г.Калуга |
|
21 января 2014 г. |
Дело N А62-4016/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.01.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.01.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. |
|
Стрегелевой Г.А. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя - ООО "Региональные ресурсы", ОГРН 1096725000448, г. Смоленск |
Емельянова Ю.А. - дов. от 19.07.2013 |
от заинтересованного лица - Администрации города Смоленска, ОГРН 1026701449719, г.Смоленск от Прокуратуры Смоленской области |
Кривцова А.В. - дов. от 17.12.2013 N 1-5577 Ермаченковой С.А. - прокурора отдела, удост.N 112532 |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 23.10.2013 (судьи Печорина В.А., Еремеева В.И., Яковенкова В.В.) по делу N А62-4016/2013,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Региональные ресурсы" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим постановления Администрации города Смоленска (далее - Администрация) от 22.05.2013 N 911-адм "Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, на территории г. Смоленска".
Дело рассматривалось с участием Прокуратуры Смоленской области.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 23.10.2013 оспариваемое постановление признано не соответствующим положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), статье 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), положениям "Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" (далее - Правила N 1425) и не действующим полностью.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение суда и в удовлетворении требований Общества отказать, ссылаясь на неверные вывода суда о подписании оспариваемого постановления неуполномоченным лицом, о том, что избранный Администрацией способ графического изображения схем прилегающих территорий не позволяет определить границы таких территорий, а также на нарушение судом норм процессуального права - копия решения суда подписана одним судьей, а не тремя судьями.
В отзыве на жалобу Прокуратура Смоленской области просит оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам, представители Общества и Прокуратуры просили оставить кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) и во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" 22.05.2013 Администрацией принято постановление N 911-адм "Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, на территории города Смоленска".
Пунктом 3 названного постановления определены границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, согласно схемам (приложения N N 1- 436).
В частности, в приложении N 140 приведена схема границ, прилегающих к МБОУ СОШ N 2.
Постановлением Администрации от 02.07.2013 N 1101-адм внесены изменения в постановление от 22.05.2013 N 911-адм, а именно: приложения NN 140 и 353 изложены в новой редакции.
Постановлением Администрации от 16.08.2013 N 1418-адм внесены изменения в приложения N 1-436 к постановлению Администрации от 22.05.2013 N 911-адм (приложение N 140 сохранено в редакции постановления Администрации от 02.07.2013 N 1101-адм).
Из сообщения Комитета по информационным ресурсам и телекоммуникациям от 08.10.2013 N 27-121 следует, что вышеуказанные нормативные акты были размещены на официальном сайте Администрации в разделе "нормативно-правовые акты" 04.06.2013, 17.07.2013 и 26.08.2013 соответственно. При этом постановления Администрации от 22.05.2013 N 911-адм и от 02.07.2013 N 1101-адм размещены без приложений.
После обращения Общества в арбитражный суд тексты постановлений от 22.05.2013 N 911-адм, 02.07.2013 N 1101-адм (без приложений), постановление от 16.08.2013 N 1418-адм в полном объеме с приложениями опубликованы в печатном издании "Смоленские городские известия" от 10.09.2013, N 10. Указанное печатное издание в соответствии с Решением Смоленского городского Совета от 21.12.2006 N 229 является официальным периодическим печатным изданием Смоленского городского Совета, Главы города Смоленска, Администрации города Смоленска.
07.07.2013 Общество обратилось в Департамент экономического развития Смоленской области с заявлением о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Приказом от 03.07.2012 N 340/05-02-02 Обществу отказано в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции со ссылкой на то, что торговый объект расположен на территории, прилегающей к территории МБОУ СОШ N 2 (торговый объект расположен на расстоянии менее 50 м от входа на территорию МБОУ СОШ N 2), на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции в соответствии с п.1.1 постановления Администрации от 22.05.2014 N 911-адм (в редакции постановления Администрации от 02.07.2013 N 1101-адм).
Ссылаясь на то, что постановление Администрации от 22.05.2013 N 911-адм не соответствует закону, так как использованная в нем формулировка: "минимальное значение расстояния" от организаций, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, до границ прилегающих территорий, порождает правовую неопределенность; постановление подписано неуполномоченным лицом и не опубликовано в установленном законом порядке; данное постановление нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Региональные ресурсы" обратилось 25.07.2013 с указанным заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции подробно исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требования заявителя.
В соответствии с ч.1 ст.192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.4 ст.194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Обжалование решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в суд или арбитражный суд предусмотрено также статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Учитывая требования ст.2 Закона N 131-ФЗ, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление Администрации отвечает критериям нормативного правового акта, поскольку действие данного акта не носит индивидуального характера, распространяется на неопределенный круг лиц, рассчитано на неоднократное применение.
