г. Калуга |
|
24 декабря 2013 г. |
Дело N А08-391/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.12.2013.
Полный текст постановления изготовлен 24.12.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области (ОГРН 1093123008241, ИНН 3123198660, ул. Попова, 20 г.Белгород, 308000) - Ефимовой Н.И. (дов. от 02.10.2013 N ОК-02/2382),
от заинтересованного лица: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области (ОГРН 1043107046861, ИНН 3123113560, пр-т. Б.Хмельницкого, 162, г.Белгород, 308010)- Калугиной Е.Н. (дов. от 03.04.2013 N 23),
от третьих лиц: Управления внутренних дел города Белгород (ИНН 3123022433, пр-т. Б.Хмельницкого, 133ж, г.Белгород, 308010)- не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования "Белгородский университет кооперации, экономики и права" (ОГРН 1113100000463, ИНН 3123230987, ул. Садовая, 116а, г.Белгород, 308023)- Черновой В.О. (дов. от 05.07.2011),
Администрации города Белгорода (Гражданский проспект, 38, г.Белгород, 308000)- Мазикина Д.О.(дов. от 09.08.2013 N 548мсх)
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 15.04.2013 (судья Назина Ю.И.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2013 (судьи Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д., Протасов А.И.) по делу N А08-391/2013,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области (далее - ТУ Росимущества в Белгородской области, теруправление) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области (далее - Управление Росреестра по Белгородской области) о признании незаконным отказа от 22.01.2013 N 01/278/2012-524 в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 31:16:0202013:53, площадью 3014 кв.м, расположенный по адресу: Белгородская область, г. Белгород, ул. Садовая, 116 г, и об обязании Управления Росреестра по Белгородской области осуществить государственную регистрацию права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 31:16:0202013:53, площадью 3014 кв.м, расположенный по адресу: Белгородская область, г. Белгород, ул. Садовая, 116 г.
Решением суда от 15.04.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.08.2013, заявленные требования удовлетворены, отказ Управления Росреестра по Белгородской области от 22.01.2013 г. N 01/278/2012-524 в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 31:16:0202013:53 площадью 3014 кв.м., расположенный по адресу: г. Белгород, ул. Садовая, 116г, признан недействительным, Управление обязано произвести государственную регистрацию права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 31:16:0202013:53 площадью 3014 кв.м., расположенный по адресу: г.Белгород, ул. Садовая, 116г.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Белгородской области просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в части признания недействительным отказа управления в государственной регистрации федеральной собственности на земельный участок.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзывах на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Белгородской области от 06.02.2006 г. N 10-р за УВД г. Белгорода зарегистрировано право оперативного управления на федеральное недвижимое имущество - нежилое помещение площадью 1 685,6 кв.м., кадастровый номер 31:16:00:00:9812/1/23:1001/А, номера в поэтажном плане: 1 цокольный этаж: 1-43; лестничная клетка: 1; цокольный этаж: 1-48; лестничная клетка: 1; 1 этаж: 1-51; лестничная клетка: 1, расположенное по адресу: Белгородская область, г. Белгород, ул. Садовая, 116г., что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 02.05.2006 (серия 31-АА N989811).
ТУ Росимущества в Белгородской области обратилось в Управление Росреестра по Белгородской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 31:16:0202013:53, площадью 3014 кв.м, расположенный по адресу: Белгородская область, г. Белгород, ул. Садовая, 116г., на основании пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ в порядке разграничения государственной собственности.
Сообщением от 22.01.2013 года N 01/278/2012-524 регистрационная служба отказала ТУ Росимущества в государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок на основании абзацев 10,11 части 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), поскольку на земельный участок с кадастровым номером 31:16:0202013:53 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования за АНО высшего профессионального образования "Белгородский университет кооперации, экономики и права".
Полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным, ТУ Росимущества в Белгородской области обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о незаконности отказа Управления Росреестра по Белгородской области в регистрации права Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 31:16:0202013:53, поскольку для подтверждения отнесения этого участка к федеральной собственности в соответствии с положениями п.1. ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" ( далее -Федеральный закон N137-ФЗ) ТУ Росимущества представило все необходимые документы. Кроме того судом учтено, что Российской Федерации на праве собственности принадлежит нежилое помещение площадью 1685,6 кв.м, кадастровый номер 31:16:00:00:9812/1/23:1001/А, номера в поэтажном плане: 1 цокольный этаж: 1-43; лестничная клетка: 1; цокольный этаж: 1-48; лестничная клетка: 1; 1 этаж: 1-51; лестничная клетка: 1, расположенное по адресу: Белгородская область, г. Белгород, ул. Садовая, 116г., которое находится в оперативном управлении у Управления внутренних дел города Белгорода, а АНО высшего профессионального образования "Белгородский университет кооперации, экономики и права" принадлежит на праве собственности здание общей площадью 3 724,50 кв.м., кадастровый номер 31:16:00:00:9812/1/23:0001/А, расположенное по адресу: Белгородская область, г. Белгород, ул. Садовая, 116 г., о чем имеется свидетельство серии 31АВ N 223572.
