г.Калуга |
|
5 февраля 2014 г. |
Дело N А36-7358/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.02.2014.
В полном объеме постановление изготовлено 05.02.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ключниковой Н.В. |
Судей |
Стрегелевой Г.А. |
|
Смолко С.И. |
при участии в заседании: |
|
от главы КФХ Петрищева А.В. (ОГРНИП 312480724000012); |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от администрации Елецкого муниципального района Липецкой области (ОГРН 1024800608095, ИНН 4807001289, Липецкая область, г. Елец, ул. 9 Декабря, 54, 399770);
от третьих лиц главы КФХ Богатикова Б.В. (Липецкая область, Елецкий район);
администрации сельского поселения Архангельский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области (Липецкая область, Елецкий район, п. Солидарность, ул. Первомайская, 17); |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
|
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу главы КФХ Петрищева А.В. на решение Арбитражного суда Липецкой области от 01.07.2013 (судья Карих О.М.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 (судьи Семенюта Е.А., Донцов П.В., Протасов А.И.) по делу N А36-7358/2012,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Петрищев Анатолий Васильевич (далее - заявитель, Петрищев А.В., глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным отказа администрации Елецкого муниципального района Липецкой области (далее - Администрация), выраженного в письме от 02.11.2012 г. N 1111, в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 48:7:1500901:167 площадью 90 766+-2 636 кв. м на 10 лет из земель сельхозназначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного: с/п Архангельский с/с, с.Ново-Ольшанец, и об обязании предоставить земельный участок в аренду заявителю сроком на 10 лет.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены глава КФХ Богатиков Б.В. и администрация сельского поселения Архангельский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации.
Решением суда от 01.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.10.2013 решение суда от 01.07.2013 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ее заявителем ставится вопрос об отмене судебных актов в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Поскольку, приняв решение об отказе как главе КФХ Петрищеву А.В., так и главе КФХ Богатикову Б.В., в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду по мотиву необходимости проведения торгов, органом местного самоуправления не совершалось каких-либо действий, направленных на проведение торгов (не принимались распорядительные акты о проведении самих торгов, независимой оценки и т.п.), то его требования подлежали удовлетворению.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Петрищев А.В. зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства 27.08.2012.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства 19.10.2012 обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 48:7:1500901:167 площадью 90 766+-2636 кв.м. из земель сельхозназначения, расположенного: с/п Архангельский с/с, с. Ново-Ольшанец для ведения сельскохозяйственной деятельности в аренду сроком на 10 лет.
Письмом от 02.11.2012 N 1111 Администрация отказала заявителю в этом, сославшись на то, что в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 48:07:1500901:167 будет принято после опубликования объявления о предоставлении земельного участка в газетах "Липецкая газета" и "В краю родном".
Посчитав отказ незаконным, глава КФХ оспорил его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В силу ст. 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); 4) срок аренды земельных участков; 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в п. 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в п. 3 данной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 3, 4 ст. 12 Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ).
В силу п. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Суды обоснованно исходили из того, что порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду в случае, если на участок претендуют несколько (два и более) специальных субъектов (фермеров), Законом о крестьянском хозяйстве не урегулирован. В подобной ситуации подлежат применению положения статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса земельное законодательство основывается на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
По смыслу приведенных норм при конкуренции двух или более заявлений глав крестьянских (фермерских) хозяйств в отношении испрашиваемого земельного участка орган местного самоуправления не вправе отдавать предпочтение тому или иному землепользователю, поэтому такой участок должен предоставляться по результатам торгов в порядке, предусмотренном статьей 10 Закона N 101-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Статьей 34 Земельного кодекса установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, в связи с чем, обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве, и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Учитывая, что в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка было также подано заявление главы КФХ Богатиковым Б.В., основания для предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду заявителю без проведения торгов отсутствовали.
При таких обстоятельствах на основании заявления от 19.10.2012 провести процедуры, установленные статьей 12 Закона о крестьянском хозяйстве, и принять решение о передаче испрашиваемого участка в аренду главе КФХ Петрищеву А.В. Администрация не могла, что само по себе исключает нарушение прав заявителя.
Оснований для отмены решения и постановления по доводам кассационной жалобы не имеется, поскольку они не опровергают правильности выводов судов, направлены на переоценку исследованных ими доказательств и установленных фактических обстоятельств, что недопустимо в силу требований статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Судебные инстанции верно применили нормы материального права, представленным сторонами доказательствам дали надлежащую правовую оценку.
Нарушения процессуальных норм, являющиеся основанием к отмене или изменению судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 01.07.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 по делу N А36-7358/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В.Ключникова |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.