В пункте 6.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" разъяснено, что по смыслу положений частей 4 и 5 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд проверяет полномочия органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, в том числе и при отсутствии указания на это в заявлении о признании нормативного правового акта недействующим. Если арбитражный суд придет к выводу, что оспариваемый акт принят органом (должностным лицом) с нарушением полномочий на издание таких актов, он вправе принять решение о признании оспариваемого акта недействующим без исследования иных обстоятельств по делу, в том числе без проверки содержания оспариваемого акта.
Суд проверил факт принятия оспариваемого нормативного акта полномочным должностным лицом и пришел к выводу о том, что и.о. главы Администрации города Смоленска Бунцев Д.В. не вправе был подписывать данный нормативный акт.
В соответствии со ст. 37 Закона N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
В соответствии с положениями ч.1 ст.40 Устава города Смоленска Администрация города Смоленска осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным и областным законодательством, настоящим Уставом, решениями Смоленского городского Совета, постановлениями главы Администрации города Смоленска, Положением об Администрации города Смоленска, утверждаемым главой Администрации города Смоленска.
Глава Администрации города Смоленска назначается на должность Смоленским городским Советом по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий Смоленского городского Совета (до дня начала работы Смоленского городского Совета нового созыва), но не менее чем на два года - ч. 1 ст. 37 Устава города Смоленска.
Согласно ст. 9 Регламента Администрации города Смоленска, утвержденного распоряжением Администрации города Смоленска от 23.01.2013 N 27-р/адм, правовыми актами Администрации города являются постановления и распоряжения, принимаемые должностными лицами в пределах своей компетенции.
Глава Администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Смоленской области, Уставом города Смоленска, нормативными правовыми актами городского Совета, подписывает постановления Администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Смоленской области, которые подлежат обязательному исполнению на территории города Смоленска, а также распоряжения Администрации города по вопросам организации работы Администрации города.
Заместители главы Администрации могут издавать распоряжения в пределах своей компетенции.
В случае временного отсутствия главы Администрации его обязанности исполняет первый заместитель главы Администрации, а в случае отсутствия первого заместителя главы Администрации - заместитель главы Администрации, уполномоченный главой Администрации - ст. 5 Регламента.
Постановление Администрации города Смоленска от 22.05.2013 N 911-адм подписано и.о. главы Администрации города Смоленска Бунцевым Д.В. (исполняющий обязанности первого заместителя главы Администрации города Смоленска в соответствии с распоряжением Администрации города Смоленска от 14.02.2013 N 141-лс).
Судом установлено, что распоряжением Главы города Смоленска от 22.05.2013 N 133-лс с главой Администрации города Смоленска Алашеевым Н.Н. расторгнут контракт, заключенный в соответствии с ч. 1 ст. 37 Устава города Смоленска.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Устава города Смоленска в случае досрочного прекращения полномочий главы Администрации города Смоленска (в том числе, в случае расторжения контракта) Смоленский городской Совет в порядке, установленном нормативным правовым актом Смоленского городского Совета, назначает две трети членов конкурсной комиссии и принимает решение о проведении конкурса на замещение должности главы Администрации города Смоленска.
До назначения на должность нового главы Администрации города Смоленска его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления города Смоленска, назначаемое решением Смоленского городского Совета, принятым открытым голосованием большинством голосов от установленной численности депутатов. Указанное решение Смоленского городского Совета принимается не позднее чем в трехдневный срок со дня досрочного прекращения полномочий главы Администрации города Смоленска.
В связи с тем, что Бунцев Д.В. не назначался решением Смоленского городского Совета как должностное лицо, имеющее право временно исполнять обязанности главы Администрации города, у него отсутствовали полномочия на подписание оспариваемого нормативного правового акта. Поэтому суд по праву признал постановление Администрации от 22.05.2013 N 911-адм недействующим.
Довод заявителя жалобы о том, что Бунцева Д.В. следует рассматривать как лицо, замещающее главу Администрации в случае временного отсутствия последнего, так как Алашеев Н.Н. в дальнейшем был решением суда восстановлен в должности главы Администрации города, был предметом исследования суда и по праву отклонен как несостоятельный.
Довод заявителя жалобы о том, что поступившая в адрес Администрации копия решения суда не подписана всеми тремя судьями, что в силу п.5ч.4ст.288 АПК РФ является безусловным основанием для отмены судебного решения, несостоятелен.
Из материалов дела следует, что подлинное решение суда подписано тремя судьями, рассматривающими данное дело (т.1. л.д.108).
Согласно п.3.33. Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанциях), утвержденной Приказом ВАС РФ от 25.03.2004 N 27, судья, рассмотревший судебное дело единолично, а также состав суда при коллегиальном рассмотрении дела подписывают только подлинники судебных актов, которые подшиваются в дело. Лицам, участвующим в деле, высылаются копии судебных актов, верность которых свидетельствуют секретари судебных заседаний (помощники судей) или специалисты судебных составов, если не требуется заверения копии гербовой печатью.
Оснований для отмены обжалуемого судебного решения не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 23.10.2013 по делу N А62-4016/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.И.Смолко |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.