город Калуга |
|
4 декабря 2013 г. |
Дело N А14-15470/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.11.2013.
Постановление изготовлено в полном объёме 04.12.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
|
|
|
|
|
|
|
|
председательствующего |
Леоновой Л.В., |
судей: |
Нарусова М.М., Солодовой Л.В., |
при участии в заседании: |
|
от истца: ООО АФ "Стандарт-Аудит" ОГРН 1053672023107 ИНН 3620009288
от ответчика: КП ВО "Единая дирекция" ОГРН 1033600062286 ИНН 3664046720
от третьих лиц: УГЗ и ОТ ВО
ООО АК "Аудиком" |
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
Коновалов А.В. - представитель по доверенности от 01.10.2012 N 25/2012;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью аудиторская фирма "Стандарт-Аудит" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013 по делу N А14-15470/2012,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью аудиторская фирма "Стандарт- Аудит" (далее - ООО АФ "Стандарт-Аудит", истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к казенному предприятию Воронежской области "Единая дирекция капитального строительства и газификации" (далее - КП ВО "Единая дирекция", ответчик) о признании незаконными действий конкурсной комиссии КП ВО "Единая дирекция" открытого конкурса по отбору аудиторской организации (аудитора) для осуществления обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности КП ВО "Единая дирекция" за 2011 год, выразившихся в отказе ООО АФ "Стандарт-Аудит" в допуске к участию в открытом конкурсе (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Управление государственного заказа и организации торгов Воронежской области (далее - УГЗ и ОТ ВО, третье лицо), а также общество с ограниченной ответственностью Аудиторская компания "Аудиком" (далее - ООО АК "Аудиком", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 22.01.2013 действия конкурсной комиссии КП ВО "Единая дирекция" по отбору аудиторской организации (аудитора) для осуществления обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности КП ВО "Единая дирекция" за 2011 год, выразившиеся в недопущении ООО АФ "Стандарт-Аудит" к участию в открытом конкурсе, признаны незаконными.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013 решение суда первой инстанции отменено. В иске ООО АФ "Стандарт-Аудит" отказано.
Ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, ООО АФ "Стандарт-Аудит" обратилось в арбитражный суд кассационной инстанции с настоящей жалобой, в которой просит отменить постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013 по делу N А14-15470/2012, оставив в силе решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.01.2013.
В ходе рассмотрения дела судом кассационной инстанции представитель ответчика, возражая против доводов кассационной жалобы, поддержал доводы представленного ответчиком отзыва и просил суд оставить в силе постановление суда апелляционной инстанции.
Истец и третьи лица на рассмотрение дела в суд кассационной инстанции не прибыли, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
При этом, в Федеральный арбитражный суд Центрального округа поступило ходатайство ООО АФ "Стандарт-Аудит" о рассмотрении дела в отсутствие указанного лица.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте Федерального арбитражного суда Центрального округа и официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, кассационная жалоба рассматривается в отсутствие не прибывших в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и их представителей на основании ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и представленного ответчиком отзыва на нее, заслушав представителя КП ВО "Единая дирекция", суд кассационной инстанции полагает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как установлено судом, 26.03.2012 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу www.zakuркi.gov.ru КП ВО "Единая дирекция" разместило извещение N 0531200000312000001 о проведении открытого конкурса по отбору аудиторской организации (аудитора) для осуществления обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности КП ВО "Единая дирекция" за 2011 год.
Сроки проведения аудита - в течение 30 календарных дней с момента заключения договора.
Начальная (максимальная) цена договора - 78 400 руб.
Источник финансирования: собственные средства КП ВО "Единая дирекция".
Срок подачи заявок - с 26.03.2012 до 26.04.2012.
Из представленной в материалы дела конкурсной документации усматривается, что согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 26.04.2012 N 0531200000312000001-1 на участие в конкурсе поданы заявки: ООО АФ "Стандарт-Аудит" (регистрационный номер заявки 1) и ООО АК "Аудиком" (регистрационный номер заявки 2).
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 15.05.2012 N 0531200000312000001-2 ООО АФ "Стандарт-Аудит" в допуске к участию в конкурсе отказано на основании п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
При этом, в качестве причины отказа указано непредставление лицом, подавшим заявку, документов, подтверждающих полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа - юридического лица.
