23 января 2014 г. |
А64-8937/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2014.
Полный текст постановления изготовлен 23.01.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "АПИ концепт" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.05.2013 (судья Пряхина Л.И.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013 (судьи Михайлова Т.Л., Скрынников В.А., Осипова М.Б.) по делу N А64-8937/2012,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "АПИ Концепт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании недействительными:
- решения Межрайонной ИФНС России N 9 по Тамбовской области (далее - Инспекция) N 890 от 17.09.2012 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения",
- решения УФНС России по Тамбовской области N 05-10/120 от 07.11.2012,
- требования Инспекции N 2422 об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 12.11.2012.
Решением арбитражного суда от 27.05.2013 признаны недействительными:
- решение Инспекции N 890 от 17.09.2012 в части применения ответственности, предусмотренной пунктом 1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в сумме 109 293,30 руб.;
- решение УФНС России по Тамбовской области N 05-10/120 от 07.11.2012 в части оставления без изменения и утверждения решения Инспекции N 890 от 17.09.2012 о привлечении к ответственности в виде штрафа в сумме 109 293,30 руб.;
- требование Инспекции N 2422 по состоянию на 12.11.2012 в части предложения уплатить штраф в сумме 109 293,30 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований Обществу отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество выражает несогласие с принятыми судебными актами. Просит их отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, учитывая, что в результате оспаривания кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости устанавливается на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, то кадастровая стоимость земельного участка, равная его рыночной стоимости в качестве налоговой базы для исчисления земельного налога в этом случае, должна применяться с этой же даты, а не с даты внесения записи в государственный кадастр недвижимости.
В отзывах на жалобу Инспекция и УФНС России по Тамбовской области указывают на законность и обоснованность судебных актов, и просят оставить жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей Общества, Инспекции и УФНС России по Тамбовской области, обсудив доводы жалобы и отзывов, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых решения и постановления арбитражных судов.
Из материалов дела следует, что Обществом 18.01.2012 была представлена в налоговый орган первичная налоговая декларация, а 18.04.2012 - уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год. По уточненной декларации Обществом были исчислены авансовые платежи по земельному налогу в сумме 98 386 руб. ежеквартально, а также сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам года - 98 386 руб. Всего за 2011 год исчисленная сумма земельного налога определена в размере 393 544 руб.
Исчисление налога произведено по пяти земельным участкам. Инспекция, проведя по правилам пункта 9.1 ст. 88 НК РФ камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, составила акт N 2687 от 30.07.2012, содержащий вывод о занижении налогоплательщиком земельного налога в сумме 2 428 734 руб., в том числе по сроку уплаты 03.05.2011 в сумме 607 183 руб., по сроку уплаты 01.08.2011 в сумме 607 183 руб., по сроку уплаты 31.10.2011 в сумме 607 183 руб., по сроку уплаты 01.03.2011 в сумме 607 185 руб., вследствие занижения налогооблагаемой базы в целях исчисления налога.
Рассмотрев акт, материалы проверки и возражения налогоплательщика, заместитель начальника Инспекции принял решение N 890 от 17.09.2012, которым привлек Общество к налоговой ответственности по пункту 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа размере 121 437 руб. за неполную уплату земельного налога за 2011 год.
Кроме того, данным решением налогоплательщику было предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2011 год в сумме 2 428 734 рублей, в том числе, по сроку уплаты 01.03.2012 - 607 185 руб., по сроку уплаты 03.05.2011 - 607 183 руб., 01.08.2011 - 607 185 руб., по сроку уплаты 31.10.2011 - 607 183 руб., и пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 231 847,52 руб. по состоянию на 17.09.2012.
УФНС России по Тамбовской области своим решением N 05-10/120 от 07.11.2012 оставило решение Инспекции N 890 от 17.09.2012 без изменения.
На основании вступившего в силу решения о привлечении к налоговой ответственности N 890 от 17.09.2012, Инспекция выставила в адрес Общества требование N 2422 об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 12.11.2012, которым предложила в срок до 30.11.2012 уплатить задолженность по земельному налогу в сумме 2 428 734 руб., пени в сумме 231 847,52 руб. и налоговые санкции - 121 437 руб.
Не согласившись с решением Инспекции N 890 от 17.09.2012, решением УФНС России по Тамбовской области N 05-10/120 от 07.11.2012 и требованием N 2422 от 12.11.2012 об уплате налога, пеней, санкций, Общество обратилось с заявлением о признании их недействительными в арбитражный суд.
