г.Калуга |
|
18 марта 2014 г. |
Дело N А64-4710/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.03.2014.
Постановление изготовлено в полном объёме 18.03.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шильненковой М.В. |
судей |
Егоровой С.Г. Сладкопевцевой Н.Г. |
|
|
при участии в заседании: |
|
от Заместителя военного прокурора Западного военного округа
от ответчика:
от третьего лица: |
Хороборкина А.И. (дов. б/н от 07.02.2014),
Донских О.Н. (дов. N 006/011 от 11.01.2014),
не явились, извещены надлежаще,
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Тамбовская сетевая компания" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.09.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 по делу N А64-4710/2013,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель военного прокурора Западного военного округа (в интересах Российской Федерации) и Министерство обороны Российской Федерации обратились в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к открытому акционерному обществу "Тамбовская сетевая компания", ИНН 6829012231, ОГРН 1056882300694, (далее - ОАО "Тамбовская сетевая компания", ОАО "ТСК") и открытому акционерному обществу "Славянка", ИНН 7702707386, ОГРН 1097746264219, (далее - ОАО "Славянка") о признании части сделки (пункт 2.3.6 договора водоснабжения и водоотведения N 622 от 01.09.2011), недействительной вследствие ничтожности и обязании ответчиков заключить дополнительное соглашение к договору N 622 от 01.09.2011 об исключении из него пункта 2.3.6 (с учётом уточнений заявленных требований в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Военный комиссариат Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 04.09.2013 (судья Захаров А.В.) требования истца удовлетворены частично: подпункты а, б, в, д, е, з, и, к, л пункта 2.3.6 договора водоснабжения и водоотведения N 622 от 01.09.2011, заключенного между ОАО "Славянка" и ОАО "Тамбовская сетевая компания", признаны недействительными. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 (судьи Алфёрова Е.Е., Колянчикова Л.А., Яковлев А.С.) принятое решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, ООО "Тамбовская сетевая компания" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить в части признания недействительным подпунктов а, б, в, д, е, з, и, к, л пункта 2.3.6 договора N 622 от 01.09.2011.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель заявителя кассационной жалобы поддержал её доводы по изложенным мотивам. Представитель Заместителя военного прокурора Западного военного округа просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд округа не направило. Дело рассмотрено в отсутствие представителя Военного комиссариата Тамбовской области в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей Заместителя военного прокурора Западного военного округа и ОАО "ТСК", обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.09.2011 между ОАО "Славянка" (абонент) и ОАО "Тамбовская сетевая компания" (поставщик) заключен договор водоснабжения и водоотведения N 622, согласно п. 1.1 которого поставщик обязался осуществлять водоснабжение и водоотведение объекта, расположенного по адресу: г.Котовск, ул.Советская, 14, в количестве, параметрах и по цене, установленных настоящим договором, а Абонент - оплачивать полученную воду и сброшенные сточные воды на условиях, предусмотренных договором, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся на его балансе сетей, приборов и оборудования, связанных с водоснабжением и водоотведением.
Согласно пункту 2.3.6 договора N 622, в редакции протокола согласования разногласий от 17.10.2011, поставщик имеет право прекращать полностью или частично водоснабжение и водоотведение (до ликвидации задолженности или устранения нарушений), предварительно уведомив Абонента, органы местного самоуправления, местные службы Госсанэпиднадзора, при необходимости другие компетентные органы в случаях:
а) резкого ухудшения качества воды в источнике питьевого водоснабжения;
б) получения предписания или решения местных служб Госсанэпиднадзора;
в) попадания неразрешенных сбросу сточных вод и загрязнающих веществ в систему коммунального водоснабжения (водоотведения), причинивших ущерб этой системе или приведших к аварии;
г) устранения последствий аварий на системах коммунального водоснабжения и канализации;
д) аварийного или неудовлетворительного состояния водопроводных и канализационных сетей абонента;
е) проведения работ по присоединению новых абонентов и объектов по водоснабжению и водоотведению в сроки, согласованные с соответствующими органами;
ж) проведения планово-предупредительного ремонта и работ по обслуживанию водопроводных и канализационных сетей и устройств, к которым присоединен абонент;
з) недопущения абонентом полномочного представителя поставщика к осмотру узла учета для контроля и снятия показаний приборов учета и установки пломб;
и) обнаружения самовольного подключения абонентом к своим системам водоснабжения и канализации других абонентов или дополнительных устройств и сооружений, принадлежащих абоненту;
к) отказа от заключения или продления договора с поставщиком;
л) неуплаты абонентом полученной питьевой воды и (или) сброшенных сточных вод (за два расчетных периода согласно п. 83 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации и п. 5 ст. 486 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ссылаясь на то, что п.2.3.6 договора N 622 от 01.09.2011, в редакции Протокола согласования разногласий от 17.10.2011, противоречит п. 83 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства", поскольку в здании, расположенном по адресу г.Котовск, ул. Советская, 14, находится военный комиссариат, на который распространяются нормы, ограничивающие право поставщика на односторонний отказ от исполнения договора, а также на прекращение полного или частичного водоотведения абонента, Заместитель военного прокурора Западного военного округа обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным названным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст. 168 ГК РФ).
