Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Амурской области
от 21 июля 2021 г. N 512
Порядок
предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в форме социального обслуживания на дому гражданам, которым определен "уровень нуждаемости", в Амурской области
20 декабря 2021 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 10 статьи 8 и статьей 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ), приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.09.2020 N 667 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2021 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в постороннем уходе", а также пунктом 6 части 3 статьи 2 Закона Амурской области от 05.11.2014 N 431-ОЗ "О некоторых вопросах организации социального обслуживания граждан в Амурской области" (далее - Закон).
1.2. Основные понятия, используемые в настоящем Порядке:
1) получатель социальных услуг - гражданин, признанный нуждающимся в предоставлении социальных услуг в рамках системы долговременного ухода в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона N 442-ФЗ и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги;
2) социальное обслуживание - деятельность по предоставлению социальных услуг в форме социального обслуживания на дому получателям социальных услуг, которая направлена на улучшение условий их жизнедеятельности при сохранении пребывания граждан в привычной благоприятной среде - месте их проживания;
3) социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию помощи получателю социальных услуг в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;
4) поставщик социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание;
5) стандарт социальной услуги - основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг;
6) социальный пакет долговременного ухода - гарантированный перечень и объем социальных услуг, обеспечивающих получателю социальных услуг, нуждающемуся в постороннем уходе, бесплатное предоставление ухода во всех формах социального обслуживания и технологиях социального обслуживания, включая их сочетание и чередование, а также содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение);
7) уровень нуждаемости - индивидуальная потребность гражданина в постороннем уходе, определенная на основании степени ограничения его жизнедеятельности, состояния здоровья, особенностей поведения, предпочтений, реабилитационного потенциала и иных имеющихся ресурсов.
1.3. Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении гражданину социального обслуживания является поданное гражданином или его представителем в письменной или электронной форме заявление о предоставлении социальных услуг, составленное по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.03.2014 N 159н (далее - заявление), с приложением документов, предусмотренных подпунктами 1, 3 - 5, 7 - 11 пункта 5.1 настоящего Порядка, либо обращение в его интересах иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений в государственное учреждение, подведомственное министерству социальной защиты населения Амурской области (далее - министерство), по месту жительства или по месту пребывания гражданина в соответствии с приложением N 1 к настоящему Порядку (далее - учреждение) либо переданное государственным органом, органом местного самоуправления заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
Учреждение регистрирует заявления (обращения) в день их представления (получения).
1.4. Решение о предоставлении или об отказе в предоставлении социального обслуживания от имени министерства принимается комиссией по определению индивидуальной потребности в социальных услугах граждан, формируемой при учреждении (далее - Комиссия).
1.5. Решение о предоставлении или об отказе в предоставлении социального обслуживания принимается Комиссией:
1) при отсутствии у гражданина инвалидности - в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления (обращения);
2) при наличии у гражданина инвалидности:
а) при наличии сведений об инвалидности в Федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр инвалидов" (далее - ФГИС ФРИ) - в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления (обращения);
б) при отсутствии сведений об инвалидности в ФГИС ФРИ и представлении их гражданином (его представителем) - в течение 5 рабочих дней со дня представления сведений об инвалидности;
в) при отсутствии сведений об инвалидности в ФГИС ФРИ и непредставлении их гражданином (его представителем) - в течение 5 рабочих дней со дня истечения срока представления гражданином (его представителем) сведений об инвалидности, установленного пунктом 5.4 настоящего Порядка.
1.6. Основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении социального обслуживания являются:
1) отсутствие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона N 442-ФЗ;
2) фактическое проживание гражданина за пределами Амурской области;
3) непредставление документов, предусмотренных подпунктами 1, 3 - 5, 7 - 11 пункта 5.1 настоящего Порядка;
4) представление недостоверных сведений и документов;
5) наличие в документах подчисток, приписок, зачеркнутых слов и исправлений, не заверенных в установленном порядке.
1.7. Граждане вправе участвовать в правоотношениях по предоставлению социальных услуг лично или через представителя. При этом личное участие в правоотношениях по получению социальных услуг граждан не лишает их права иметь представителя.