Рассматривая спор по существу, суды обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В частности, ст. 388 НК РФ устанавливает обязанность организаций и физических лиц, обладающих земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, производить уплату земельного налога в порядке, установленном гл. 31 НК РФ.
Положениями ст. 389 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу положений пункта 3 ст.391 НК РФ, пункта 2 ст. 396 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) и определяют налоговую базу в целях исчисления налога самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 1 ст. 390 НК РФ и пункту 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения земельным налогом, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Следовательно, суды верно указали, что обязанность налогоплательщика по уплате земельного налога обусловлена наличием у него на правах: собственности; постоянного (бессрочного) пользования - земельного участка, сформированного в установленном земельным законодательством порядке, в отношении которого определена кадастровая стоимость этого земельного участка.
При этом, налоговое законодательство не содержит понятие кадастровой стоимости и не устанавливает способы ее определения.
Пунктом 2 ст. 390 НК РФ предусмотрено, что кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с постановлением Правительством Российской Федерации N 52 от 07.02.2008 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведений налогоплательщиков" сведения о кадастровой стоимости земельных участков бесплатно предоставляются налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со ст. 388 НК РФ, на основании их письменного заявления, в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости". Также указанные сведения могут быть размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Пунктом 1 ст. 14 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 (в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ) устанавливалось, что общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости.
Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде: копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости; кадастровой выписки об объекте недвижимости; кадастрового паспорта объекта недвижимости; кадастрового плана территории; в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (пункт 2 ст.14 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007).
Согласно пункту 5 ст. 4 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 16 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости в сроки, установленные в статье 17 настоящего Закона.
Аналогичные нормы содержатся в главе III.1. "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ.
Таким образом, суды верно отметили, что по общему правилу под кадастровой стоимостью земельного участка понимаются сведения о его стоимости, определенной в результате государственной кадастровой оценке земель и внесенные в государственный кадастр недвижимости, представляющий собой, как это следует из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, единый федеральный государственный информационный ресурс.
Вместе с тем, пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность использования для оценки земельных участков иного способа, чем государственная кадастровая оценка, осуществляемая на основании перечисленных нормативно-правовых актов.
В частности, редакцией пункта 3 ст.66 ЗК РФ, действовавшего до 29.07.2010, предусматривалось, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Эта же норма в редакции Федерального закона N 167-ФЗ от 22.07.2010, действующей с 29.07.2010, предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
При этом, согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011, в случае, если в данные государственного кадастра недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка, определенные в результате проведения государственной кадастровой оценки земли, то требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться в этом случае основанием для внесения ее органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу соответствующего судебного акта.
Поэтому суды правильно пришли к выводу, что исходя из положений статей 390 и 391 НК РФ, статей 16 и 17 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007, статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда, сформулированной в постановлении Президиума N 913/11 от 28.06.2011, кадастровая стоимость земельного участка, равная его рыночной стоимости, может быть использована в качестве налоговой базы для исчисления земельного налога лишь после внесения ее в государственный кадастр недвижимости на основании вступившего в законную силу судебного акта об установлении такой стоимости.
Судами установлено, что актуальная государственная кадастровая оценка земель на территории Тамбовской области проведена в 2010 году, результаты ее утверждены постановлением администрации Тамбовской области N 1394 от 29.11.2010 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Тамбовской области", и опубликованы в газете "Тамбовская жизнь" (специальный выпуск) N 159 (1064) 30.11.2010 и вступили в силу 01.01.2011. Приложения N 1 и N 2 к постановлению опубликованы на официальном сайте комитета по управлению имуществом Тамбовской области в сети Интернет по адресу: www.uprim.tambov.gov.ru.
Обществу на праве собственности принадлежат пять земельных участков на территории муниципального образования г. Тамбов:
- земельный участок площадью 90 508 м.кв. с кадастровым номером 68:07:2205001:0015 согласно свидетельству о государственной регистрации права 68-АБ N 133579;
- земельный участок площадью 299 695 м.кв. с кадастровым номером 68:07:2205001:0043 согласно свидетельству о государственной регистрации права 68-АБ N 133580;
- земельный участок площадью 89 664 м.кв. с кадастровым номером 68:07:2205001:0011 согласно свидетельству о государственной регистрации права 68-АБ N 133581;
- земельный участок площадью 4 500 м.кв. с кадастровым номером 68:07:0000000:0045 согласно свидетельству о государственной регистрации права 68-АБ N 133572;
- земельный участок площадью 13 690 м.кв. с кадастровым номером 68:07:2205001:0041 согласно свидетельству о государственной регистрации права 68-АБ N 133573.
