г.Калуга |
|
11 марта 2014 г. |
Дело N А54-7817/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 марта 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Степиной Л.В. |
судей |
Николаевой Н.Н. Смолко С.И. |
при участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" (ОГРН 1041621008824, ИНН 1655063821, Южный промузел, 23, г. Рязань, 390011) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области (ОГРН 1096234009904, ИНН 6234074270, ул. Дзержинского, д. 14б, г. Рязань, 390013) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от третьих лиц:
Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Никольский пер., 9, г. Москва, 109012) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ул. Крупской, д.17, г. Рязань, 390044) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.07.2013 (судья Мегедь И.Ю.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2013 (судьи Тучкова О.Г., Рыжова Е.В., Тимашкова Е.Н.) по делу N А54-7817/2012,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" (далее - заявитель, Общество, ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ") обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении заявки о приватизации земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:291, несоставлении договора купли-продажи земельного участка, ненаправлении договора купли-продажи в адрес Общества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 29.07.2013, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2013, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие его выводов, содержащихся в решении и постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу N А54-7817/2012 новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, возражениях на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, находит обжалуемые решение и постановление законными и обоснованными ввиду следующего.
Как установлено судами двух инстанций, 09.11.2011 ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" обратилось в Управление с заявкой о приватизации находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:291 площадью 29929 кв. м, свидетельство о государственной регистрации права 62-МД N 091566.
На данном земельном участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 23.12.2008 серия 62-МГ 732459, 732460, 732461,732462,732463, 732464.
Поскольку Управление не приняло распорядительный акт о предоставлении в собственность находящегося в федеральной собственности земельного участка, не подготовило договор купли-продажи, считая, что ответчиком нарушены положения статей 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также исключительное право Общества на приобретение в собственность земельного участка под принадлежащими ему объектами недвижимости, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляет Российская Федерация.
Пункт 5 статьи 36 ЗК РФ предусматривает для приобретения прав на земельный участок совместное обращение граждан или юридических лиц, имеющих в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок (далее - Перечень N 475).
Согласно части 6 статьи 36 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ) в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Из материалов дела следует, что вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, Обществом представлены документы, определенные Перечнем N 475, что не оспаривалось Управлением.
Однако в установленные законом сроки решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" Управлением не принято.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
На основании пунктов 4.1, 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278, Управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Принимая во внимание вышеизложенное, суды обоснованно сделали вывод о наличии у административного органа полномочий на принятие решения по заявлению собственника соответствующего объекта недвижимости о приобретении земельного участка в собственность и на заключение договора купли-продажи земельного участка.
Выводы судов соответствуют разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", согласно которому рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Рассматривая данную категорию дел, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Между тем каких-либо правовых оснований бездействия административного органа, доказательств невозможности исполнения возложенных на него функций по предоставлению спорного земельного участка в собственность заявителя Управлением не представлено.
Доводы жалобы о пропуске Обществом срока давности для обращения с заявлением в арбитражный суд об оспаривании бездействия Управления, получившие надлежащую оценку, по праву отклонены судами как несостоятельные, поскольку указанный срок восстановлен судом, что отражено в решении Арбитражного суда Рязанской области от 29.07.2013 по настоящему делу.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
С учетом изложенного законность обжалуемых судебных актов проверена в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе Управления и возражениях на нее.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами двух инстанций правильно, а их выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся безусловными основаниями для отмены судебных актов, в кассационной жалобе не приведено и судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.07.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2013 по делу N А54-7817/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.