г.Калуга |
|
23 января 2014 г. |
Дело N А08-2478/2013 |
Резолютивная часть постановления объвлена 21 января 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Николаевой Н.Н. |
судей |
Ключниковой Н.В. Стрегелевой Г.А. |
при участии: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Белгородрыба" (ОГРН 1023101637932, ИНН 3123082249, ул.Волчанская, д.169, г.Белгород, 308017) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Белгородской области (ОГРН 1043107030724, ИНН 312110753, пр-т. Б.Хмельницкого, д.86 корп. "Б", г. Белгород, 308007) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.07.2013 (судья Мироненко К.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013 (судьи Донцов П.В., Протасов А.И., Семенюта Е.А.) по делу N А08-2478/2013,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Белгородрыба" (далее - общество, ООО "Белгородрыба") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Белгородской области (далее - орган Росприроднадзора, Управление) о признании недействительным предписания от 31.01.2013 N 11/4078
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 26.07.2013, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных обществом требований отказать, указывая, что Управлением о проведении выездной плановой проверки Общество извещено надлежащим образом, распоряжение на проверку направлялось посредством факсимильной связи, о чем имеется запись на распоряжении о его получении; Управлением предоставлена расшифровка телефонных переговоров, что доказывает соединение именно с ООО "Белгородрыба" в данный промежуток времени; акт проверки составлен по установленной форме, в котором отражены допущенные нарушения.
В отзыве на жалобу Общество указывает на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, в удовлетворении кассационной жалобы просит отказать.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, представителей не направили; участники процесса о дате, времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. Управление и Общество письменно ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителей. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отмене решения и постановления судов и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя органа государственного контроля (надзора) от 10 января 2013 г. N 3 сотрудниками Управления проведена плановая выездная проверка ООО "Белгородрыба" на предмет соблюдения хозяйствующим субъектом требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Результаты проверки отражены в акте от 31.01.2013 N 2/248/ 4078/4086, из которого следует, что Обществом допущено 18 нарушений обязательных требований, установленных, в том числе, Федеральными законами от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", нормативными актами Минприроды РФ.
На основании данного акта выдано предписание от 31.01.2013 N 11/4078 об устранении выявленных правонарушений, которым орган контроля обязал Общество в срок до 06.05.2013 оборудовать места для сбора и временного хранения образующихся отходов.
Посчитав предписание незаконным, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что органом Росприроднадзора допущено грубое нарушение положений, предъявляемых Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) к организации и проведению проверок, выразившееся в нарушении установленного частью 12 статьи 9 Закона срока уведомления о проведении плановой проверки.
Кроме того, суд указал, что акт проверки составлен позднее даты окончания проверки на 7 дней, он не содержит сведений о представителе общества, присутствующем при проведении проверки, подпись представителя в акте проверки свидетельствует только о его получении; в журнале проверок надлежащим образом запись о проведении проверки не произведена.
Апелляционный суд согласился с выводами, изложенными в решении суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы суда о грубых нарушениях, допущенных Управлением Росприроднадзора по Белгородской области при проведении плановой проверки, не основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля установлен Законом N 294-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (ч. 3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 12 Закона N 294-ФЗ утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом.
В соответствии с частью 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения.
Несоблюдение указанных требований относится к грубым нарушениям, при наличии которых результаты проверки не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, предпринимателем обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица или предпринимателя (пункт 1 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ).
Из решения суда следует, что им были приняты во внимание пояснения представителя Общества о не извещении Управлением Общества о проведении плановой проверки. Однако, обращаясь в арбитражный суд, Общество к заявлению приложило, в том числе, заверенную им копию распоряжения N 3, из которой следует, что оно получено 16.01.2013 в 13.20 по факсу от указанного органа Росприроднадзора.
Данному обстоятельству не дана оценка судом первой инстанции, а лишь приняты во внимание пояснения общества.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля (часть 4 статьи 16 Закона N 294-ФЗ).
Таким образом, Закон вменяет в обязанность государственному органу ознакомление с актом проверки проверяемого лица, а не составление акта проверки в присутствии такого представителя.
В акте после подписей лиц, проводивших проверку, следует строка следующего содержания "С актом проверки ознакомлен(а), копию акта со всеми приложениями получил(а)" и далее следует подпись "представителя по дов-ти от 17.10.11г".
Таким образом, требование части 4 статьи 16 Закона N 294-ФЗ органом Росприроднадзора соблюдены.
Статьей 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ предусмотрен перечень грубых нарушений, при совершении которых результаты проверки не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Пункт 6 части 2 указанной статьи грубым нарушением считает нарушение требований, предусмотренных частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки), однако из судебных актов не следует, что такое нарушение административным органом допущено.
Таким образом, выводы судов о нарушении органом Росприроднадзора требований к организации и проведению проверки не нашли своего подтверждения в материалах дела и сделаны без учета вышеназванных правовых положений Закона N 294-ФЗ, регулирующих правила проведения плановых выездных проверок.
Выводы суда о невозможности выполнить оспариваемое предписание ввиду его неконкретности не мотивированы ссылками на закон, дающий полномочия государственному органу определять, вмешиваясь в хозяйственную деятельность Общества, определять конкретно способы устранения нарушения закона, в данном случае - каким образом оборудовать места для сбора и временного хранения образующихся отходов, при том, что существуют положения специального законодательства на этот счет, которые и должно исполнять Общество.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства арбитражным судом первой и апелляционной инстанции не были исследованы и не дана оценка обстоятельствам, связанным с самим фактом нарушения Обществом природоохранного законодательства.
Принимая во внимание неполное исследование судом обстоятельств дела и отсутствие у суда кассационной инстанции полномочий на установление новых юридически значимых обстоятельств, решение и постановление судов на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение, при котором необходимо устранить отмеченные недостатки, полно и всесторонне исследовать и оценить подлежащие представлению в дело доказательства, с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.07.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013 по делу N А08-2478/2013 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Белгородской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Николаева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.