г.Калуга |
|
16 января 2014 г. |
Дело N А68-5068/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.01.2014.
В полном объеме постановление изготовлено 16.01.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи |
Степиной Л.В. |
Судей |
Ивановой Н.Н. |
|
Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании: от общества с ограниченной ответственностью "Перевозчик" (ОГРН 1117154033281, ИНН 7107533170, проспект Ленина, д. 127а, офис 415, г. Тула, 300026) от Правительства Тульской области (ОГРН 1037101131033, ИНН 7107027505, проспект Ленина, д. 2, г. Тула, 300041) от Комитета Тульской области по тарифам (ОГРН 1067107006218, ИНН 7107092712, проспект Ленина, д. 2, г.Тула, 300041) от прокуратуры Тульской области
от третьего лица: Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области |
- Рыбца М.М. - представителя по доверенности от 10.01.2014 без номера;
- Ивченко Л.И. - представителя по доверенности от 09.01.2014 N 1;
- Позднова А.А. - представителя по доверенности от 14.10.2013 N 32-01-09/1527;
- Моисеевой Н.Г. - старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Калужской области (по поручению прокуратуры Тульской области от 30.12.2013 N 8/86-13);
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перевозчик" на определение Арбитражного суда Тульской области от 08.10.2013 (судьи Чубарова Н.И., Косоухова С.В., Петрухина Н.В.) по делу N А68-5068/2013,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Перевозчик" (далее по тексту - ООО "Перевозчик", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействующим с момента вступления в законную силу решения суда пункта 1 постановления администрации Тульской области от 22 апреля 2009 года N 254 в части утверждения тарифа в размере 14 рублей на перевозки пассажиров или провоз одного места багажа в городском пассажирском транспорте (автобус) ввиду его необоснованности и о понуждении Комитета Тульской области по тарифам (далее - Комитет) в течение месяца с момента вступления решения в законную силу разработать и представить в Правительство Тульской области для утверждения проект нормативного правового акта Правительства по установлению тарифа на коммерческие перевозки пассажиров в городском общественном транспорте.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области.
В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Тульской области.
Упомянутое выше требование ООО "Перевозчик" к Комитету выделено в отдельное производство.
Определением Арбитражного суда Тульской области от 08.10.2013 производство по делу по заявлению о признании недействующим пункта 1 постановления администрации Тульской области от 22.04.2009 N 254 в части утверждения тарифа в размере 14 рублей прекращено в связи с неподведомственностью настоящего спора арбитражному суду.
Не согласившись с данным определением, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на то, что судом не учтена правовая позиция, изложенная в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" (далее - Постановление N 58) и на нарушение судом норм материального права, просит судебный акт отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Оценив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм права, суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не находит исходя из следующего.
Согласно части 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 07.06.2013 N 126-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации") арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Таким образом, в настоящее время в связи с принятием Федерального закона от 07.06.2013 N 126-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (в отличие от ранее действовавшего арбитражного процессуального законодательства) арбитражным судам подведомственны экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, только при условии указания на рассмотрение данных споров в арбитражных судах.
Частью 5 статьи 27 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.
То есть, названный закон не предусматривает возможности обжалования нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в арбитражном суде.
В силу правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 2.2 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58, если федеральным законом предусмотрено обжалование нормативных правовых актов в судебном порядке, заявления о признании недействующими таких нормативных правовых актов не подлежат рассмотрению в арбитражном суде
Кроме того, в силу статьи 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
На основании указанного арбитражный суд рассматривает заявления о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 2.4 Постановления N 58).
Вопреки статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество не представило доказательств, подтверждающих, что оспариваемое положение нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2.5 Постановления N 58 арбитражный суд разрешает вопрос о подведомственности арбитражному суду заявления о признании нормативного правового акта недействующим, исходя из содержания оспариваемого акта, характера спорного правоотношения, а также с учетом того, затрагивает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Если арбитражный суд установит, что не имеется федерального закона, в соответствии с которым рассмотрение дела об оспаривании такого нормативного правового акта отнесено к его компетенции, арбитражный суд на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ прекращает производство по делу, за исключением случаев, когда заявление об оспаривании этого акта уже подавалось в суд общей юрисдикции и не было им рассмотрено по существу со ссылкой на неподведомственность соответствующего дела судам общей юрисдикции.
В материалах дела не имеется доказательств того, что ООО "Перевозчик" обращался в суд общей юрисдикции с таким спором, а также доказательств, свидетельствующих об утрате заявителем возможности рассмотрения дела в суде общей юрисдикции.
Заявитель также пояснил, что, по его мнению, оспариваемое положение ненормативного акта не соответствует Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Между тем, из оспариваемых положений нормативного акта не усматривается, что утвержденный тариф в размере 14 рублей на перевозки пассажиров или провоз одного места багажа в городском пассажирском транспорте (автобус) создает дискриминационные условия исключительно обществу и предоставляет преференции другим хозяйствующим субъектам, поскольку установлен единый тариф перевозчикам пассажиров или одного места багажа в городском пассажирском транспорте (автобус).
С учетом вышеприведенных положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в Постановлении N 58, Арбитражный суд Тульской области пришел к правильному выводу о том, что заявленные требования не относятся к подведомственности арбитражного суда, в связи с чем правомерно прекратил производство по делу на основании части 1 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах кассационная судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для отмены оспариваемого определения и удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Тульской области от 08.10.2013 по делу N А68-5068/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перевозчик" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.