Поскольку право собственности на земельный участок с кадастровым номером 31:16:0202013:53, площадью 3014 кв.м, расположенный по адресу: Белгородская область, г. Белгород, ул. Садовая, 116г., на котором располагаются объекты собственности Российской Федерации и АНО ВПО "Белгородский университет кооперации, экономики и права", не было зарегистрировано право собственности ни за одним из собственников объектов недвижимости, суд пришел к выводу, что отказ в регистрации права федеральной собственности на него по рассматриваемому основанию препятствует разграничению государственной собственности на землю, создает неопределенность в правах на нее, а также делает невозможным последующее приобретение права собственности на участок другими заинтересованными лицами в порядке, установленном Земельным кодексом.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов недостаточно обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Из статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) следует, что недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 данного закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 9 Закона о государственной регистрации к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относятся, в том числе, проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
Как следует из пункта 1 статьи 13 Закона о государственной регистрации, осуществление государственной регистрации прав, включает в себя, в том числе установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
На основании пунктов 1, 2 статьи 16 указанного закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя (пункт 1). К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (пункт 2).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации).
В соответствии с абзацами 10 и 11 пункта 1 статьи 20 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10) и имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами (абзац 11).
Как следует из заявления Теруправления, поданного в Управление Росреестра, уполномоченный орган просил зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 31:16:0202013:53, площадью 3014 кв.м., расположенный по адресу: Белгородская область, г. Белгород, ул. Садовая, 116 г., в порядке разграничения государственной собственности на основании пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли.
В отношении государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю законодателем предусмотрены особенности.
Статьей 30.1 Закона о регистрации определены положения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, которая осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот участок.
В пункте 2 данной статьи предусмотрена необходимость представления для государственной регистрации права собственности документов согласно Перечню документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю (далее - Перечень).
В соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404, на государственную регистрацию представляются правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками). Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в ЕГРП (пункт 2 Перечня).
Вместе с тем, из свидетельства о государственной регистрации права от 02.05.2006 (серия 31-АА N 989811) следует, что в оперативном управления УМВД по г.Белгороду находится нежилое помещение площадью 1685,6 кв.м, кадастровый номер 31:16:00:00:9812/1/23:1001/А, номера в поэтажном плане: 1 цокольный этаж: 1-43; лестничная клетка: 1; цокольный этаж: 1-48; лестничная клетка: 1; 1 этаж: 1-51; лестничная клетка: 1.
То есть указанный объект права - нежилое помещение не поименован в пункте 1 ст.3.1 Федерального закона N 137-ФЗ.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.08.2011 (серия 31-АВ N 223570) следует, что жилое здание, площадью 3724,50 кв.м, инвентарный номер : 9812, литер А, этажность 8, с кадастровым номером 31:16:00:00:9812/1/23:0001/А, принадлежит на праве собственности автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования "Белгородский университет кооперации, экономики и права".
При этом, земельный участок, за регистрацией права федеральной собственности на который обратилось Теруправление, принадлежит вышеназванной некоммерческой организации на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждено свидетельством от 10.08.2011 (серия 31-АВ N 223572).
АНО ВПО "Белгородский университет кооперации, экономики и права", согласно пояснениям представителя университета, данным в судебном заседании суда кассационной инстанции, не является некоммерческой организацией, созданной федеральными органами государственной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Исходя из положений статей 19, 35, 46 Конституции Российской Федерации, суд не может нарушить прав юридических и физических лиц, собственников недвижимого имущества, находящихся на спорном земельном участке, имеющих право в соответствии с ч. 3 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Из технических паспортов, составленных городским БТИ г.Белгорода 27.09.2001 и 20.10.2011, следует, что здание, расположенное по адресу г.Белгород ул.Садовая, д.116г, представляет собой единое строение, состоящее из встроенных помещений общей площадью 1685,6 кв.м (принадлежит на праве собственности Российской Федерации) и жилого здания общей площадью 3724,5 кв.м.(принадлежит на праве собственности АНО ВПО "Белгородский университет кооперации, экономики и права").
Однако, эти обстоятельства судами не учтены, равно как требование Теруправления зарегистрировать право собственности Российской Федерации на целый земельный участок, на котором расположено строение, помещения в котором принадлежат на праве собственности Российской Федерации и юридическому лицу.
Кроме того, судами не исследован вопрос на основании каких правоустанавливающих документов 10.08.2011 зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования за АНО ВПО ""Белгородский университет кооперации, экономики и права" спорного земельного участка.
Принимая во внимание неполное исследование судом обстоятельств дела и отсутствие у суда кассационной инстанции полномочий на установление новых юридически значимых обстоятельств, решение и постановление судов на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение, при котором необходимо устранить отмеченные недостатки, полно и всесторонне исследовать и оценить подлежащие представлению в дело доказательства, с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 15.04.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2013 по делу N А08-391/2013 отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Белгородской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.