г. Калуга |
|
23 января 2014 г. |
Дело N А54-767/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.01.2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.01.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Чаусовой Е.Н. |
Судей |
Радюгиной Е.А. |
|
Ермакова М.Н. |
|
|
При участии в заседании: |
|
|
|
от ОАО "Рязаньзернопродукт" (ОГРН 1026200870893, г. Рязань, ул. Чкалова, д.48В) |
Бусыревой Т.А. - представителя (доверен. от 13.01.2014 г., пост.) |
от Межрайонной инспекции ФНС N 1 по Рязанской области (г. Рязань, Первомайский пр-т, 15/21)
|
Медведевой Н.Г. - представителя (доверен. от 09.01.2014 г. N 2.2.1-20/2, пост.), |
рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 26.06.2013 г. (судья Котлова Л.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2013 г. (судьи Тимашкова Е.Н., Еремичева Н.В., Стаханова В.Н.) по делу N А54-767/2013,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Рязаньзернопродукт" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Рязанской области о взыскании процентов за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость в сумме 5197182 руб. 82 коп. (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 26.06.2013 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2013 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ОАО "Рязаньзернопродукт" представило в налоговый орган по налогу на добавленную стоимость налоговую декларацию за июль 2007 года, где сумма налога, исчисленная к уменьшению, составила 7693723 руб., уточненную налоговую декларацию за июль 2007 года, где сумма налога, исчисленная к уменьшению, составила 7695225 руб., налоговую декларацию за август 2007 года, согласно которой сумма к возмещению из бюджета составила 3460605 руб., налоговую декларацию за 2 квартал 2009 года, где сумма налога, исчисленная к уменьшению, составила 16314844 руб., налоговую декларацию за 4 квартал 2009 года, в которой сумма налога, исчисленная к уменьшению, составила 9532698 руб., уточненную налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2009 года, где сумма налога, исчисленная к уменьшению, составила 17389664 руб., налоговую декларацию за 4 квартал 2010 года, где сумма налога, исчисленная к уменьшению, составила 107662040 руб., уточненную налоговую декларацию за 4 квартал 2010 года, где сумма налога, исчисленная к уменьшению, составила 106002351 руб., налоговую декларацию за 1 квартал 2011 года, сумма налога, исчисленная к уменьшению, составила 25548692 руб.
Поскольку суммы налога на добавленную стоимость возмещались обществу инспекцией с нарушением сроков, установленных ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации, а также после состоявшихся судебных актов, которыми признаны недействительными решения инспекции об отказе обществу в возмещении заявленных сумм, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о выплате процентов в указанной сумме за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Порядок возмещения налога на добавленную стоимость установлен ст.176 Налогового кодекса Российской Федерации.
С соответствии с положениями ст.176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.
По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 настоящего Кодекса. По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Одновременно с этим решением принимается: решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению; решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению; решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.
При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.
При отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих платежей по налогу или иным федеральным налогам.
Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).
Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.
Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
При нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, из правовых норм, определяющих основание и момент для принятия решения о возврате, порядок начисления процентов и период просрочки исполнения обязанности по возврату, следует, что статья 176 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2007 г.) осуществление возврата налога не ставит в зависимость от подачи налогоплательщиком заявления о возврате.
Поскольку в данном случае в установленные законом сроки налоговый орган не произвел возврат налога, то на основании статьи 176 НК РФ у заявителя возникло право требовать начисления и взыскания процентов.
Контррасчет налоговым органом не представлен.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонили доводы инспекции о том, что срок возврата суммы налога на добавленную стоимость необходимо исчислять со дня подачи обществом заявления в налоговый орган, как основанный на неверном толковании норм материального права, поскольку заявление подается налогоплательщиком при наличии у него необходимости в осуществлении возврата суммы налога на конкретный банковский счет, а при отсутствии такого заявления налоговый орган, приняв решение о возврате налога на добавленную стоимость, вправе осуществить возврат на любой известный ему расчетный счет.
Учитывая изложенное, доводы кассационной жалобы о необходимости получения от общества заявления о возврате суммы налога, несостоятельны.
Опровергающих выводы судов доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 26.06.2013 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2013 г. по делу N А54-767/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Чаусова |
Судьи |
Е.А. Радюгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.