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой питьевой воды и приемом (сбросом) сточных вод регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N167).
Пунктом 11 Правил N 167 определено, что отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (ст.ст. 426, 539-548 ГК РФ), заключаемого абонентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Судом установлено, что в спорном помещении, в отношении которого заключен договор водоснабжения и водоотведения N 622, располагается отдел муниципального военного комиссариата Тамбовской области по г.Котовску, что подтверждается постановлением Администрации г.Котовска от 02.02.2006 N 112, распоряжением от 09.10.2008 N 387-р, письмами Военного комиссариата Тамбовской области от 25.06.2013 N 339/АХО, и не оспаривается заявителем кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.12.2012 N 1609 "Об утверждении положения о военных комиссариатах" военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях, в том числе обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение.
Согласно п. 4, п. 7 Указа Президента Российской Федерации N 1609 военные комиссариата являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов. Руководство служебной деятельностью военных комиссариатов осуществляется Министерством обороны Российской Федерации через командующих войсками военных округов.
Пунктом 23 настоящего Указа определено, что финансирование расходов военных комиссариатов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны РФ.
Согласно положениям Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" мобилизационная подготовка и проведение мобилизации являются составной частью обеспечения безопасности государства (статья 20).
Муниципальный военный комиссариат Тамбовской области является структурным подразделением военного комиссариата Тамбовской области, который, в свою очередь, является территориальным органом Минобороны РФ и входит в состав Западного военного округа, что подтверждено материалами дела и не оспаривается заявителем кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, арбитражный суд обоснованно отклонил утверждение ответчика о том, что отдел военного комиссариата не относится к объектам, обеспечивающим безопасность государства, как не соответствующий вышеуказанным положениям действующего законодательства.
Указом Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" установлено, что ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считаются действиями, нарушающими безопасность государства.
Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации N 167 регламентированы права и обязанности организации водопроводно-канализационного хозяйства, в том числе в части введения ограничения или прекращения отпуска питьевой воды и (или) приема сточных вод.
Аналогичные нормы о порядке введения временного ограничения или прекращения водоснабжения (водоотведения) содержатся в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, согласно подпункту "г" пункта 68 которых введение временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения не допускается (за исключением случаев аварий и проведения ремонтных работ) в отношении социально значимых категорий абонентов (объектов абонентов), включающих, в том числе: воинские части Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы охраны Российской Федерации (в отношении объектов, обеспечивающих безопасность государства).
Исходя из изложенного, вывод арбитражного суда о том, что любое ограничение или прекращение обеспечения услугами по водоснабжению и водоотведению военных комиссариатов и их структурных подразделений, которым является и отдел муниципального военного комиссариата Тамбовской области по г.Котовску, за исключением случаев аварий и проведения ремонтных работ, является незаконным, как нарушающее права лиц, участвующих в обеспечении безопасности государства, правомерен.
Таким образом, включение условий об ограничении или прекращении подачи воды и приема сточных вод в подпункты а, б, в, д, е, з, и, к, л пункта 2.3.6 спорного договор сторон от 01.09.2011, обоснованно признано судом первой и апелляционной инстанций нарушением императивных требований, установленных п. 68 Правил холодного водоснабжения и водоотведения N 644, п. 1 Указа Президента Российской Федерации N1173, в связи с чем указанные подпункты пункта 2.3.6 признаны судом недействительными.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, кассационной коллегией не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 287 ч.1 п.1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.09.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 по делу N А64-4710/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
М.В.Шильненкова |
Судьи |
С.Г.Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.