявлением о признании недействительными решений ИФНС России по г. Орлу (далее - налоговый орган) от 22.10.12г. N 241 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и N 45 "Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению".
Решением Арбитражного суда Орловской области от 13.05.13г. заявление Предприятия удовлетворено.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.13г. решение суда первой инстанции изменено, из мотивировочной части решения исключен вывод о неправомерном исключении Предприятием из налоговой базы по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2012 года суммы полученных субсидий из муниципального бюджета 43069665 руб.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить постановление суда апелляционной инстанции в части изменения решения суда первой инстанции, указывая на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права.
Предприятие в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
В соответствии с ч.1 ст.286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, поддержавших доводы жалобы и отзыва, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами, оспариваемые ненормативные правовые акты приняты налоговым органом по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации Предприятия по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2012 года (акт от 06.08.12г. N 2449). Основанием для их принятия явился вывод налогового органа о необоснованном исключении Предприятием из налогооблагаемой базы полученных их муниципального бюджета субсидий в размере 43069665 руб.
Суд первой инстанции данный вывод налогового органа признал обоснованным, указав, что услуги, оказанные Предприятием в рамках муниципального заказа и оплачиваемые за счет средств городского бюджета, являются налогооблагаемым объектом и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
Вместе с тем, оспариваемые ненормативные правовые акты были признаны недействительными в связи с выводом суда о нарушении налоговым органом положений ст.101 НК РФ. Правомерность данного вывода налоговым органом не оспаривается.
Изменяя частично решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции сослался на положения абз.3 п.2 ст.154 НК РФ, согласно которому суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Суд кассационной инстанции находит, что данный вывод основан на неправильно толковании судом апелляционной инстанции указанной нормы права.
Статьей 153 НК РФ установлено, что в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Кодекса в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) для исчисления налога на добавленную стоимость регулируется ст.154 НК РФ, пунктом 1 которой установлено, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст.40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Как установлено судами, в 1 квартале 2012 года Предприятие действовало в форме муниципального казенного предприятия, созданного на основании постановления Администрации г.Орла от 25.01.11г. N 99.
Согласно устава Предприятия оно находится в собственности муниципального образования г. Орел, являющегося его учредителем. Имущество Предприятия принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Орел и закреплено за Предприятием на праве оперативного управления.
Предметом деятельности Предприятия является выполнение работ, оказание услуг в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и организации сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов.
Для реализации указанных целей Предприятию постановлением Администрации г.Орла от 02.02.11г. N 201 передано на праве оперативного управления имущество муниципальной собственности - муниципальные автомобильные дороги общего пользования, мосты и путепроводы, остановки.
В 1 квартале 2012 года в рамках осуществления уставной деятельности Предприятия Администрацией г.Орла был размещен ряд муниципальных заказов по содержанию муниципального имущества, переданного в оперативное управление. Указанные заказы были выполнены Предприятием в полном объеме в соответствии с отчетами о выполнении муниципальных заказов.
После исполнения муниципальных заказов Предприятием в адрес Администрации г.Орла были направлены заявки на получение субсидий для возмещение затрат на содержание, текущий ремонт, капитальный ремонт муниципального имущества, переданного в оперативное управление.
Указанные заявки были проверены специалистами муниципального казенного учреждения "Управление коммунальным хозяйством г.Орла" и Комитета по тарифам Администрации г.Орла. По результатам проверок было признано право Предприятия на получение субсидий в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных на текущий финансовый год, и Предприятию было перечислено 50822205,04 руб.
Предприятием были представлены расчеты субсидий за 1 квартал 2012 года, в соответствии с которыми из указанной суммы субсидий в счет возмещения затрат на содержание, текущий ремонт, капитальный ремонт муниципального имущества, переданного в оперативное управление в рамках исполнения муниципального заказа, было отнесено 43069665,29 руб. Именно данная сумма была исключена Предприятием из налогооблагаемой базы при представлении уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2012 года.
Однако, согласно абз.2 п.2 ст.154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Согласно абз.3 п.2 ст.154 НК РФ суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Таким образом, при определении налоговой базы не должны учитываться лишь субсидии, представляемые налогоплательщикам в связи с применением государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти; перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок утверждены Постановлением Правительства РФ "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" от 07.03.95г. N 239. Оказываемые Предприятием услуги по содержанию, текущему и капитальному ремонту муниципального имущества, переданного в оперативное управление, в данные перечни не входят.
Поскольку деятельность Предприятия в 1 квартале 2012 года не осуществлялась по государственным регулируемым ценам, и Предприятие в данном налоговом периоде не оказывало услуг потребителям, для которых законодательством РФ установлены льготы, вывод налогового органа о неправомерном уменьшении Предприятием налоговой базы является обоснованным.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о правомерном исключении Предприятием спорных сумм из налоговой базы основан на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем кассационная жалоба налогового органа подлежит удовлетворению.
Выводы суда первой инстанции о нарушении Предприятием и Администрацией г.Орла законодательства при размещении и исполнении муниципальных заказов, и о нарушении положений ст.78 Бюджетного кодекса РФ при выделении Предприятию субсидий правового значения для рассматриваемого спора не имеют.
С учетом изложенного, постановление суда апелляционной инстанции в обжалуемой части подлежит отмене, в остальной части - оставлению в силе.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену принятых по делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п.п.1, 3 ч.1 ст.287, ст.288, ст.289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 августа 2013 года по делу N А48-121/2013 в части изменения решения Арбитражного суда Орловской области от 13 мая 2013 года отменить. В остальной части оставить обжалуемый судебный акт в силе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
М.Н.Ермаков |
Судьи |
Е.И.Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.