В материалах дела имеются кадастровые паспорта земельных участков по состоянию на 16.04.2012, по данным которых кадастровая стоимость земельного участка 68:07:2205001:0015 составляет 34 835 624,12 руб., кадастровая стоимость земельного участка 68:07:2205001:0043 составляет 115 349 608,55 руб., кадастровая стоимость земельного участка 68:07:0000000:0045 составляет 1 642 545 руб., кадастровая стоимость земельного участка 68:07:2205001:0041 составляет 5 269 144,10 руб., кадастровая стоимость земельного участка 68:07:2205001:0011 составляет 34 510 776,96 руб.
В ходе камеральной проверки налоговым органом у управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области были истребованы сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2011. Согласно ответу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области N 2.19-1156-НК от 23.04.2012 кадастровая стоимость перечисленных земельных участков по состоянию на данную дату соответствует их кадастровой стоимости, указанной в кадастровых паспортах, датированных 16.04.2012.
Также из материалов дела следует, что Общество, не согласившись с результатами государственной кадастровой оценки принадлежащих ему земельных участков, обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлениями об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 68:07:2205001:0041, 68:07:0000000:0045, 68:07:2205001:0043, 68:07:2205001:0015 68:07:2205001:0011 равной их рыночной стоимости с 01.01.2011.
Решением арбитражного суда Тамбовской области от 13.12.2012 по делу N А64-5154/2012 кадастровая стоимость, равная рыночной стоимости, в отношении земельного участка 68:07:2205001:0041 была определена в сумме 2 581 141 руб., в отношении земельного участка 68:07:0000000:0045 определена в сумме 972 434 руб. Решение суда было обжаловано и вступило в законную силу 25.03.2013.
Решением от 14.11.2012 по делу N А64-4626/2012 Арбитражный суд Тамбовской области установил кадастровую стоимость, равную рыночной стоимости, в отношении земельного участка 68:07:2205001:0043 в сумме 38 705 253 руб., в отношении земельного участка 68:07:2205001:0015 в сумме 13 537 188 руб., в отношении земельного участка 68:07:2205001:0011 в сумме 13 426 365 руб. Решение не было обжаловано и вступило в силу с 14.12.2012.
Исходя из правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011, решения по делам N А64-5154/2012 и N А64-4626/2012 являются основанием для внесения данных о рыночной стоимости спорных земельных участков в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу названных судебных актов, то есть с 25.03.2013 и 14.12.2012 соответственно.
Рассматривая доводы апелляционной жалобы, суд второй инстанции верно указал следующее.
В соответствии со ст. 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пунктам 1, 3 ст.391 НК РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 ст.393 НК РФ).
С учетом приведенных норм налогового и гражданского законодательства, а также правовых позиций Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированных в постановлениях N 913/11 от 28.06.2011 и N 10761/11 от 25.06.2013, измененная кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости, внесенная в государственный кадастр недвижимости в течение налогового периода на основании вступившего в законную силу судебного акта, применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором такие изменения были внесены в кадастр.
Суд кассационной инстанции соглашается с указанным выводом.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Все доводы, положенные в основу кассационной жалобы, являлись предметом исследования арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены судебных актов, принятых в соответствии с нормами материального права.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Нарушение норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.05.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013 по делу N А64-8937/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "АПИ концепт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Е.И.Егоров |
Судьи |
М.Н.Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 1, 3 ст.391 НК РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 ст.393 НК РФ).
С учетом приведенных норм налогового и гражданского законодательства, а также правовых позиций Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированных в постановлениях N 913/11 от 28.06.2011 и N 10761/11 от 25.06.2013, измененная кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости, внесенная в государственный кадастр недвижимости в течение налогового периода на основании вступившего в законную силу судебного акта, применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором такие изменения были внесены в кадастр."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23 января 2014 г. N Ф10-4667/13 по делу N А64-8937/2012
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2187/14
13.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2187/14
24.02.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2187/14
23.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4667/13
07.11.2013 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-801/13
27.05.2013 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-8937/12
15.03.2013 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-801/13