Пояснительная записка
к проекту федерального Закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год"
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 08.12.2003 г. N 166-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год" работнику, который в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам проработал фактически менее трех месяцев, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), пособие по беременности и родам выплачиваются в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.
Как правило, чаще всего под эту категорию подпадают молодые матери, вышедшие из отпуска по беременности и родам, впервые оставившие своего ребенка на попечение других лиц, либо молодые женщины, окончившие учебные заведения и только начинающие трудовую жизнь, которые собираются стать матерью. Эти женщины, а также их дети, нуждаются в опеке государства, нуждаются в дополнительных расходах на продукты питания, витамины, лекарства. Необходимо учесть, что 70% рожающих женщин больны и должны находится в больнице на сохранении беременности. А по данному Закону вынуждены получать минимальное пособие по временной нетрудоспособности.
Пример: Допустим, женщина вышла из декретного отпуска в январе 2004 г. 2 февраля ребенок заболел и проболел 5 дней. Ей рассчитывается дневное пособие исходя из минимального размера оплаты труда (600 руб. - статья 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"), поскольку она отработала фактически менее 3 месяцев. В феврале 2004 г. 19 рабочих дней.
600 руб.: 19 дня# = 31,58 руб.
Пособие по временной нетрудоспособности будет выплачено в сумме:
31,58 руб. х 5 дней = 157,90 руб.
Раньше пособие по временной нетрудоспособности рассчитывалось из расчета оплаты труда двух предыдущих месяцев, а если не было двух предыдущих месяцев, то из расчета оклада.
Пример: Допустим оклад женщины, вышедшей из декретного отпуска в январе 2004 г. 5000 рублей. До заболевания ребенка со 2 февраля 2004 г. она проработала январь, в котором 19 рабочих дня#.
5000 руб.: 19 дней = 263,16 руб.
Пособие по временной нетрудоспособности было бы выплачено в сумме: 263,16 руб. х 5 дней = 1315,80 руб.
Как видно, разница существенная, особенно для молодой семьи. Аналогичный пример можно привести и по людям, начинающим свой трудовой путь. Необходимо учитывать, что заболевание может произойти и не по вине самого больного (либо скользкая дорога, либо автомобильная авария, либо заражение гриппом в транспорте).
Также положения части 2 статьи 8 могут повлечь изменение прав отдельных категорий граждан, установленных действующим законодательством, в частности федеральными законами:
"О ветеранах", где выплаты инвалидам войны пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% заработка независимо от стажа работы и пособия по временной нетрудоспособности вследствие общего заболевания до 4 месяцев подряд или до 5 месяцев в календарном году;
"Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", где граждане, у которых временная нетрудоспособность связана с поствакцинальным осложнением, имеют право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка независимо от непрерывного стажа работы;
"О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", где гражданам, занятым на работах, предусмотренных частью второй статьи 1 настоящего Федерального закона, гарантируется выплата пособия по временной нетрудоспособности в связи с общим заболеванием в размере среднемесячного заработка независимо от стажа работы. Указанным гражданам гарантируется выплата пособия по временной нетрудоспособности также в связи с направлением их на медицинское обследование или лечение в специализированные лечебные учреждения;
1. Выплаты работающим инвалидам Чернобыля пособия по временной нетрудоспособности до 4 месяцев подряд или до 5 месяцев в календарном году в размере 100% среднего заработка.
2. Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка независимо от непрерывного стажа работы, в том числе при направлении на санаторно-курортное лечение, на врачебную консультацию в другой населенный пункт.
3. Участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения гарантируется выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% фактического заработка независимо от непрерывного стажа работы;
"О донорстве крови и ее компонентов", где граждане в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день медицинского обследования работник являющийся донором освобождается от работы на предприятии, в учреждении, организации независимо от форм собственности с сохранением за ним среднего заработка за эти дни.
Поэтому, исключив часть 2 статьи 8 из Федерального закона N 166-ФЗ, Закон будет приведен в соответствие с федеральным законодательством и будет в какой-то мере решать проблемы материнства и детства.
Председатель |
А.В. Бобров |
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год"
Принятие федерального Закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия каких-либо федеральных законодательных актов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального Закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год"
Реализация данного закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Средства на реализацию выполнения данного Закона предлагаем изыскать в бюджете Фонда социального страхования, уменьшив расходы на выплаты нестрахового характера, взяв за основу проект закона, принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.