Постановление Верховного Суда РФ от 8 июля 2021 г. N 5-АД21-51-К2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Максимова Ивана Юрьевича на вступившие в законную силу постановление судьи Зеленоградского районного суда города Москвы от 30.06.2020 N 5-364/2020, решение судьи Московского городского суда от 18.08.2020 N 7-9046/20 и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 08.12.2020 N 16-9481/2020, вынесенные в отношении заместителя директора по региональному управлению ПАО "Детский мир" Максимова Ивана Юрьевича (далее - Максимов И.Ю.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Зеленоградского районного суда города Москвы от 30.06.2020 N 5-364/2020, оставленным без изменения решением судьи Московского городского суда от 18.08.2020 N 7-9046/20 и постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 08.12.2020 N 16-9481/2020, заместитель директора по региональному управлению ПАО "Детский мир" Максимов И.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Максимов И.Ю. выражает несогласие с указанными актами, вынесенными в отношении него по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Максимова И.Ю. к административной ответственности) административную ответственность влечет нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в силу части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в числе прочего посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Пунктами 1, 2 статьи 24 Закона N 52-ФЗ определено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункты 1, 3 статьи 39 названного выше закона).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.11.2013 N 63 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций". Санитарные правила устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения заболеваний гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями. Руководителями организаций, сотрудники которых относятся к группам риска по заболеваемости гриппом и ОРВИ (работники медицинских и образовательных организаций, торговли, общественного питания, транспорта), должны приниматься меры по проведению специфической профилактики гриппа и неспецифической профилактики ОРВИ. Руководителями организаций и предприятий принимаются меры по защите работающего персонала от заболевания гриппом и ОРВИ, особенно в организациях с высоким риском распространения вирусов (предприятия торговли, сферы обслуживания, общественного транспорта). Организациями обеспечивается: проведение комплекса работ по недопущению переохлаждения лиц, работающих на открытом воздухе в зимний период; выполнение мероприятий плана по профилактике гриппа и ОРВИ (пункты 1.2, 8.3, 9.8, 9.9 названных правил).
В пункте 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 N 65, установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (пункт 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 N 65). При эксплуатации производственных, общественных зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться безопасные в эпидемиологическом отношении условия труда, быта и отдыха и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями (пункт 4.3).
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" на территории города Москвы введен режим повышенной готовности.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.01.2020 N 2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-пСо V" руководителям территориальных органов Роспотребнадзора предписано, в числе иного, организовать контроль за соблюдением дезинфекционного режима на транспортных узлах (аэропорты, порты, железнодорожные и автовокзалы) и в местах массового скопления людей (в том числе на торговых объектах, в местах проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительских или зрелищно-развлекательных мероприятий); за организацией и проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (пункт 6.2 указанного документа).
Как усматривается из материалов дела, Максимов И.Ю., являющийся заместителем директора по региональному управлению ПАО "Детский мир", привлечен к административной ответственности на основании части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за выявленные 29.04.2020 в ходе проведения внеплановой выездной проверки ПАО "Детский мир" (в магазине "Детский мир", расположенном по адресу: город Москва, город Зеленоград, корп. 900) нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период осуществления в городе Москве ограничительных мероприятий, а именно: в магазине отсутствует бактерицидный облучатель для обеззараживания воздуха в целях проведения мероприятий по уничтожению болезнетворных микроорганизмов - возбудителей инфекционных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем; не проводится контроль учета получения и расхода дезинфицирующих средств, соответствующие графы в журнале отсутствуют; отсутствует инструкция по приготовлению рабочего раствора дезинфицирующего средства; не проводится очистка и обработка инвентаря после использования, не организовано раздельное хранение инвентаря для уборки туалета от другого инвентаря.
Фактические обстоятельства вменяемого названному лицу административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 16.04.2020, проводимой с целью проверки фактов возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан по информации, изложенной в мотивированном представлении от 14.04.2020 (л.д. 35-38), актом проверки (л.д. 15-20), фотоматериалами (л.д. 28-31, 33-34), копией приказа от 31.12.2014 о переводе Максимова И.Ю. на должность заместителя директора по региональному управлению (л.д. 10), протоколом об административном правонарушении (л.д. 7-8) и иными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Изложенные заявителем в жалобе доводы получили оценку нижестоящих судебных инстанций со ссылкой на действующие правовые нормы применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела.
Вопреки утверждениям Максимова И.Ю. в обжалуемых судебных актах правильно указано на обоснованность юридической квалификации вменяемого ему деяния в соответствии с частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая предмет и цели внеплановой выездной проверки, проведенной сотрудниками территориального отдела Управления Роспотребнадзора по городу Москве в Зеленоградском административном округе города Москвы, по результатам которой выявлены вышеобозначенные нарушения, а также исходя из того установленного факта, что невыполнение ранее выданного ПАО "Детский мир" предписания по данному делу об административном правонарушении названному лицу не вменялось.
Несогласие заявителя жалобы с такими выводами не является основанием для отмены или изменения постановления судьи районного суда о назначении административного наказания и состоявшихся в порядке его обжалования судебных актов и не свидетельствует о том, что при их вынесении допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Иных доводов, кроме ранее оцененных, поданная в Верховный Суд Российской Федерации жалоба Максимова И.Ю. не содержит.
Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.
Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Зеленоградского районного суда города Москвы от 30.06.2020 N 5-364/2020, решение судьи Московского городского суда от 18.08.2020 N 7-9046/20 и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 08.12.2020 N 16-9481/2020, вынесенные в отношении заместителя директора по региональному управлению ПАО "Детский мир" Максимова Ивана Юрьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу названного лица - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 8 июля 2021 г. N 5-АД21-51-К2
Текст постановления опубликован не был