г.Калуга |
|
12 марта 2014 г. |
Дело N А35-7555/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.03.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.03.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. |
при ведении протокола помощником судьи |
Николаевой Н.Н.
Тарасовой О.В. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя - ООО "Курская фосфоритная компания", г.Курск, ОГРН 1044637042141 |
Сапелин О.А. - директор |
от заинтересованного лица - Департамента экологической безопасности и природопользования Курской области, г.Курск, ОГРН 1024600953024 |
Чяушка Т.В. - дов. от 23.01.2014 Сосновских С.В.-дов. от 09.01.2014 |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курской области, кассационную жалобу Департамента экологической безопасности и природопользования Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 30.08.2013 (судья Арцыбашева Т.Ю.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2013 (судьи Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д., Донцов П.В.) по делу N А35-7555/2012,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Курская фосфоритная компания" (далее - ООО "Курская фосфоритная компания", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента экологической безопасности и природопользования Курской области (далее - Департамент, административный орган) от 27.04.2012 N 12/9-01, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Решением Арбитражного суда Курской области от 28.09.2012, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2013, требование Общества удовлетворено.
Постановлением суда кассационной инстанции от 27.03.2013 решение от 28.09.2012 и постановление от 24.01.2013 отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи с несоответствием выводов суда двух инстанций имеющимся в деле доказательствам.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Курской области от 30.08.2013 требование Общества вновь удовлетворено.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2013 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент просит принятые судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда двух инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить состоявшиеся судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании представители Департамента поддержали доводы кассационной жалобы (с учетом дополнения к жалобе) по изложенным в ней мотивам, представитель Общества поддержал доводы отзыва на жалобу.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, ООО "Курская фосфоритная компания" действует на основании Устава, утвержденного собранием учредителей Общества 15.11.2004, зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц как юридическое лицо 17.12.2004.
По результатам аукциона Департамент 31.01.2011 выдал Обществу лицензию КРС 80066 ТР на право пользования участком недр местного значения "Туровский Восточный фланг" в Обоянском районе Курской области с целевым назначением - геологическое изучение, разведка и добыча общераспространенного полезного ископаемого - песка для строительных работ, площадь горного отвода на разработку участка - 8,9 га, срок действия лицензии - до 31.01.2026.
Постановлением главы Обоянского района Курской области от 09.02.2012 N 104 предписано предоставить Обществу в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, фонда перераспределения земель, с кадастровым номером 46:16:190801:24, расположенный по адресу: Курская обл., Обоянский район, Усланский сельсовет, д. Туровка, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, площадью 100000 кв. м, на срок 364 дня. Пунктом 2.2 постановления Обществу предписано произвести перевод земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности для использования в целях геологического изучения, разведки и добычи общераспространенного полезного ископаемого - песка.
Во исполнение названного постановления 10.02.2012 между Администрацией Обоянского района (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды N 2 на указанный земельный участок.
Приказом директора Департамента от 07.10.2011 N 186/01-11 утвержден План проведения плановых проверок на 2012 год, согласно которому на 17.04.2012 намечена выездная плановая проверка в отношении ООО "Курская фосфоритная компания", проверка согласована с органами прокуратуры.
Распоряжением заместителя директора Департамента от 12.04.2012 N 41/01-18 предписано провести в период с 17 по 20 апреля 2012 года плановую выездную проверку Общества с целью осуществления государственного контроля выполнения недропользователем условий пользования недрами, содержащихся в лицензии от 31.01.2011 КРС 80066 ТР.
О проведении проверки Общество уведомлено 12.04.2012.
По результатам проверки 17.04.2012 составлен акт проверки N 12/9-05.
Согласно акту в ходе проведения проверки, при которой присутствовал директор Общества Сапелин О.А., при осмотре 17.04.2012 участка недр местного значения "Туровский Восточный фланг" административным органом выявлен факт снятия плодородного слоя почв и основных вскрышных пород на значительной площади горного отвода, предоставленного Обществу в соответствии с лицензией; на западном фланге участка недр установлен факт добычи из недр песка и его складирование в конус экскаватором марки ЭО-DOOSAN 420. Двумя фронтальными погрузчиками марки ЭО-DOOSAN 340 осуществлялась отгрузка песка из конуса, заскладированного в карьере, и его транспортировка в конус, расположенный на западном борту карьера. Угловые точки горного и земельного отводов не вынесены и не закреплены на местности.