1.8. Комиссия исходя из индивидуальной потребности гражданина в постороннем уходе в целях подбора гражданину социального пакета долговременного ухода и иных социальных услуг, не входящих в состав социального пакета долговременного ухода, и оптимальных условий их предоставления, устанавливает параметры нуждаемости в социальном обслуживании в рамках системы долговременного ухода, включающие:
1) периодичность ухода - потребность ухода в неделю (от одного раза до нескольких раз);
2) характер ухода - замещающие действия (действия за гражданина, нуждающегося в постороннем уходе, не способного самостоятельно или частично осуществлять самообслуживание, удовлетворять основные жизненные потребности) или ассистирующие действия (действия, обеспечивающие поддержку действий и решений гражданина, нуждающегося в постороннем уходе, по самообслуживанию и удовлетворению основных жизненных потребностей) и их сочетание;
3) интенсивность ухода - потребность в уходе в течения дня (от одного раза до нескольких раз);
4) продолжительность ухода - количество часов в неделю и в день;
5) часы предоставления ухода - в дневное время, в ночное время;
6) необходимость присмотра - для граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в наблюдении за их состоянием или в контроле поведения, с целью обеспечения их безопасности;
7) необходимость социального сопровождения - для граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам;
8) форма социального обслуживания, технологии социального обслуживания или их сочетание;
9) график предоставления социального пакета долговременного ухода и социальных услуг, не входящих в состав социального пакета долговременного ухода.
1.9. Исходя из параметров нуждаемости гражданину определяется уровень нуждаемости:
1) первый уровень нуждаемости в постороннем уходе - от одного до нескольких часов несколько раз в неделю;
2) второй уровень нуждаемости в постороннем уходе - от одного до нескольких часов ежедневно;
3) третий уровень нуждаемости в постороннем уходе - от нескольких часов до 24 часов ежедневно, включая ночные часы.
1.10. Комиссия исходя из индивидуальной потребности гражданина в постороннем уходе, параметров нуждаемости и уровня нуждаемости составляет индивидуальную программу предоставления социальных услуг (далее - ИППСУ) по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.11.2014 N 874н, которая состоит из базового раздела, единого для всех граждан, и специальных разделов, предусматривающих учет индивидуальных потребностей граждан в постороннем уходе, перечень предоставляемых социальных услуг, мероприятий по социальному сопровождению, условий предоставления социальных услуг, а также социальный пакет долговременного ухода.
1.11. ИППСУ для гражданина или его представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг обязательный характер.
1.12. ИППСУ составляется в двух экземплярах и подписывается руководителем учреждения от имени министерства. Один экземпляр ИППСУ передается гражданину или его представителю в срок не более 10 рабочих дней со дня регистрации заявления (обращения).
Второй экземпляр ИППСУ остается в учреждении.
1.13. В случае изменения места жительства получателя социальных услуг ИППСУ, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в объеме перечня социальных услуг, установленного в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, до составления ИППСУ по новому месту жительства в сроки и в порядке, которые установлены статьей 16 Федерального закона N 442-ФЗ.
1.14. Социальные услуги предоставляются получателю социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг или его представителем (далее - договор) по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.11.2014 N 874н, в течение суток с даты представления ИППСУ поставщику социальных услуг.
1.15. В договоре в обязательном порядке указываются объем социального пакета долговременного ухода, предоставляемого бесплатно, а также перечень и объем социальных услуг, определенных ИППСУ, предоставляемых на условиях, установленных статьями 31, 32 Федерального закона N 442-ФЗ.
1.16. Информирование граждан о порядке предоставления социальных услуг, перечне социальных услуг осуществляется непосредственно в помещениях поставщиков социальных услуг, оказывающих социальные услуги, с использованием электронной или телефонной связи, информационно-телекоммуникационной сети Интернет, иными общедоступными способами.
Пункт 1.17 изменен с 23 декабря 2021 г. - Постановление Правительства Амурской области от 20 декабря 2021 г. N 1041
1.17. Учреждение размещает информацию о предоставлении социальных услуг получателям социальных услуг в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее - ЕГИССО) в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон о социальной помощи) и Положением о Единой государственной информационной системе социального обеспечения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2021 N 1342.
Пункт 1.18 изменен с 23 декабря 2021 г. - Постановление Правительства Амурской области от 20 декабря 2021 г. N 1041
1.18. Информация о социальных услугах, предоставляемых получателям социальных услуг, может быть получена посредством использования ЕГИССО в соответствии с Федеральным законом о социальной помощи и Положением о Единой государственной информационной системе социального обеспечения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2021 N 1342.
2. Стандарт социальных услуг
2.1. Состав социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг получателям социальных услуг, включая описание социальных услуг, в том числе их объем, сроки предоставления социальных услуг, условия предоставления социальных услуг, в том числе условия доступности предоставления социальных услуг для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности, приведены в приложении N 2 к настоящему Порядку.
