г.Калуга |
|
23 января 2014 г. |
Дело N А35-272/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.01.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.01.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. |
|
Стрегелевой Г.А. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя - СПК им.Фрунзе, Курская обл., Горшеченский район, ОРГН 1024600581565 |
Коротких О.А. - дов. от 10.01.2014 |
от заинтересованного лица - Администрации Горшеченского района Курской области, Курская обл., пос.Горшечное, ОГРН 1054600009408 |
Степанянца С.Л. - дов. от 10.01.2014 N 3 |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Горшеченского района Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 28.05.2013 (судья Силакова О.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2013 (судьи Сухова И.Б., Поротиков А.И., Ушакова И.В.) по делу N А35-272/2013,
УСТАНОВИЛ:
Сельскохозяйственный производственный кооператив имени Фрунзе (далее - СПК имени Фрунзе, СПК) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации Горшеченского района Курской области (далее - Администрация), оформленного письмом N 3605 от 13.12.2012, об отказе в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования путем предоставления в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 46:04:100000:7, площадью 591,444 га, категория земли - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: Курская обл., Горшеченский р-н, Солдатский сельсовет, и об обязании Администрации подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его в адрес СПК для заключения договора.
Решением Арбитражного суда Курской области от 28.05.2013, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2013, требования СПК удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация просит принятые судебные решения отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать, ссылаясь на неверный вывод суда двух инстанций о том, что СПК представил в Администрацию документ, подтверждающий его право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок, что земельный участок идентифицирован, у обратившегося за переоформлением права на землю лица имелись полномочия на совершение юридически значимых действий, представления списка расположенных на спорном земельном участке зданий, сооружений не требуется.
В отзыве на кассационную жалобу СПК имени Фрунзе просит оставить состоявшиеся судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам, представитель СПК поддержал доводы отзыва на жалобу.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, 16.11.2012 СПК обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность за плату в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 46:04:100000:7, площадью 610 га, категория земли - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу Курская обл., Горшеченский р-н, Солдатский сельсовет.
К заявлению были приложены копии кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 46:04:100000:7 от 08.10.2012, свидетельства о праве на землю N 021, выданного Администрацией в 1993 году, постановления главы Администрации от 05.08.1999 N 161 о регистрации СПК, свидетельства о государственной регистрации СПК от 06.08.1999, свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, уведомления об отсутствии в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах на спорный земельный участок, приказа о назначении подписавшего заявление Дюкарева А.В. на должность заместителя председателя СПК, доверенности на Дюкарева А.В. и его паспорта.
В связи с внесением изменений в государственный кадастр недвижимости, 03.12.2012 СПК направило в адрес Администрации письмо, в котором просило считать площадь испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 46:04:100000:7 равной 591,444 га, приложило копию кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 46:04:100000:7 от 29.11.2012.
Администрация письмом от 13.12.2012 за N 3605 отказала СПК в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок путем предоставления его в собственность за плату, ссылаясь на то, что к заявлению не приложено каких-либо документов, подтверждающих нахождение указанного земельного участка у СПК на праве постоянного (бессрочного) пользования, отсутствуют сведения о зарегистрированных правах СПК на этот земельный участок и сведения в государственном кадастре недвижимости; данный земельный участок не относится к объектам права, предоставление которых в собственность допускается законодательством; отсутствует подтверждение полномочий лица, подписавшего заявление от СПК на данный вид юридически значимых действий.
Полагая, что отказ Администрации не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы СПК, последнее обратилось в арбитражный суд с названными требованиями.
Суд двух инстанций исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований СПК.
В соответствии с ч.1ст.198, ч.4 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) предусмотрено, что юридические лица, за исключением указанных в п.1 ст.20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ).
В силу п.5 ст.36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, установлен Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475.
Судами установлено, что при обращении в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность за плату в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования спорного земельного участка СПК представило все документы в соответствии с вышеуказанным Перечнем, в том числе документы, подтверждающие право постоянного (бессрочного) пользования СПК на спорный земельный участок.