Кроме того, из содержания вышеуказанного протокола следует, что ООО АК "Аудиком" допущено к участию в конкурсе. Участником конкурса признан один участник. Конкурс признан несостоявшимся.
16.05.2012 КП ВО "Единая дирекция" направило в адрес ООО АФ "Стандарт-Аудит" уведомление исх. N 1808 о недопуске к участию в конкурсе.
25.05.2012 между ООО АК "Аудиком" (исполнитель) и КП ВО "Единая дирекция" (заказчик) заключен договор на оказание аудиторских услуг N 1, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по организации и проведению аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия (заказчика) за период с 01.01.2011 по 31.12.2011, включающего проверку достоверности его финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с техническим заданием.
Полагая, что действия конкурсной комиссии, выразившиеся в отказе в допуске к участию в конкурсе, являются неправомерными, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у конкурсной комиссии предусмотренных законом оснований для отказа ООО АФ "Стандарт-Аудит" в допуске к участию в конкурсе, в связи с чем удовлетворил заявленные исковые требования.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции, указал, что в составе конкурсной заявки, поданной истцом, отсутствовал надлежащий документ, подтверждающий полномочия генерального директора ООО АФ "Стандарт-Аудит" Алферовой О.В. действовать от имени общества.
Положениями ст. 12 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" определен перечень оснований, по которым участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе. Данный перечень является исчерпывающим.
Как указано выше и следует из представленной в дело конкурсной документации, ООО АФ "Стандарт-Аудит" не допущено к участию в конкурсе на основании п. 1 ч. 1 ст. 12 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", поскольку не представлены документы, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа - юридического лица.
В соответствии с указанной нормой при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае непредставления документов, определенных ч. 3 ст. 25 настоящего Федерального закона (за исключением документов, предусмотренных пп. "г" п. 1 ч. 3, ч. 3.1 ст. 25 настоящего Федерального закона), ч. 2 ст. 31.4 или ч. 2 ст. 35 настоящего Федерального закона, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, о произведении литературы или искусства, об исполнении, о национальном фильме, соответственно на поставку, выполнение, оказание, создание которых либо финансирование проката или показа которого размещается заказ.
В силу п. "в" ч. 3 ст. 25 указанного Федерального закона заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе, документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа без доверенности (далее для целей настоящей главы - руководитель).
Согласно представленным в дело доказательствам истец вместе с заявкой на участие в конкурсе представил, в том числе, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО АФ "Стандарт-Аудит", а также приказ от 25.01.2012 N 125 о вступлении Алферовой О.В. в должность генерального директора ООО АФ "Стандарт-Аудит", подписанный Алферовой О.В.
В соответствии с п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.
Из содержания п. 1 ст.40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников.
При этом п. 2 указанной статьи предусмотрено, что в качестве единоличного исполнительного органа общества может выступать только физическое лицо, за исключением случая, предусмотренного ст. 42 настоящего Федерального закона.
В силу пп.1 п. 3 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки.
На основании ст. 39 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" в обществе, состоящем из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно.
Согласно ст. 68 ТК РФ прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора.
Руководителем организации является физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе, выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ст. 273 ТК РФ).
В соответствии с Письмом Федеральной службы по труду и занятости от 19.12.2007 N 5205-6-0 прием на работу директора оформляется приказом о вступлении в должность, который издает сам директор на основании заключенного трудового договора.
Как следует из п. 7.5 Устава ООО АФ "Стандарт-Аудит" единоличным исполнительным органом общества является генеральный директор, которого назначает участник сроком на 3 года. Участник вправе возложить обязанности директора общества на себя.
Генеральный директор общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки (п.7.6 Устава).
Таким образом, исходя из системного анализа вышеприведенных норм гражданского и трудового законодательства, принимая во внимание положения устава ООО АФ "Стандарт-Аудит", а также учитывая, что Алферова О.В. является единственным участником общества, представленный истцом вместе с заявкой на участие в конкурсе приказ от 25.01.2010 N 125 о вступлении Алферовой О.В. в должность генерального директора ООО АФ "Стандарт-Аудит" является надлежащим документов, подтверждающим полномочия указанного лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном применении норм материального права.
Руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013 по делу N А14-15470/2012 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.01.2013.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
М.М. Нарусов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.