г. Калуга |
|
11 декабря 2013 г. |
Дело N А64-1285/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "11" декабря 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено "11" декабря 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
А.Н. Маненкова, |
судей |
Л.В. Солодовой, Л.В. Леоновой, |
при участии в заседании: |
|
от истца: Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова |
представители не явились, истец о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом; |
от ответчика: общественной организации "Тамбовское областное объединение организаций профсоюзов" |
представители не явились, ответчик о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.06.2013 (судья Захаров А.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда 09.09.2013 (судьи Сухова И.Б., Поротиков А.И., Ушакова И.В.) по делу N А64-1285/2013,
УСТАНОВИЛ:
Комитет земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова, ОГРН 1076829007970, (далее - Комитет, истец, заявитель жалобы) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к Общественной организации "Тамбовское областное объединение организации профсоюзов", ОГРН 1026800000810, (далее - ОО "Тамбовское областное объединение профсоюзов", ответчик) о взыскании задолженности по договору аренды от 06.10.2005 N 484 в размере 781 034,23 руб., из них: 115 354,26 руб. - недоимка по арендной плате за период с 01.12.2009 по 31.01.2013, 665 679,97 руб. - пени за период с 26.12.2009 по 31.01.2013.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.06.2013, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда 09.09.2013, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, Комитет земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.06.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда 09.09.2013 по делу N А64-1285/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.
ОО "Тамбовское областное объединение профсоюзов" в представленном отзыве указало, что обжалуемые судебные акты вынесены в соответствии с действующим законодательством на основе полного, объективного и всестороннего исследования всех установленных по делу обстоятельств, нарушение норм процессуального права в ходе рассмотрения настоящего дела судами допущено не было, следовательно, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения сведений на сайте Федерального арбитражного суда Центрального округа, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. От Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в силу следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 06.10.2005 между муниципальным образованием город Тамбов, от имени которого действовал Комитет по управлению земельными ресурсами города Тамбова (правопредшественник Комитета земельных ресурсов и землепользования Администрации г. Тамбова) (арендодатель) и общественной организацией "Тамбовское областное объединение организаций профсоюзов" (арендатор) на основании постановления мэра города Тамбова от 25.02.2005 N 1068 был заключен договор аренды земельного участка N 484, по условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял и использовал на условиях договора аренды земельный участок из земель поселений общей площадью 6 997 кв.м. с кадастровым номером N 68:29:02 08 007:0046, находящийся по адресу: г. Тамбов, пл. Комсомольская, 3, для использования под административное здание, сроком до 25.02.2010 (т.1 л.д.11-12).
30.11.2005 указанный договор был зарегистрирован в установленном законом порядке (регистрационный номер 68-68-01/040/2005-222).
Срок аренды земельного участка устанавливался по 25.02.2010 (п. 2.1 договора N 484 от 06.10.2005). Пользование участком продолжилось.
Пунктами 3.1, 3.4 договора N 484 от 06.10.2005 стороны установили, что годовой размер арендной платы за землю рассчитывается по базовым ставкам арендной платы с применением коэффициента, учитывающего вид использования земельного участка и категорию арендатора, и составляет 233 745,7 руб. Расчет арендной платы определен в приложении к договору, которое является его неотъемлемой частью.
Согласно пунктам 3.2, 3.3 договора, арендная плата вносится ежемесячно, не позднее 25 числа текущего месяца, путем перечисления на расчетный счет Управления Федерального казначейства по Тамбовской области.
Согласно п. 3.5 договора, размер арендной платы, включающий в себя величину базовой ставки арендной платы и коэффициент учитывающего вид использования и категорию арендатора, изменяется не чаще одного раза в год в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и (или) нормативными актами органов местного самоуправления с учетом официального индекса инфляции и конъюнктуры рынка недвижимости территории города.
Арендатор обязан производить текущие платежи с учетом измененного размера арендной платы. Арендатор уведомляется об изменении арендной платы в официальных средствах массовой информации города Тамбова.
Арендатор обязался уплачивать в размере и на условиях, установленных договором, арендные платежи (п. 4.4.3 договора N 484 от 06.10.2005).
В пункте 5.2 договора стороны установили ответственность арендатора за нарушение срока внесения арендной платы в форме уплаты пени за каждый день просрочки платежа в размере 0,3% от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки со дня следующего за сроком уплаты по день уплаты платежа включительно. Внесение пени за землю производится путем перечисления на расчетный счет Управления Федерального казначейства по Тамбовской области, указанный в п. 3.2 договора.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по внесению арендной платы послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании задолженности размере 115 354,26 руб. за период с 01.12.2009 по 31.01.2013.