2.2. Основными показателями, определяющими качество социальных услуг, являются:
1) показатели, характеризующие удовлетворенность социальными услугами получателей социальных услуг (количество обоснованных жалоб, количество положительных или отрицательных отзывов о работе поставщика социальных услуг);
2) наличие и состояние документов, в соответствии с которыми поставщик социальных услуг осуществляет деятельность в сфере социального обслуживания;
3) наличие руководств, правил, инструкций, методик работы с получателями социальных услуг;
4) наличие эксплуатационных документов на оборудование, приборы и аппаратуру;
5) численность получателей социальных услуг, охваченных социальными услугами у данного поставщика социальных услуг;
6) доступность предоставления социального обслуживания для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности;
7) укомплектованность штата поставщика социальных услуг специалистами и их квалификация;
8) состояние информации о порядке и правилах предоставления социальных услуг;
9) постоянное повышение качества социальных услуг и эффективности их оказания (определяется исходя из мероприятий, направленных на совершенствование деятельности поставщика социальных услуг при предоставлении социальных услуг).
2.3. Показатели качества предоставления социальных услуг и оценка результатов их предоставления поставщиками социальных услуг определяются по результатам предоставления социальных услуг применительно к каждому конкретному получателю социальных услуг.
2.4. При оценке качества социальной услуги используются следующие критерии:
1) полнота предоставления социальной услуги в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации и Амурской области, в том числе исходя из объема и сроков ее предоставления;
2) своевременность предоставления социальной услуги, в том числе исходя из уровня нуждаемости получателя социальных услуг;
3) результативность (эффективность) предоставления социальной услуги (улучшение условий жизнедеятельности получателя социальных услуг и (или) расширение его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности).
Качество социальных услуг должно оцениваться совокупно исходя из перечисленных критериев.
2.5 Подушевой норматив финансирования социальной услуги утверждается министерством.
2.6. При получении социальных услуг получатели социальных услуг имеют право:
1) на уважительное и гуманное отношение;
2) на выбор поставщика социальных услуг;
3) на получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и условиях их предоставления, тарифах на эти услуги и их стоимости, возможности получения этих услуг бесплатно;
4) на отказ от предоставления социальных услуг;
5) на конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной при оказании социальных услуг;
6) на защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке;
7) иные права, предусмотренные законодательством.
2.7. Получатель социальных услуг обязан своевременно в письменной форме информировать поставщика социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг.
3. Оплата предоставления социальных услуг
3.1. Социальный пакет долговременного ухода предоставляется получателям социальных услуг бесплатно.
3.2. Социальные услуги, не входящие в социальный пакет долговременного ухода, предоставляются поставщиками социальных услуг бесплатно, за плату или частичную плату в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 31.10.2014 N 664 "О плате за предоставление социальных услуг и порядке ее взимания".
3.3. Социальные услуги предоставляются бесплатно:
1) участникам и инвалидам Великой Отечественной войны;
2) несовершеннолетним детям;
3) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
4) бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
5) гражданам, среднедушевой доход которых (семей которых) на дату обращения за получением социальных услуг, рассчитанный в соответствии с Правилами определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 N 1075, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной Законом.
4. Требования к деятельности поставщика социальных услуг
4.1. Деятельность поставщика социальных услуг должна соответствовать требованиям Федерального закона N 442-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Закона, а также иных законов и нормативных правовых актов Амурской области.
4.2. Поставщик социальных услуг обязан предоставлять социальные услуги в соответствии с ИППСУ и условиями договоров на основании требований Федерального закона N 442-ФЗ.
4.3. При предоставлении социальных услуг поставщик социальных услуг обязан:
1) соблюдать права человека и гражданина;
2) обеспечивать неприкосновенность личности и безопасность получателей социальных услуг;
3) обеспечивать ознакомление получателей социальных услуг (их представителей) с правоустанавливающими документами, на основании которых поставщик социальных услуг осуществляет свою деятельность;
4) обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг;
5) предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет, почтовой связи;
6) информировать получателей социальных услуг о правилах пожарной безопасности, эксплуатации предоставляемых приборов и оборудования;
7) обеспечивать получателям социальных услуг условия пребывания, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям, а также надлежащий уход;
8) исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей социальных услуг на социальные услуги.