Постановлением Администрации от 27.01.1993 N 23 был утвержден проект перераспределения земель акционерного общества закрытого типа имени Фрунзе (правопредшественника СПК), на основании которого акционерному обществу выдано свидетельство N 021 на право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования землей. Согласно указанным документам акционерному обществу передано в собственность 4323 га земли сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования, в том числе сельхозугодий -3703 га (из них 3201 га пашни, 14 га сенокосов, 488 га пастбищ) и прочих угодий - 620 га (т.1, л.д.60, 78, 79).
Постановлением Администрации от 30.03.1994 N 65 "Об утверждении материалов плана границ на право собственности на землю, владение и пользование землей сельскохозяйственным предприятиям Горшеченского района" были утверждены материалы плана границ по с/х предприятиям согласно приложению N 1. В п.6 приложения N 1 указаны площади земель, расположенных в границах с/х предприятия АО им.Фрунзе, а именно: площадь земель в границах плана - 6308 га, в том числе закрепленная за с/х предприятием - 4323 га, из них в собственности - 3703 га, в пользовании - 620 га (т.1, л.д.106, 107).
Суд, ссылаясь на Закон РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 "О земельной реформе", Указ Президента РФ от 27.12.1901 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и от 04.09.1992 N 708 "О порядке приватизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", ст.12 Земельного кодекса РСФСР, правильно указал, что земли колхозов, совхозов в период их реорганизации подлежали разграничению на государственную собственность, а также передаче гражданам (членам колхоза) в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность; земельные участки государственной собственности могли быть предоставлены юридическим лицам только на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Поэтому довод заявителя жалобы о том, что из документов не следует, что земельный участок прочих угодий площадью 620 га был передан в пользование АОЗТ имени Фрунзе на праве постоянного (бессрочного) пользования, несостоятелен.
Исходя из вышеизложенного, суд двух инстанций пришел к правильному выводу о том, что 3703 га земли сельхозугодий были предоставлены в собственность (членам АОЗТ им.Фрунзе), а 620 га земли прочих угодий были предоставлены в пользование на праве постоянного (бессрочного) пользования (АОЗТ им.Фрунзе).
Несостоятелен и довод заявителя жалобы о том, что право СПК на спорный земельный участок не прошло государственную регистрацию.
В силу ст.6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Пунктом 9 статьи 3 Закона N 137-ФЗ предусмотрено, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Закона о регистрации прав, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).
Согласно данным Государственного Кадастра недвижимости (ГКН), переданные АОЗТ имени Фрунзе прочие угодья в размере 620 га сформированы в самостоятельный земельный участок площадью 620 га (в настоящее время 591,444 га) с кадастровым номером 46:044 00000:7, который с 29.04.1993 состоит на кадастровом учете в качестве самостоятельного объекта гражданских правоотношений и отграничен от земельного участка площадью 3703 га, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 29.11.2012 N 46/12-1-149987 (т.1 л.д. 70).
Доводы заявителя жалобы о том, что спорный земельный участок не относится к объектам права, предоставление которых в собственность допускается законодательством, что этот участок не идентифицирован, что у лица, обратившегося от СПК в Администрацию с заявлением о переоформлении прав на землю, отсутствовали надлежащие полномочия на совершение юридически значимых действий, что СПК не представил список зданий и сооружений, расположенных на спорном земельном участке, были предметом подробного исследования суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка и все эти доводы по праву отклонены как несостоятельные.
Учитывая, что отказ Администрации СПК им.Фрунзе в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 591,444 га путем предоставления его в собственность СПК не соответствует закону и нарушает права и интересы СПК в сфере предпринимательской деятельности, суд по праву удовлетворил требования СПК.
Оснований для отмены обжалуемых судебных решений не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 28.05.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2013 по делу N А35-272/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.И.Смолко |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.