На сумму задолженности, истцом в порядке п.5.2 договора, были начислены пени в размере 665 679,97 руб. за период с 26.12.2009 по 31.01.2013.
Суды первой и апелляционной инстанции исследовали представленные доказательства, доводы сторон, дали им правильную юридическую оценку и пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, исходя из следующего.
В силу статьи 606 ГК РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 611 ГК РФ, арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.
Статьей 614 ГК РФ предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Как следует из материалов дела, годовой размер арендной платы за землю установлен сторонами в пунктах 3.1, 3.4 договора аренды N 484 от 06.10.2005, согласно которым он рассчитывается по базовым ставкам арендной платы с применением коэффициента, учитывающего вид использования земельного участка и категорию арендатора, и составлял 233 745,7 руб.
Расчет арендной платы определен в приложении к договору, которое является его неотъемлемой частью.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13, в силу абзаца второго пункта 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным органом.
Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации) вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку законом не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
С учетом разъяснений, изложенных в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13, принимая во внимание, что пунктом 3.5 договора аренды N 484 от 06.10.2005 стороны установили возможность изменения размера арендной платы не чаще одного раза в год, в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и (или) нормативными актами органов местного самоуправления, с учетом официального индекса инфляции и конъюнктуры рынка недвижимости территории города, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что регулируемая арендная плата может применяться к договору аренды N 484 от 06.10.2005, заключенному между сторонами.
Как установлено в пункте 3.5 спорного договора, арендатор обязан текущие платежи производить с учетом измененного размера арендной платы. Арендатор уведомляется об изменении арендной платы в официальных средствах массовой информации города Тамбова.
При таких обстоятельствах, изменение размера арендной платы по причине утверждения нового показателя одного из элементов формулы расчета арендной платы (кадастровой стоимости земельного участка), не является нарушением прав ответчика как арендатора земельного участка.
Порядок определения размера арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, установлен в п. 10 ст. 3 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а также устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" администрацией Тамбовской области принято Постановление от 24.12.2007 N 1423 "Об утверждении порядка и условий определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
Данным Постановлением органам местного самоуправления делегировано право на установление процентов к кадастровой стоимости земельных участков для определения размера арендной платы.
Согласно Постановлению администрации Тамбовской области от 24.12.2007 N 1423, размер арендной платы за использование земельного
участка рассчитывается ежегодно по формуле: Ап = Кст х Пр, где:
Ап - арендная плата земельного участка;
Пр - процент устанавливается правовыми актами органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов;
Кст = Уп х П, где:
Кст - кадастровая стоимость земельного участка;
Уп - среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земли или стоимость одного квадратного метра земли;
П - площадь земельного участка.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 11.07.2012 по делу N 64-3028/2012, оставленным без изменений Постановлением ФАС ЦО от 05.10.2012, пункт 7.1 Приложения к решению Тамбовской городской Думы от 29.12.2012 N 117 (с изменениями и дополнениями от 27.04.2011 и 28.12.2011), установивший коэффициент в значении 2,44, признан несоответствующим Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 и недействующим.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 29.12.2012 по делу N А64-3798/2012 пункт 7.1 Приложения к решению Тамбовской городской Думы от 29.12.2010 N 117 в части установления процента 2,3 от кадастровой стоимости земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, признан несоответствующим Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N582 и недействующим.
Указанные судебные акты в силу п. 2 ст. 69 АПК РФ имеют преюдициальное значения для настоящего дела, поскольку, нормативный акт, установивший коэффициент, влияющий на размер ставки арендной платы, был признан недействительным в связи с отсутствием экономического обоснования.
Принимая во внимание, что размер арендной платы на 2011 и 2012 годы сторонами не был согласован, а нормативный акт, устанавливающий коэффициент, влияющий на размер ставки арендной платы, был признан недействительным, суды первой и апелляционной инстанций правомерно сочли неверным определение истцом размера арендной платы за 2011-2012 годы, как основанного на недействующих нормативных актах, не относящихся к спорным правоотношениям.
Кроме того, факт своевременной оплаты ответчиком арендных платежей истцом не оспаривается.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по арендной плате обоснованно отказано.
В связи с отсутствием доказательств ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств, исковые требования в части взыскания пени также не подлежат удовлетворению.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции и не опровергают их выводы, а выражают несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу ст.286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию кассационной инстанции.
В силу статьи 333.27 Налогового кодекса РФ заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.06.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда 09.09.2013 по делу N А64-1285/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Маненков |
Судьи |
Л.В. Солодова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.