5. Перечень документов, необходимых для предоставления социальных услуг
5.1. Решение о предоставлении социального обслуживания принимается на основании следующих документов:
1) документ, удостоверяющий личность гражданина (его представителя);
2) свидетельство о рождении ребенка (в случае необходимости предоставления социальных услуг несовершеннолетним детям (для детей до 14 лет);
3) документ, подтверждающий полномочия представителя гражданина (при обращении представителя гражданина);
4) документ, подтверждающий место жительства и (или) пребывания (фактического проживания) гражданина;
5) документы (сведения), подтверждающие наличие у гражданина обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, служащих основанием для признания гражданина нуждающимся в социальных услугах;
6) справка о количестве лиц, зарегистрированных в жилом помещении совместно с гражданином;
7) документы и сведения, необходимые для определения среднедушевого дохода семьи гражданина (одиноко проживающего гражданина) в соответствии с Правилами определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 N 1075, за исключением сведений о размере пенсии и иных выплат, осуществляемых органами пенсионною обеспечения, и выплат, осуществляемых органами социальной защиты населения Амурской области (документы, указанные в настоящем подпункте, не требуются для принятия решения о предоставлении социальных услуг гражданам, указанным в подпунктах 1 - 4 пункта 3.3 настоящего Порядка);
8) ИППСУ (при наличии действующей ИППСУ);
9) документы, подтверждающие статус лица, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, вооруженного межнационального (межэтнического) конфликта (для граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3.3 настоящего Порядка);
10) свидетельство о праве на льготы (для граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3.3 настоящего Порядка);
11) заключение медицинской организации о состоянии здоровья гражданина (частичной или полной утрате способности к самообслуживанию);
12) сведения об инвалидности (для граждан, имеющих группу инвалидности, либо граждан, имеющих детей-инвалидов);
13) акт обследования социально-бытовых условий проживания гражданина и бланк оценки зависимости от посторонней помощи, оформляемый учреждением.
5.2. Справка и сведения, указанные в подпунктах 2, 6, 12 пункта 5.1 настоящего Порядка, а также сведения о размере пенсии и иных выплат, осуществляемых органами пенсионного обеспечения, и выплат, осуществляемых органами социальной защиты населения Амурской области, могут быть представлены гражданином (его представителем) по собственной инициативе.
5.3. В случае непредставления гражданином (его представителем) документов, указанных в пункте 5.2 настоящего Порядка, по собственной инициативе учреждение в течение 2 рабочих дней со дня регистрации заявления (обращения) запрашивает необходимые сведения:
1) в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел - справку о количестве лиц, зарегистрированных в жилом помещении совместно с гражданином;
2) в ФГИС ФРИ - сведения об инвалидности;
3) в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации - сведения о размере пенсии и иных выплатах, осуществляемых органами пенсионного обеспечения;
4) в территориальном управлении социальной защиты населения - сведения о размере выплат, осуществляемых органами социальной защиты населения Амурской области;
5) в Управлении Федеральной налоговой службы по Амурской области - сведения о рождении ребенка (в случае необходимости предоставления социальных услуг несовершеннолетним детям (для детей до 14 лет).
5.4. В случае отсутствия в ФГИС ФРИ сведений об инвалидности гражданина учреждение не позднее 5 рабочих дней со дня регистрации заявления (обращения) направляет гражданину (его представителю) уведомление о необходимости представления в учреждение в течение 20 календарных дней со дня получения уведомления копии справки медико-социальной экспертизы и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) или индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
6. Прекращение предоставления социальных услуг
6.1. Основаниями прекращения предоставления социальных услуг являются:
1) письменное заявление получателя социальных услуг (его представителя) об отказе в предоставлении социальных услуг;
2) окончание срока предоставления социальных услуг в соответствии с ИППСУ и (или) истечение срока действия договора;
3) нарушение получателем социальных услуг (его представителем) условий, предусмотренных договором;
4) смерть получателя социальных услуг и (или) ликвидация (прекращение деятельности) поставщика социальных услуг;
5) решение суда о признании получателя социальных услуг безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;
6) осуждение получателя социальных услуг к отбыванию наказания в виде лишения свободы.
6.2. Прекращение предоставления социальных услуг по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 2, 4 - 6 пункта 6.1 настоящего Порядка, осуществляется поставщиком социальных услуг в течение суток со дня, когда поставщику социальных услуг стало известно о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение предоставления социальных услуг.
6.3. Прекращение предоставления социальных услуг по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 6.1 настоящего Порядка, осуществляется по решению Комиссии в порядке и в сроки, установленные учреждением.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.