г.Калуга |
|
13 февраля 2014 г. |
Дело N А62-1693/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 февраля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 февраля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Степиной Л.В. |
судей |
Панченко С.Ю. Николаевой Н.Н. |
при участии в заседании: |
|
от индивидуального предпринимателя Мусатова Геннадия Владимировича (ОГРНИП 308673116800092, ИНН 672902874410, г. Смоленск) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Администрации города Смоленска (ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070, ул. Октябрьской революции, д.1/2, г. Смоленск, 214000) - Кривцова А.В. - представителя по доверенности от 27.12.2013 N 1-5577,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Мусатова Геннадия Владимировича на решение Арбитражного суда Смоленской области от 02.07.2013 (судья Алмаев Р.Н.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2013 (судьи Мордасов Е.В., Стаханова В.Н., Тиминская О.А.) по делу N А62-1693/2013,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Мусатов Геннадий Владимирович (далее по тексту - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконными действий Администрации города Смоленска (далее - Администрация) по невключению торгового павильона, расположенного по адресу: улица Нормандии Неман, дом 21, принадлежащего предпринимателю на праве собственности, в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска, утвержденную постановлением Администрации города Смоленска от 25.12.2012 N 2317-адм и о понуждении Администрации внести изменения в указанную Схему, включив в нее данный торговый павильон.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 02.07.2013, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить упомянутые выше решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Индивидуальный предприниматель Мусатов Г.В. надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, однако в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении представителя Администрации, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм права, пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как установил суд и следует из материалов дела, постановлением Главы администрации города Смоленска от 01.08.2001 N 1812 для установки павильона Ромашовой Л.И. предоставлен в аренду земельный участок площадью 36 кв. м.
31.08.2001 между комитетом по управлению имуществом г.Смоленска и Ромашовой Л.И. заключен бессрочный договор аренды земельного участка (регистрационный номер 2471).
По окончании строительства павильон в установленном порядке сдан в эксплуатацию (акт приемки законченного строительством объекта от 11.02.2002) и поставлен на учет в Смоленском филиале ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ".
По договору купли-продажи от 06.06.2008, зарегистрированному в Смоленском филиале ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ", указанный павильон продан заявителю с последующей передачей прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка (договор уступки прав требования от 26.04.2010 зарегистрирован в Управлении Росреестра по Смоленской области).
Постановлением Администрации города Смоленска от 25.12.2012 N 2317-адм утверждена "Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска" (далее - Схема), в которую не включен торговый павильон предпринимателя.
22.02.2013 Мусатов Г.В. обратился в Администрацию с заявлением о включении его павильона в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска.
Письмом от 19.03.2013 N 16/02-337 Администрация сообщила предпринимателю, что его заявление оставлено без удовлетворения и указала, что схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2009 N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), постановления Администрации Смоленской области от 27.01.2011 N 38 "Об утверждении порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области схем размещения нестационарных торговых объектов" и утверждена постановлением Администрации города Смоленска от 25.12.2012 N 2317-адм, а также сослалась на то, что в соответствии с пунктом 3.10.7 технических требований к элементам автобусных остановок, правил их размещения на автомобильных дорогах согласно OCT 218.1.0020 2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования" не допускается размещение в помещении (на площади) автопавильона торговых киосков; а в соответствии с пунктом 3.16.1 размещение торговых киосков допускается за пределами посадочных площадок и площадок ожидания.
Предприниматель, посчитав действия Администрации по невключению в Схему торгового павильона, как несоответствующие требованиям закона и нарушающие его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, оспорил их в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия как нарушения прав и законных интересов предпринимателя, так и факта незаконного действия со стороны Администрации. При этом суд первой инстанции пришел к выводу, что указание Администрации на нарушение заявителем пунктов 3.10.7 и 3.16.1 технических требований к элементам автобусных остановок, правил их размещения на автомобильных дорогах OCT 218.1.0020 2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования" не нашло своего документального подтверждения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
На основании части 6 статьи 10 названного закона утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Администрации Смоленской области от 27.01.2011 N 38 утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области схем размещения нестационарных торговых объектов (Порядок).
Согласно пунктам 7 - 10 названного Порядка органы местного самоуправления городских и сельских поселений Смоленской области и территориальные органы Администрации города Смоленска в целях разработки и утверждения схемы выявляют все существующие нестационарные торговые объекты, проводят мониторинг потребности в нестационарных торговых объектах на соответствующей территории, результаты которого представляют в уполномоченный орган.
Уполномоченный орган осуществляет формирование плана размещения нестационарных торговых объектов на территории соответствующего муниципального образования Смоленской области с учетом размещения существующих нестационарных торговых объектов.
И уже на основании сформированного плана размещения нестационарных торговых объектов уполномоченный орган разрабатывает схему размещения нестационарных торговых объектов по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
При разработке схемы уполномоченный орган должен учитывать в том числе размещение существующих нестационарных торговых объектов.
Из материалов дела видно, что торговый объект, принадлежащий заявителю на праве собственности, эксплуатируется с 2002 года на арендуемом участке.
Учитывая изложенное, у Администрации в силу вышеприведенных правовых норм имелась обязанность по включению упомянутого выше нестационарного торгового объекта предпринимателя в данную схему.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций о законности действий администрации, не соответствуют приведенным выше нормам материального права.
Между тем для удовлетворения второго требования заявителя необходимо указать конкретный способ восстановления нарушенного права, учитывая, что в настоящее время действует Постановление Администрации Смоленской области от 01.11.2013 N 879 "О внесении изменения в Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области схем размещения нестационарных торговых объектов".
При этом следует принять во внимание, что нестационарные торговые объекты включаются в новую схему размещения нестационарных торговых объектов как действующие, если они размещены в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством, муниципальными нормативными правовыми актами.
В силу изложенного, суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении дела суд первой инстанции неполно выяснил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, а суд апелляционной инстанции допущенных нарушений не устранил, что является основанием для отмены решения и постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 02.07.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2013 по делу N А62-1693/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
С.Ю. Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.