Кроме того, в акте отмечено, что Обществом не представлены проверяющему следующие документы, а именно: документы, удостоверяющие согласование рабочего проекта на разработку карьера по добыче песка и рекультивацию участка недр местного значения "Туровский Восточный фланг" с комиссией по согласованию технических проектов по Курской области Департамента по недропользованию по ЦФО, уточненные границы горного отвода, перевод земель в границах горного отвода из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель, соответствующую виду деятельности, годовой план развития горных пород, согласованный с уполномоченными органами. Общество не уведомило Департамент о начале разработки участка недр, не сообщило Департаменту в течение двух недель об изменении юридического адреса. Обществом нарушены пункты 3.5, 4.4, 4.6, 16 Условий пользования недрами, установленных лицензией КРС 80066 ТР от 31.01.2011.
В итоге государственный инспектор Департамента пришел к выводу о нарушении Обществом п.10 ч.2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), выразившемся в невыполнении условий, установленных лицензией.
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, инспектор Департамента в тот же день, 17.04.2012, в присутствии директора Общества составил в отношении Общества протокол N 12/9-03 об административном правонарушении. Копия протокола вручена Сапелину О.А. 17.04.2012.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении заместителем директора Департамента Чяушка Т.В. в присутствии директора Общества вынесено постановление от 27.04.2012 N 12/9-01, которым Общество привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не соглашаясь с указанным постановлением, полагая, что факт добычи Обществом общераспространенного полезного ископаемого - песка не доказан, ООО "Курская фосфоритная компания" обратилось в арбитражный суд с названным заявлением.
Удовлетворяя требование Общества, суд первой инстанции исходил из того, что административным органом не доказан факт добычи Обществом песка на горноотводном участке, на глубине более 5 метров, а, значит, не доказано событие административного правонарушения.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с состоявшимися судебными актами, так как выводы суда двух инстанций не соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу п. 3.4.14 Положения о Департаменте экологической безопасности и природопользования Курской области, утвержденного постановлением губернатора Курской области от 18.06.2007 N 273, пп. "г" п. 1 постановления Администрации Курской области от 20.03.2006 N 20 Департамент выполняет функции в сфере регулирования отношений недропользования на территории Курской области, осуществляет государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр, в том числе за выполнением условий лицензий на пользование участками недр местного значения.
Суд первой и апелляционной инстанций пришел к выводу о том, что у Департамента имелись полномочия на проведение проверки выполнения Обществом условий пользования недрами, процедура привлечения Общества к административной ответственности Департаментом не нарушена.
Согласно ст. 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В силу ст.12 Закона условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Пункт 10 части 2 статьи 22 названного Закона обязывает пользователя недр обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Пунктами 3.5, 4.4, 4.5, 4.7 Условий пользования недрами, являющихся неотъемлемой частью лицензии от 31.01.2011 N КРС 80066 ТР, предусмотрено, что добычу песка недропользователь обязан производить в границах горного и земельного отводов, угловые точки которых должны быть вынесены и закреплены на местности; добыча сырья допускается при наличии технического проекта на разработку и рекультивацию карьера, согласованного с Комиссией Департамента, документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, годового плана развития горных работ, согласованных с уполномоченными органами, а также после перевода земель в границах горного отвода в категорию, соответствующую данному виду деятельности.
Согласно пунктам 4.6, 16 Условий пользования недрами недропользователь обязан уведомить Департамент о начале разработки участка недр "Туровский Восточный фланг", в течение двух недель проинформировать Департамент об изменении юридического адреса и реквизитов.
Привлекая Общество к административной ответственности, Департамент сослался на нарушение Обществом названных пунктов Условий пользования недрами.
В соответствии с ч.2 ст.7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Признавая постановление Департамента от 27.04.2012 N 12/9-1 незаконным, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что Общество не добывало песок на горноотводном участке площадью 8,9 га, а добыча песка происходила на участке площадью 1,1 га на глубине до 5 метров.
Однако данный вывод суда противоречит имеющимся в деле доказательствам.
Пунктом 11.5 Условий пользования недрами предусмотрена обязанность недропользователя ежегодно представлять в ФГУ "ТФГИ по Центральному федеральному округу" и Курский филиал "ТФГИ по Центральному федеральному округу" статистическую отчетность по форме 5-ГР и форме 70-ТП.
Общество представило в указанные органы статистические отчеты по форме 5-ГР и 70-ТП за 2011 год. Согласно этим отчетам ООО "Курская фосфоритная компания" по лицензии КРС 80066 ТР от 31.01.2011 в 2011 году добыло 10.976 тыс. куб. м песка (т. 1, л.д. 87, 89).
Пунктом 6.1 Условий пользования недрами предусмотрена уплата налога на добычу песка, который устанавливается по налоговой ставке 5,5% от стоимости добытого полезного ископаемого.
Из имеющихся в деле платежных поручений следует, что Общество в 2011 году начислило и уплатило налог на добычу полезных ископаемых всего в сумме 41051 руб., в том числе за сентябрь - 14025 руб., октябрь - 6078 руб., ноябрь - 12271 руб., декабрь - 8677 руб. (т. 1, л.д. 93-96). Кроме того, платежным поручением N 149 от 09.04.2012 уплачен налог в размере 5584 руб. и за март 2012 года (т. 1, л.д. 97).
В материалах дела имеются счета-фактуры и товарные накладные от 12.09.2011, 31.10.2011, 29.11.2011, 27.12.2011, 30.03.2012, согласно которым ООО "Курская фосфоритная компания" отгружало грузополучателю - ООО "БелАвтоСпецСтрой" песок природный строительный (т.1, л.д. 88-102).
Согласно пункту 3.2 Условий пользования недрами (приложение N 1 к лицензии от 31.01.2011) площадь горного отвода на разработку недр местного значения "Туровский Восточный фланг" составляет 8,9 га (т. 1, л.д. 63).
По договору аренды от 10.02.2012 Обществу предоставлен в пользование земельный участок площадью 10 га (т. 1, л.д. 99).
Из пункта 2 "Рабочего проекта разработки открытым способом карьера по добыче общераспространенного полезного ископаемого песка и рекультивации участка недр местного значения "Туровский Восточный фланг" в Обоянском районе Курской области" следует, что общая площадь в границах утвержденного главой Обоянского района земельного отвода составляет 10 га, в том числе площадь участка, принятого к разработке - 8,9 га, и площадь отчуждений под ЛЭП - 1,1 га (т. 2, л.д. 131).
Удовлетворяя требование Общества, суд в основу своего решения положил ничем не подкрепленный довод представителя Общества о том, что оно добывало песок на части арендуемого земельного участка площадью 1,1 га, игнорировав все вышеназванные доказательства.
Суд оставил без внимания и тот факт, что постановлением главы Обоянского района Курской области от 09.02.2012 N 104 Обществу был предоставлен в аренду земельный участок площадью 100000 кв.м с кадастровым номером 46:16:190801:24 из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства и пунктом 2.2 постановления Обществу предписывалось произвести перевод земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности для использования в целях геологического изучения, разведки и добычи общераспространенного полезного ископаемого - песка. Аналогичное указано и в договоре аренды земельного участка от 10.02.2012.
На дату проведения проверки - 17.04.2012 земельный участок площадью 10 га не был переведен из категории земель сельскохозяйственного производства в категорию земель, позволяющую использовать участок для добычи полезных ископаемых.
Суд не выяснил, каким видом сельскохозяйственного производства занималось Общество на части арендованного земельного участка площадью 1,1 га и для какого вида сельскохозяйственного производства Обществу необходимо было производить вскрышные работы и добывать песок.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что в силу ст.19 Закона о недрах недропользователь вправе без соблюдения Условий пользования недрами добывать полезные ископаемые на глубине до 5 метров, что и делало Общества на земельном участке площадью 1,1 га.
Статьей 19 Закона о недрах предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Заключением экспертной комиссии государственной экспертизы отчета о результатах работ по объекту: "Разведка песков для строительных работ на участке "Туровский Восточный фланг" в Обоянском районе Курской области", утвержденным приказом Департамента от 05.10.2011 N 181/01-11, утверждены балансовые запасы песка участка "Туровский Восточный фланг" по состоянию на 05.09.2011 - 631,3 тыс. куб.м (т.1, л.д.129-135).
То есть, запасы песка спорного участка недр числятся на государственном балансе с 05.10.2011.
Кроме того, как следует из имеющихся в деле доказательств, Общество производило добычу песка не для своих нужд при занятии сельскохозяйственным производством, а с целью реализации песка третьим лицам.
Так как выводы суда первой и апелляционной инстанций не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает необходимым принятые судебные акты отменить, дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Учитывая, что дело направляется на новое рассмотрение в суд первой инстанции повторно, указания суда кассационной инстанции, изложенные в постановлении от 27.03.2013, судом двух инстанций во внимание не приняты, рассмотрение дела произвести в ином составе судей.
Руководствуясь п.3ч.1ст.287; ч.1,ч.2ст.288, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 30.08.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2013 по делу N А35-7555/2012 отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курской области в ином судебном составе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья |
С.И.Смолко |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.